Игру традиционно связывают с детством. Ребенок переступает порог школы, и с этого момента учеба занимает большую часть времени, теоретически становится ведущей деятельностью вплоть до подросткового возраста. И, тем не менее, игровая деятельность продолжается, причем характер ее таков, что позволяет решать возрастные задачи умственного, психического и психологического развития детей младшего школьного возраста.
Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение познавательной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление. Усваивая или уточняя в игре тот или иной программный материал, дети учатся наблюдать, сравнивать, классифицировать предметы по тем или иным признакам, развивают память, внимание, учатся применять четкую и точную терминологию, связно рассказывать, описывать предметы, называть их действия и качества, они проявляют сообразительность и находчивость. В игре учащиеся познают цвет, форму, величину, числовые и пространственные отношения предметов.
Значение использования игр в младшем школьном возрасте велико еще и потому, что в процессе игровой деятельности наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание. Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.
Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.
Работая с младшими школьниками, я поняла, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, ролевых игр на занятиях в группе продленного дня, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся, помогают создать для учащихся более комфортные условия в переходный период от дошкольного детства к школьной жизни. Особенно интересно проходят уроки-экскурсии в зимний (весенний, осенний) лес (парк), уроки-путешествия в страну (город, на остров). С огромным удовольствием дети готовятся и участвуют в празднике “Прощай, азбука!”, в игре-соревновании “Осенняя куча-мала”, в КВНе “Прощай, первый класс!” и др. Активными бывают в подготовке и проведении подобных уроков и внеклассных воспитательных мероприятий родители, что позволяет уже с первых дней обучения детей в школе устанавливать с ними тесный контакт, привлекать к процессу обучения и воспитания. Практика показывает, что нестандартные формы уроков открывают учащихся с неожиданной стороны, а созданная учителем атмосфера непринужденности заинтересовывает всех детей и позволяет включить в работу даже самых робких и застенчивых.
Предлагаю своим коллегам познакомиться с конспектами 2-х, на мой взгляд, удачных уроков математики в 1-м классе: урока-игры “Цветик-семицветик” и урока-путешествия “По дорогам сказок”.
Название урока: “Путешествие по дорогам сказок”.
Тема урока: Числа от 1 до 8 (закрепление).
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма: урок-путешествие.
Цели и задачи:
- Продолжить работу над составлением чисел от 1 до 8.
- Закрепить названия, последовательность и запись изученных чисел.
- Развивать логическое мышление учащихся.
- Формировать умение составлять задачи по картинке и решать их.
- Закрепить знания таблиц сложения и вычитания.
- Формировать пространственные представления и геометрические понятия.
- Развитие интереса к фольклору и литературным произведениям.
Оборудование:
у детей – волшебная палочка (карандаш), тетрадь на печатной основе М.И.Моро, С.И.Волковой, карточки с числами от 1 до 10, ручки.
у учителя – большая книга с иллюстрациями сказок, таблица с логическими заданиями, задачей, мяч, рыбки с цифрами, рисунок замка.
ХОД УРОКА
Оргмомент.
Учитель: Я знаю, что все вы любите путешествовать, и предлагаю вместо урока математики отправиться по дорогам сказок. Возьмите в руки свои волшебные палочки, посмотрите на нашу огромную волшебную книгу, прочитайте название (дети читают вслух название: “Сказки”), произнесите таинственное заклинание из сказки “Снежная королева” – “Крибле-Крабле-Бум” (дети произносят заклинание, переворачивается страница, на ней иллюстрация к сказке А.С. Пушкина “Сказка о золотой рыбке”).
Учитель: В какую сказку мы попали? (Ответ детей) Золотая рыбка, которая выполняла все пожелания старика и старухи, сегодня приплыла к нам в гости и не одна, а со своими сестричками.
Задание 1: Расположите их по порядку номеров (дети работают по цепочке на доске).
Задание 2: Работаем по числовому ряду (игра в мяч):
- Сосчитайте от 2 до 7; от 8 до 3.
