С самых первых уроков по развитию речи учитель
на доступном материале показывает роль речи в
жизни каждого человека, раскрывает основные её
функции. В ходе этой работы ученики имеют
возможность понять, что речь необходима каждому,
чтобы поделиться своими мыслями, чувствами,
получить информацию о действительности,
повлиять на мысли и чувства людей. Поэтому очень
важно не только то, о чём мы говорим, к чему
призываем, но и то, как мы это делаем, как
обращаемся, друг к другу, как общаемся.
На этом этапе, безусловно, не употребляется ни
сам термин разговорный речевой этикет, ни его
значение, как совокупность
национально-специфических, исторически
измененных правил, закрепленных в речевых
формулах и обязательных для членов общества (см.:
Формановская Н.И. Вы сказали “Здравствуйте!”:
Речевой этикет в нашем поведении; - М-1982-с.4)
Использовать элементарные азы, нормы этикета
помогут соответствующим образом подобранные
упражнения, например:
- Прослушайте магнитофонную запись разговора сына (дочки) с мамой.
–Доброе утро, сынок! Время вставать.
–Доброе утро, мамочка!
Зачем люди начинают свой день этими словами? Почему их называют вежливыми? Какие вежливые слова вы слышите на протяжении дня? А употребляете ли их сами? Умеете ли правильно использовать эти слова?- Рассмотрите рисунки. (Учитель предлагает несколько сюжетных иллюстраций: 2 друга здороваются, ученик приветствует человека пожилого возраста, школьник приветствует учителя). Какими приветствиями вы озвучите каждый из этих рисунков? (Добрый день! Здравствуйте! Доброе утро! Привет!) Объясните, почему?
- Посмотрите на эти рисунки (на одном из них ученик пробегает мимо учителя, бросая на ходу: “Привет!”, на другом - почтительно приветствует педагога словами “Доброе утро!”) Кого из мальчиков вы считаете воспитанным? Почему?
На материале таких заданий необходимо
показать, что формами “Доброе утро!”, “Добрый
вечер!”, “Здравствуйте” пользуются все – и
взрослые, и дети, словами же “Привет!”, “Салют!”
могут приветствовать друг друга только близкие
между собою сверстники, товарищи, друзья. Две
последние формы употребимы только среди
молодёжи, к старшим обращаться таким образом
недопустимо. Это говорит о невоспитанности. А вот
взрослые употребляют “свои” слова и обороты,
например: “Доброго Вам здоровья!”, “Моё Вам
почтение!”, которыми пользуется большинство
людей пожилого возраста. Среди учеников и
молодёжи такие формы неупотребимы.
На одном из следующих этапов работы выясняется
специфика употребления таких слов, как
“благодарю”, “спасибо”, “пожалуйста” и др.
Работу можно начать с чтения стихотворения
“Волшебные слова”:
Ко всем сердцам у всех людей
Есть ключики свои.
Мы пользуемся ими очень часто.
- И что за ключики? –
Конечно, спросишь ты.
- Волшебные слова –
“Спасибо” и “пожалуйста”.
Вопросы и задания.
Какие слова в тексте были названы волшебными?
Почему их считают ключиками ко всем сердцам?
Рассмотрите рисунок (одна ученица даёт другой
тетрадь; мальчик помогает нести бабушке ведро с
водой).
Как вы думаете, что сказала одна девочка другой
при этом?
Озвучьте картинку. (Оля, я забыла дома тетрадь. У
тебя нет лишней? – Возьми, пожалуйста. –
Спасибо!).
Что мог сказать мальчик, и как его отблагодарила
бабушка? (“Позвольте (разрешите), бабушка, я вам
помогу. – Пожалуйста, мне, действительно, тяжело.
Спасибо тебе, мальчик. Какой ты внимательный и
добрый!)
Если дети затрудняются, им необходимо помочь,
предложить несколько вариантов диалогов, из
которых берётся больше ответов.
Можно дать задание по тексту “Хорошие привычки”
-“Доброе утро!” - говорите вы маме и папе,
проснувшись, учителю, когда он входит в класс.
