Тема: Одежда в разные времена. (1 урок)
Цели:
- познакомить с историей одежды, ее эволюцией от древности до наших дней;
- через историю одежды показать повседневную жизнь человека;
- развивать умения работать с текстом, речь, расширять кругозор;
- воспитывать любовь к родному краю, Родине.
Учебник: Е.В.Саплина, Введение в историю, 3 кл.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
1.Фронтальный опрос:
-С историей каких вещей мы познакомились на прошлых уроках?
Что вы о них запомнили?
-Что изобрел человек для облегчения труда?
-Что послужило быстрому развитию техники? (Паровая машина)
2. Индивидуальные выступления учащихся. (Дети дома рисуют робота, придумывают название, объясняют назначение.)
Сообщение темы и целей.
Люди носили одежду с глубокой древности. Костюм определял принадлежность человека к социальной группе (сословию). По одежде можно определить, в какую эпоху жил человек, чем занимался.
Сегодня мы познакомимся с разными костюмами, найдем отличие и общее во всех этих одеждах.
Изучение нового материала.
Работа по учебнику (страница 61)
А) одежда Древней Греции и Рима (дети самостоятельно читают)
Рефлексия:
- Какая была одежда? Почему?
- Из чего состоял костюм?
- Как называлась одежда у греков, римлян?
- Чем отличалась императорская тога?
В) одежда европейцев в период Средневековья (чтение вслух по абзацам, страница 62 ).
Рефлексия:
- Распространенная одежда Европы?
- Как должна была одеться женщина на праздничный обед?
Юные модельеры Древней Руси. (Мальчик одет в красную рубаху, девочка - в сарафан с нарядной лентой на голове)
Индивидуальные сообщения учащихся о русской одежде (красной рубахе, сарафане, нарядной ленте), приготовленные самостоятельно.
Работа по таблицам "Древнерусский костюм ".
Предметы национальной одежды коренных народов Сибири. (Работа по карте на странице 7 по Атласу для школьников Кемеровской области )
Коренные народы Сибири: сибирские татары, калмыки, телеуты, шорцы.
Национальная одежда: мужской халат-шабыр, охотничья шапка-пурук, меховые рукавицы-мелей, сапоги-удук.
Закрепление. (Работа в тетрадях с творческими заданиями на страницах 42, 43)
- Среди костюмов найти русский национальный костюм.
- Нарисовать распространенную одежду в Средние века (плащ и рубаха).
Итог.
Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
1. Самая распространенная одежда.
По вертикали:
Шорские сапоги.
Женская одежда на лямках.
Одежда греков.
Ответы:
по горизонтали – 1. рубаха
по вертикали – 1. удук, 2 – сарафан, 3 - хитон
Домашнее задание.
Из " Сказки о рыбаке и рыбке " А.С. Пушкина выписать предметы русской национальной одежды.