- Назовите соседей числа 4,7,9.
- Назовите числа предшествующие 3,6,9.
- Назовите числа, следующие за 2,5,7.
- Посчитайте с 2 через один, как они называются?
- Посчитайте с 1 через один, как они называются?
- Сравните 2 и 3; 6 и 7.
Учитель: Молодцы! Рыбки будут нам помогать в путешествии. А что мы сделаем потом? (Отпустим в море)
Отгадайте, в какую сказку мы сейчас отправимся? “Умный, смышленый, смекалистый кот, ради хозяина горы свернет” (Ответы детей). Осталось взять палочки и сказать волшебное заклинание (дети произносят заклинание, переворачивается страница, на ней иллюстрация к сказке Ш.Перро “Кот в сапогах”). Людоед пообещал коту отдать свой замок, если тот справится с трудным заданием. Поможем коту?
Задание 3 (работа по таблице Михайлова). Что спряталось под знаком вопроса? Заполните 9-ю клетку, определив закономерность.
Учитель: Кот готовится к встрече своего хозяина и короля с принцессой. И вдруг на самом красивом ковре он видит огромную дыру.
Задание 4: Помогите коту найти нужную заплатку. (Дети находят нужный лоскут на таблице.)
Учитель: Какая же сказка ждет нас
впереди? “Девочка сказала: “Пишите”, – и он
сейчас же сунул в чернильницу свой длинный нос и
страшно испугался, когда с носа на бумагу упала
чернильная клякса”. Догадались, кто этот
старательный ученик? (Буратино) Отправляемся
к нему в гости. (Дети говорят волшебное
заклинание, переворачивается страница и
появляется иллюстрация к сказке А.Н.Толстого
“Приключения Буратино, или Золотой ключик”.)
Мальвина рассердилась на Буратино и закрыла
непослушного мальчишку в чулан. Артемону стало
жалко Буратино, но он не смог открыть замок,
потому что замок был закодирован.
Задание 5: Вспомните все варианты состава числа 8 (Дети отвечают).
Учитель: Пора идти дальше по дорогам сказок. А сейчас физкультминутка:
Мы можем весело шагать по тропе волшебной,
На двух ногах и на одной скакать,
Руками весело махать,
По сторонам смотреть кругом
С друзьями пробегать бегом и отдыхать потом.
(Дети декламируют стихотворение и выполняют упражнения.)
Учитель: Скажите, ребята, из какой сказки эти слова: “Среди леса болото зыбучее, в том болоте сидит лягушка-квакушка, в лапах стрелочку держит”. (Дети произносят заклинание, переворачивается страница, на ней иллюстрация к русской народной сказке “Царевна-лягушка”).
Учитель: Царевна-лягушка очень мудрая и поэтому предлагает вам:
Задание 6:
- Вспомните составные части задачи (на доске укрепляется схема-опора “Задача”).
- Составьте задачу по картинке (по усмотрению учителя).
- Составьте обратные задачи (задание выполняется классом устно).
Учитель: Дальше мы будем решать более сложные задачи, а пока пора отправляться в дорогу. Впереди нас ждет интересная сказка, герои которой – малышки-коротышки. Один из них любит читать книжки. Его зовут Знайка. Другой хвастун и шалун. Его зовут. . . (Незнайка) (Переворачивается страница, рассматривается иллюстрация к произведению Н. Носова “Приключения Незнайки и его друзей”). Незнайке стало стыдно, и он начал учиться читать и писать. Но до сих пор не умеет решать примеры.
Задание 7: Посчитайте примеры и просигнальте карточками (дана цепочка из 8 примеров, связанных друг с другом). Последний пример прочитайте разными способами.
Учитель: Отгадайте, кто встретит нас на следующей странице?
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое,
Скажите, ребята, как звали ее?
(Это Красная Шапочка из сказки французского писателя Ш.Перро.)
Красная Шапочка очень любила рисовать и приготовила вам рисуночные головоломки.