“До свидания!” - идя из школы домой. “Спасибо”,
“Благодарю”, - щедро благодарите за оказанную
вам услугу. И всем от этих слов становится лучше и
приятней.
(Из книги “Весёлка” - Киев – 1978г. с. 100)
Вопросы и задания:
Подумайте, почему всем от этих слов становиться
лучше и приятней?
Как вы понимаете слово “привычки”?
А какие ещё народные обычаи вам известны?
Цель этих заданий – сформировать у
первоклассников элементарные понятия о речевом
этикете, обогатить их словарный запас
необходимыми в ежедневном общении словами,
оборотами. Такие упражнения помогут детям
понять, какие именно выражения употребимы в той
или иной ситуации. Приобщение учеников к поиску
ответов, выполнение заданий влияет не только на
осмысливание необходимой информации, но и на
формирование необходимых морально-этических
норм и правил поведения.
Поскольку речевой этикет – это совокупность
словесных форм и таких неречевых выразительных
способов, как жесты, мимика, интонация, то
естественно, возможности словесных форм
вежливости целесообразно отрабатывать в системе
эстетического поведения человека. Иначе, в самом
этикете, как утверждает В.В. Гольдин (См: Гольдин
В.В. “Речь и этикет” - М. 1983г. с.4), много чего
остается непонятным. Так, приветствия мы
сопровождаем соответствующими жестами,
интонацией, мимикой. Поэтому, чтобы научиться
правильно оценивать этикетные особенности
поведения, нужно сформировать у детей умение
отличать их и пользоваться в соответствующих
ситуациях.
Работая над диалогами, следует уделить максимум
внимания в работе над его составляющими –
интонацией, мимикой, жестами. При этом необходимо
использовать магнитофонную запись, диафильмы
или мультфильмы, грамзапись и детские сюжетные
рисунки. Смысл записанного должен быть понятным
и близким для первоклассников, например “В
хлебном магазине”, “Разговор двух друзей”,
“Разговор мамы с дочкой” и другие. Причем для
активного осмысливания материала, его усвоения
после анализа записей – образцов полезно ввести
и такие, в которых есть отклонения от норм,
например: во время разговора один ученик дёргает
за рукав другого; проходя мимо учителя, ученик
бросает скороговоркой невыразительное
“Здрас-с-сте”. Вопросы “Правильно ли ведут себя
дети, изображённые на картинках?” или “Можно ли
этих учеников назвать воспитанными?” вызывают
размышления у детей. А это, как известно,
стимулирует познавательную активность у детей,
способствует усвоению соответствующих правил и
норм.
На уроке можно познакомить детей с содержанием
сказки “Зачем говорят “спасибо” из книги В.А.
Сухомлинского “Горячий цветок” (к. 1978 – с. 100) Вот
её содержание:
Дремучим лесом шли два путешественника –
Дедушка и Мальчик. Было очень жарко,
путешественникам хотелось пить. Вскоре они
добрались до ручейка. Тихо журчала холодная вода.
Путешественники напились. Дедушка сказал:
- Спасибо, тебе, ручеёк!
Мальчик усмехнулся.
- Почему ты усмехаешься? – спросил Дедушка.
- Зачем ты, дедушка, сказал ручейку “спасибо”?
Ведь он не живое существо. Не узнает о твоей
благодарности, не услышит твоих слов.
- Это так. Если бы волк пришёл напиться, он бы,
может, не поблагодарил. Мы же не волки, мы люди.
Вопросы и задания:
Зачем люди говорили “спасибо”?
Можно ли назвать мальчика невоспитанным?
Подтвердите фактами из текста, что это не так.
Подумайте, почему же мальчик улыбнулся?
Как думаете, к какому выводу пришёл мальчик?
Какие слова в речи Дедушки являются главными?
Как их выделить интонацией?
Перескажите диалог в лицах.
