Работа над стихотворением С. Есенина "Черемуха" на уроке чтения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • формирование знаний об эпитете как образном средстве языка,
  • формирование знаний о выразительном чтении стихов,
  • развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
  • развитие внимания, творческого воображения,
  • воспитание интереса к предмету и культуры общения.

ХОД УРОКА

1. Сообщение темы и цели.

– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина.

Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.

– Русский народный поэт. Родился в 1895 году в селе Константиново на берегу красивой реки Оки. Поэт очень любил русскую природу и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать, прочувствовать мир, созданный поэтом.

– Что бы вы хотели узнать, чему научиться?

– Для чего вам это нужно?

– Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно голубое-голубое, воздух прозрачен и чист. И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах цветущей черёмухи.

2. Чтение учителем стихотворения.

– Какое настроение поэта чувствуете в этих словах? Поделитесь своими мыслями. Какое настроение почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное. Обоснуйте свой выбор.

– Какие чувства возникли в сердце?

– Какие картины возникли в воображении?

Вывод: лирические стихи отражают не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.

Чтение стихотворения учащимися.

3. Анализ стихотворения.

Анализ это открытие увлекательных и поражающих ценностей там, где дети их раньше не замечали. К.Чуковский.

– Читайте медленно, ни один художник не рисует картину со скоростью машины. После каждой строки – пауза. Отметим непонятные слова, останавливаясь на них.

ЧЕРЁМУХА

Черёмуха душистая с весною расцвела (1)
И ветки золотистые, что кудри завила. (2)
Кругом роса медвяная (3) сползает (4) по коре,
Под нею зелень пряная (5) сияет в серебре.
А рядом, у проталинки, в траве, между корней,
Бежит, струится маленький серебряный ручей. (6)
Черёмуха душистая (7), развесившись, стоит,
А зелень золотистая на солнышке горит. (8)
Ручей волной гремучею (9) все ветки обдаёт
И вкрадчиво под кручею ей песенки поёт.

(1). Почему о дереве говорится, как о цветке? Почему автор говорит: “ с весною расцвела”, а не “весною”?

(2). Почему такое сравнение?

(3). Почему у поэта роса цвета мёда?

(4). Автор говорит, то “ роса сползает по коре”. А если бы поэт сказал “стекает”, была бы другая картина?

(5) Что означает слово “пряная”? Почему оно применимо к черёмухе?

(6)Каким нарисован ручей? Каковы его размеры, цвет?

(7) Какая часть стихотворения начинается такими же словами, как вначале? Почему?

(8). Черёмуха осталась такой же или изменилась? Вспомним, какой цвет был в первой картине, а теперь? Почему?

(9). А ручей – такой же? Каким он стал? Почему?

– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.

4. Работа над словом.

– Объясните значение выражений:

  • роса медвяная (ароматная, с запахом мёда),
  • зелень пряная (с острым ароматным запахом),
  • проталина – место, где растаял снег, и оголилась земля),
  • волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки.
  • обдаёт – окатывает волной, обливает со всех сторон,
  • вкрадчиво – осторожно, доверительно.
  • под кручею – под обрывом..

Как вы думаете, для чего написано это стихотворение:

  • чтобы передать радость общения с природой;
  • чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
  • чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
  • чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).

5. Выразительное чтение стихотворения.

6. Работа с изобразительно-выразительными средствами языка.

– При помощи каких слов автор передаёт радость от вида необыкновенной красоты? (Медвяная, душистая, пряная, золотистая, серебристая)

– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)

Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность. Употребление эпитетов делает нашу речь более выразительной, более точной, яркой, красочной.

– “Черёмуха душистая” – какое значение поэт вложил в этот эпитет? Верно, цветущая черёмуха не только распространяет сильный аромат. Но и говорит нам о том, что весна пришла по-настоящему.

– Какие эпитеты вы можете придумать у слову “черёмуха”? Черёмуха – центральный или второстепенный образ в этом стихотворении?

– Чем привлекла она внимание поэта?

– Обратимся к иллюстрации, найдите строки, подходящие к ней?

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке. Черёмуха олицетворяет образ девушки.

– Кто здесь представляется юношей? (Ручей)

– Прочитайте строки об этом. Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.

7. Коллективное чтение стихотворения.

8. Закрепление.

Детям раздаются карточки по уровням, дети сами выбирают уровень сложности вопроса.

1 уровень.

– Что главное в стихотворении: действие, событие, природа, поступок?

– Прочитайте понравившиеся строки.

2 уровень.

– Можете ли определить характер музыки, которая могла бы сопровождать стихотворение?

– Что удивляет автора?

– С каким чувством надо читать стихотворение?

– Прочитать только те строки, которые относятся к иллюстрации.

3 уровень.

– Какие краски можно использовать при создании картины?

– Какие картины родились в вашем воображении после чтения стихотворения?

9. Итог урока. Рефлексия.