Задание 8: Откройте тетради на с.21:
Учащиеся (хором): Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от вас не скрою – ручку я вот так держу.
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь,
Парта – это не кровать, и на ней нельзя лежать.
Задание № 3: соедините цифры по порядку, и тогда мы узнаем, что нарисовала Красная шапочка. Чтобы рисунок получился красивым, приготовим пальчики.
Физкультминутка:
Рыбки плавали, плескались,
В чистой светленькой воде.
То сожмутся, то разожмутся,
То зароются в песке.
(Далее дети самостоятельно работают, затем вместе с учителем сравнивают результаты.)
Учитель: Давайте попрощаемся с Красной Шапочкой и отправимся туда, где ждут нас веселые братцы, с розовыми щечками и смешными хвостиками. Какая это сказка? (волшебное заклинание и рассматривание иллюстрации к сказке С.Михалкова “Три поросенка”). Вспомните, как готовились поросята к зиме? (ответы детей).
Задание 9: С помощью геометрических фигур постройте домики для поросят (работа по рядам, в результате на доске появляются 3 домика из геометрических фигур).
Учитель: Какие геометрические фигуры мы
использовали в постройке наших домов? (квадрат,
треугольник, прямоугольник, круг) Из каких
частей состоит дом? (ответы детей)
Теперь мы можем быть спокойны за наших поросят:
им будет, где перезимовать.
Учитель: Мы пролистали книгу до конца, я закрываю ее. Закончилось сегодняшнее путешествие по дорогам сказок. Впереди нас ждет еще много сказок, которые мы прочитаем и увлекательный мир математики, в который мы будем входить ежедневно. (Учитель оценивает работу детей на уроке.) Спасибо вам, ребята, за урок! До свидания.
Название урока: “Цветик-семицветик”.
Тема урока: Числа 1-10.
Тип урока: урок закрепления знаний, умений и навыков.
Форма: урок-игра.
Цели и задачи:
- Закрепление знаний состава чисел от 1 до 10, таблиц сложения и вычитания в пределах 10.
- Развитие логического мышления, грамотной математической речи, умения классифицировать и обобщать понятия.
- Формирование пространственных представлений, геометрических понятий.
- Совершенствование навыков устного счета, умения составлять и решать простые задачи.
- Воспитание человеколюбия, уважения к окружающим.
Оборудование:
- Цветик-семицветик с номерами на лепестках и заданиями с обратной стороны.
- Учебник математики для 1 класса, 1 часть. Авторы – И. Аргинская, Е.Бененсон, Л.Итина.
- Индивидуальные карточки с геометрическими заданиями.
- Карточки от 1 до 10 (у учащихся).
- Схема задачи.
- Линейки-трафареты.
ХОД УРОКА
Организационный момент (звенит звонок, на доске висит цветик-семицветик).
Учитель:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Дети:
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
Учитель: Ребята, что необычного вы увидели, когда сегодня пришли в класс?
Дети: На доске висит волшебный цветок.
Учитель: Это не случайно. Сегодня мы проводим урок-игру, который так и называется “Цветик-семицветик”. Этот цветок необычный. Почему?
Дети: Этот цветок необычный, потому что он выполняет любые желания человека.
Учитель: И наш цветок будет выполнять желания, только эти желания математические. Мы используем силу лепестков и справимся со всеми заданиями. Вы согласны со мной? Давайте вспомним волшебные слова и будем постепенно отрывать лепестки цветка.
Дети:
Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли,
Быть, по-моему, вели…
Ученики подходят к доске, отрывают лепесток, читают задание № 1
“Числа, числа, встаньте в ряд…”
Учитель: Итак, работаем по числовому ряду. Приготовьте карточки и сигнальте:
– Какое самое маленькое число из тех, что мы
изучили?
– Какое число находится между числами 3 и 5?
– Назовите соседей числа 7.
– Какое число стоит перед числом 3?
– Какое число стоит после числа 6?
– Какое число меньше 10 на 1?
– Число 8 – это 3 и еще…?