Или другое задание посложнее, которое
предусматривает творческий подход. Учитель
читает сказку В.А. Сухомлинского “Зайчик и
Рябина”
Засыпало снегом землю. Нет еды Зайчику. Увидел
Зайчик красные ягоды на Рябине. Бегает вокруг, а
ягоды высоко. Просит Зайчик:
- Дай мне, Рябина, гроздь ягод.
А Рябина говорит:
- Попроси ветра, он сорвет. Попросил Зайчик Ветра.
Прилетел Ветер, качает, трясёт Рябину. Сорвалась
гроздь красных ягод и упала на снег. Ест Зайчик
ягоды да Ветер благодарит.
Вопросы и задания:
Каким тоном обратился Зайчик к Рябине?
Как она ему ответила?
Перескажите разговор в лицах Зайчика и Рябины.
Как вы думаете, обратился Зайчик к Ветру?
Передайте это обращение от имени Зайчика.
Какие вежливые слова введёте в речь Зайчика?
(Ветер, оторви, пожалуйста, гроздь ягодок.)
Как Зайчик отблагодарил Ветер? (Спасибо, Ветер.
Благодарю тебя, Ветер.)
Такие виды заданий полезны не только для
формирования навыков вести разговор, но и для
усвоения элементарных вещей культуры поведения,
интонационных особенностей диалога.
Поскольку в школьной практике для
первоклассников широко используются игровые
задания, которые влияют на реализацию
воспитательной и развивающей цели, очень полезно
предусмотреть в системе всей работы по
формированию основ речевой этики несколько
таких заданий:
1. Организуйте игру “В магазине”.
2. Организуйте с товарищами уборку классной
комнаты.
Предлагая такие задания – игры, необходимо
разделить ребят на группы, дать им чёткие
установки: С чего необходимо начать игру? К кому
обратиться? Как? и другие.
Продолжением работ по формированию речевой
этики могут стать уроки, на которых развиваются
речевые умения. В помощь педагогу рекомендуется
такая литература, где даются методические
рекомендации, советы: Апишина А. А. Формановская
Н.И., Русский речевой этикет – М. 1982г., Коготкова
Т.С. Как обратиться к родителям (об автоматизации
речи) Формановская Н.И. Речевой этикет. Цикл
статей Грибова Л..А. О культуре поведения,
Чуковский К.И. Живой, как жизнь: О русском языке –
М. – 1966г. и другие.
Предлагаю несколько заданий, а также отрывков из
перечисленных источников, которые используются
на занятиях.
1. Прослушайте стихотворение и ответьте на
вопрос: Как надо говорить, чтобы всем было
понятно?
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
2. Запомните слова – приветствия, какими из них вы
будете приветствовать маму, учительницу, друга,
соседа?
Добрый день! Доброе утро! Добрый вечер!
Здравствуйте! Привет! Салют! Приветик! Здорово!
3. На картинке вы видите одних и тех же ребят,
которые встречаются друг с другом в разное время:
утром, днем, вечером. Как они могут поздороваться?
4. Посмотрите на рисунок и скажите, какие жесты не
нужны во время беседы? Почему?
5. Общественное место – это место для всех людей:
театр, кинотеатр, библиотека, поликлиника,
автобус. Внимательно прослушайте отрывок и
ответьте на вопрос: “Где нельзя громко
разговаривать? Почему”?
Пожалуйста, потише.
В какое бы общественное место
Судьба сегодня Вас ни привела-
Учтите, никому не интересно
Все знать про ваши личные дела.
Про то, что к вам приехал дядя Коля,
Что кошка утащила пять котлет,
Что вы немножко пошалили в школе,
А маму вызывает педсовет,
Пожалуйста, потише!
Пожалуйста, потише!
Совсем необязательно кричать,
Ведь вас и так услышат,
Ведь вас и так услышат
Попробуйте все тихо рассказать.
(Из передачи “Веселые уроки радио няни”)
6. Составьте диалог по данной ситуации.
Ты с товарищами громко разговаривал в автобусе.
Пассажиры сделали тебе замечание.
7. Составьте диалог, разыграв сценку по данной
ситуации (Ты с мамой вошел в автобус и увидел
впереди своего друга).
