Цели:
- формирование знаний об эпитете как образном средстве языка,
- формирование знаний о выразительном чтении стихов,
- развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
- развитие внимания, творческого воображения,
- воспитание интереса к предмету и культуры общения.
ХОД УРОКА
1. Сообщение темы и цели.
– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.
Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.
– Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.
– Что бы вы хотели узнать, чему научиться?
– Для чего вам это нужно?
– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи.
2. Чтение учителем стихотворения.
– Какое настроение поэта чувствуете в этих словах? Поделитесь своими мыслями. Какое настроение почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.
– Какие чувства возникли в сердце?
– Какие картины возникли в воображении?
Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
Чтение стихотворения учащимися.
3. Анализ стихотворения.
Анализ – это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали. К.Чуковский.
– Читайте медленно, ни один художник не рисует картину со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.
ЧЕРЁМУХА
Черёмуха душистая с весною расцвела (1)
И ветки золотистые, что кудри завила. (2)
Кругом роса медвяная (3) сползает (4) по коре,
Под нею зелень пряная (5) сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей. (6)
Черёмуха душистая (7), развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит. (8)
Ручей волной гремучею (9) все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.
(1). Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: “ с весною расцвела”, а не “весною”?
(2). Почему такое сравнение?
(3). Почему у поэта роса цвета мёда?
(4). Автор говорит, то “ роса сползает по коре”. А если бы поэт сказал “стекает”, была бы другая картина?
(5) Что означает слово “пряная”? Почему оно применимо к черёмухе?
(6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?
(7) Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему?
(8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине, а теперь? Почему?
(9). А ручей – такой же? Каким он стал? Почему?
– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.
4. Работа над словом.
– Объясните значение выражений:
- роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),
- зелень пряная (с острым ароматным запахом),
- проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),
- волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
- обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,
- вкрадчиво – осторожно, доверительно.
- под кручею – под обрывом..
Как вы думаете, для чего написано это стихотворение:
- чтобы передать радость общения с природой;
- чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
- чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
- чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).
5. Выразительное чтение стихотворения.
6. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.
– При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты? (Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)
– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.
– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет? Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему.
– Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”? Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении?
– Чем привлекла она внимание поэта?
– Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней?
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки.
– Кто здесь представляется юношей? (Ручей)
– Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
7. Коллективное чтение стихотворения.
8. Закрепление.
Детям раздаются карточки по уровням, дети сами выбирают уровень сложности вопроса.
1 уровень.
– Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?
– Прочитайте понравившиеся строки.
2 уровень.
– Можете ли определить характер музыки, которая могла бы сопровождать стихотворение?
– Что удивляет автора?
– С каким чувством надо читать стихотворение?
– Прочитать только те строки, которые относятся к иллюстрации.
3 уровень.
– Какие краски можно использовать при создании картины?
– Какие картины родились в вашем воображении после чтения стихотворения?
9. Итог урока. Рефлексия.