– Какое самое большое число из тех, что мы
изучили?
– Составьте математический рассказ о числе 10 .
Учитель: Справились мы с заданием 1 лепестка? Открываем второй лепесток –
“Логическая разминка”.
При выполнении этого задания вам понадобятся внимание и смекалка.
– В слове “БУРЯ” переставили буквы, и
получилось слово “БРУЯ”. Такую же перестановку
сделали в слове “ГРОМ”. Что получилось?
– Оксана веселее Тани. Кто печальнее Оксаны?
– На одной странице нарисованы смородина и
крыжовник. На другой – малина и апельсин. Что на
второй странице не подходит к первой?
– Год назад Дима был старше Степы. Кто старше
сейчас?
– Подберите антонимы: строить – … умный –
…
Учитель: Мы прекрасно справились с этим логическим заданием. Отрываем следующий лепесток волшебного цветка
“Открой учебника страницу”.
Учитель: Откройте учебники на странице 10, задание № 17. Назовите состав числа 17. Рассмотрите рисунки, прочитайте задание. Эту работу мы будем выполнять в парах. Пронумеруйте источники света в порядке уменьшения. Что значит в порядке уменьшения? Думайте, обсуждайте и один представитель от группы ответит на вопросы.
(Самостоятельная работа в парах.)
Учитель: Работа выполнена отлично. Отрываем следующий лепесток –
“Четвертый лишний”.
Мы продолжаем тему “Освещение”. На рисунке один предмет лишний. Назовите, какой и почему?
(Возможно несколько вариантов ответов: по размеру, по цвету, по искусственному освещению)
Свечка |
Керосиновая лампа |
Солнце |
Обычная лампочка |
Учитель: Что такое керосиновая лампа? Что такое солнце? (Дети сообщают информацию, полученную на уроках по ознакомлению с окружающим миром.) А сейчас
Физкультурная минутка.
Учитель: Отрываем лепесток под номером 5.
“Составь и реши задачу”.
Назовите, из каких частей состоит задача. (условие, вопрос, решение, ответ) Составьте задачу по краткому условию:
БЫЛО – …
ОТДАЛ – …
ОСТАЛОСЬ – …
(Дети составляют и решают задачу устно.)
Учитель: Вы хорошо справились с заданием этого лепестка. Посмотрим, что приготовил нам лепесток под номером 6 –
“Подумай и реши”.
На доске написаны примеры:
6 + 1 = 6 + 2 = |
8 – 1 = |
Можем ли мы, не считая, сразу сказать, в каком примере ответ получится больше, а в каком меньше? (можем) Прочитайте выражения разными способами и решите их (фронтальная работа).
Учитель: Открываем лепесток под номером 7 –
“Найди фигуру”.
Возьмите индивидуальные карточки. Для выполнения этой работы понадобятся трафареты и карандаши тех цветов, которыми мы пользуемся на уроках для составления схем слов. Внимательно рассмотрите квадраты и, не нарушая закономерности, постройте 9 фигуру. Эта работа самостоятельная.
(Дети выполняют работу, объясняют выбор решения, подводятся итоги.)
Учитель: Итак, мы выполнили задания всех семи лепестков волшебного цветка. Но мне хочется, чтобы вы вспомнили, какое последнее желание загадала девочка Женя – героиня произведения В.П.Катаева “Цветик-семицветик”.
(Дети отвечают.)
Учитель: С помощью волшебного цветка Женя вернула мальчику Вите возможность двигаться, бегать и радоваться жизни. А если бы вам попался настоящий цветик-семицветик, какое бы желание загадали вы? Какое доброе дело сделали? Подумайте, и на следующем уроке я обязательно выслушаю всех вас. Если бы у меня появилась возможность воспользоваться силой волшебного цветка, я бы загадала, чтобы все дети в моем классе не болели и с удовольствием изучали эту трудную, но очень интересную науку – математику. Спасибо за урок, вы отлично работали сегодня, особенно активны были … До свидания.