8. Прослушайте стихотворение
Я в автобусе стоял.
Вдруг на повороте
Кто-то сзади мне сказал:
–Вы сейчас встаете?
Нам к ответу бы призвать
Этого героя:
“Объясни, как может встать
Тот, кто едет стоя?”
(А. Благов)
Как же следует спросить правильно?
9. Прослушайте стихотворение
Здравствуйте, сосны, дубы, тополя!
Здравствуйте, горы, луга и поля!
Здравствуйте, избы разных деревень!
Радостным будет сегодняшний день!
(Г. Ладонщиков)
Как вы думаете, почему слово здравствуйте
обращено к неодушевленным предметам?
Какие чувства выражает этим автор?
Эти и подобные задания помогут развить у детей
уважение к слову и его значению. Они касаются
глубинного, спрятанного смысла слова, которое в
данном случае является не столько формулой
приветствия, сколько выражением
заинтересованности родной природой, чувством
любви.
10. Послушайте запись диалога в автобусе. Юра
вошел в автобус. Народу было очень много.
- Передайте, пожалуйста, деньги на билет.
- Билет стоит не три, а пять рублей.
- Извините, пожалуйста. Вот пять рублей.
- Возьми билет.
- Спасибо. Разрешите, я пройду вперед.
- Какой вежливый мальчик, - сказала одна женщина
другой.
- Да, он умеет себя вести, - заметил военный
(По В. Осеевой)
Вопросы и задания. Почему Юру назвали вежливым
мальчиком? Согласны ли вы с пассажирами? Докажите
свою мысль. Разыграйте эту сценку с ребятами.
Задания по типу “Разыграйте”, “Озвучьте…”
помогают осмыслить детям основные нормы этикета,
их роль в повседневном общении, подбирать нужный
тон разговора, соответствующие жесты, закреплять
правильные выражения, приучают наших
воспитанников к тому, что самое главное - быстро,
правильно вступить в контакт с собеседником,
поскольку коммуникативные умения и привычки
доводятся до автоматизма.
Практика работы опытных педагогов убеждает в
том, что интересная работа с элементами игры,
проблемно-поисковые задания способствуют
максимальному усвоению соответствующей
информации, формированию умений и навыков,
которые со временем становятся нормой поведения.
Вот еще несколько упражнений, которыми учитель
может пользоваться.
1. Послушайте текст и ответьте на вопросы,
поставленные в нем.
Леночка делает бусы для мамы. Костик пробежал
мимо, задел за нитку и часть бусинок слетела. Лена
готова была заплакать. Но Костя сказал волшебное
слово (какое?) Лена улыбнулась и ответила Косте.
Что она сказала?
2. .Послушайте стихотворение. Подумайте, как можно
его озаглавить?
Папа разбил драгоценную вазу,
Бабушка с мамой нахмурились сразу,
Но папа нашелся, взглянул им в глаза,
И робко, и тихо “Простите” сказал.
И мама молчит, улыбается даже,
Мы купим другую, есть лучше в продаже…
“Простите!”- казалось бы, что в нем такого?
А вот ведь какое чудесное слово!
(Н. Юсупова)
Вопросы и задания. Почему мама сначала
нахмурилась, а потом улыбнулась? С какой
интонацией следует произносить слова извинения?
Как бы вы попросили извинения у учителя, если бы
забыли дома тетрадь, книгу? Разыграйте эту
сценку.
3. Послушайте запись телефонного разговора и
скажите, какой из них – разговор Маши с Катей, а
какой – Маши с Катиной мамой.
На месте пауз вставьте нужные слова:
– Привет.…Это…
– А это ты,…? Здравствуй!
– Я хочу посмотреть мультфильм “Незнайка на
Луне”, но не знаю, когда он начинается. Может, ты
знаешь?
- В одиннадцать часов.
– Спасибо... До свидания!
- До свидания!
- Здравствуйте! Это говорит… А дома ли …?
- Да, сейчас она подойдет. Как твое здоровье, ведь
ты болела?
- Спасибо, все уже хорошо, я уже хожу в школу.
- А вот и … Всего хорошего.
До свидания…
4. Можно ли начать разговор по телефону так, как
его начали Сережа и Андрей?
Сережа: Андрюха дома?
Андрей: Можно Сергея?
Как бы вы начали свой разговор по телефону?
Почему?
5. Марина пригласила свою одноклассницу Лену в
гости. Она назвала номер своего дома и квартиры,
объяснила, что дом находится рядом с гастрономом.
Отправившись в гости, Лена никак не может
отыскать нужный дом. Как бы она обратилась с
вопросом помочь ей найти этот дом, если бы она
встретила кого-то из одноклассников. А как
обратилась бы к незнакомому человеку? Выбери
правильно составленный вопрос: Привет, Коля! Как
хорошо, что я тебя встретила. В каком доме живет
Марина?; Колька, отвези меня к Марине!; Подскажите,
пожалуйста, как пройти к гастроному?; Дяденька,
где гастроном?
6. Послушайте запись рассказа, который называется
“Слово о вежливости”.
Однажды у нас был спор о вежливости.
– Вот, например, если я сижу в автобусе, -
закричали Лида, - а входит старушка, я ей сразу
место уступлю!
– Это каждый дурак знает!- закричал Марат
Саркисян.- А еще надо сказать:
– Садитесь, пожалуйста! Поняла, ворона?
- Ты что, с приветом?- закричал Дима Ковалев.
- Надо сказать старушке: “ Будьте любезны,
садитесь, пожалуйста”. Понятно? А так она и не
захочет садиться на твое дурацкое место!
- Да пока ты будешь говорить свои длинные ослиные
речи, старушка, может, вообще вылезет из автобуса!
- Не беспокойся, старушка не такая попрыгунья…
Сам скачет, а на других сваливает.
(Из книги “Речь. Речь. Речь.)
Можно ли назвать участников этого спора
вежливыми ребятами? Ведь они употребляли
вежливые слова, объясняли свое поведение в
автобусе; все они считают, что старушке надо
уступить место.
Поскольку употребление этикетной лексики часто
тесно связано с необходимостью присоединить к
ней слова-обращения, необходимо познакомить
детей на материале четырех последних упражнений
с элементарными нормами их употребления.
Так, первоклассники могут уяснить, что не следует
говорить дядя, тетя, дяденька, тетенька и др.
незнакомым людям так, как это их может обидеть.
Если словами дядя, тетя обращаться к старшим по
возрасту, соседям, тогда к ним непременно нужно
присоединить имя, например тетя Валя, дядя Коля
(Доброе утро, дядя Коля!).
Правильнее обращаться по имени и отчеству. И
совсем недопустимо давать своим сверстникам
прозвища, как это показано на материале шестого
упражнения (ворона, осел и др.)
Грубыми считаются также формы эй, ты!; Эй, вы! На
примерах последних упражнений необходимо
научить первоклассников правильно обращаться
как к старшим по возрасту, так и к сверстникам,
знакомым и незнакомым.
Понятным и допустимым есть обращение к
ровесникам на “ты” (“Скажи, пожалуйста…;
Извини, ты не знаешь, как пройти на улицу Серова?;
к старшим же по возрасту обязательна форма на
“вы” (Прошу вас, скажите….;Извините, как
пройти…?
Работая над формированием у первоклассников
основ речевой этики, необходимо обратить
внимание на употребление слов - обращений:
Людмила Петровна, папа, мама, бабушка, дедушка. Во
время выполнения заданий, которые требуют
озвучивания, разыгрывания той или иной ситуации,
важно помогать детям правильно употреблять
слова-обращения.
Таким образом, формируя у первоклассников основы
речевой культуры, учитель может прививать им
конкретные навыки пользования этой лексикой,
развивать у них чувство коммуникативной
целостности, в целом думать о том, чтобы
приобретенные знания и умения стали нормой
повседневной жизни. Каждый учитель может
использовать этот материал по своему усмотрению,
независимо от опыта работы, специфики класса,
цели.