Цели: создать условия для:
- сформирования представлений учащихся о Красной книге как государственном документе;
- развития навыков наблюдательности, основ исследовательской работы при изучении отдельных видов растений и животных, занесённых в Красную книгу Алтайского края;
- воспитания любознательности, бережного отношения к природе;
Оборудование: иллюстрации о животных и растениях (“темы” будущих исследований), раздаточный материал (доклады ребят), папки исследований (с чистыми листочками для записи результатов исследований, см. рисунок 2).
Тип занятия: изучение нового материала.
Оргформа: лабораторный практикум.
Содержание занятия
І. Оргмомент
ІІ. Вводное слово учителя
Наша планета серьезно заболела. Случилось это по вине людей. И теперь наша планета просит о помощи. Это касается всех людей Земли, всего человечества. Поэтому государства заключают международные соглашения, чтобы сообща бороться за спасение природы.
Созданы и создаются различные международные организации, служащие делу охраны природы. Одна из них – Международный союз охраны природы и природных ресурсов. Именно эта организация издаёт Международную Красную книгу.
Что такое Красная книга, для чего она создана – мы узнаем на нашем занятии. Попытаемся понять, почему некоторые виды растений и животных занесены в неё, самостоятельно издадим несколько страниц.
ІІІ. Погружение в проблему
(Приглушённо звучит мелодия программы “В мире животных” ).
Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года, на нашей планете вымерло около 150 видов животных, причём более половины из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по вине человека.
Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную книгу.
Ответьте, пожалуйста, почему так называется эта книга?
Учащийся. Красный цвет – это цвет опасности, означает “стоп, не губи”.
Учитель. Эта книга называется так потому, что красный цвет – действительно означает сигнал опасности. Он заставляет своей яркостью всех обратить внимание на указанную опасность, в данном случае предостерегает людей о возможных тяжёлых последствиях, которые произойдут с гибелью целых видов растений и животных.
Красная книга была учреждена Международным союзом охраны природы в 1966 году. Хранится в швейцарском городе Морже. В неё заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в опеке и защите.
(Выступление подготовленных ребят).
1 ученик. Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега, интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты. Их назвали морскими коровами (демонстрируется иллюстрация из “Красной книги”). Эти животные напоминали современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не боялись, близко подплывая к лодкам. А люди их безжалостно убивали, и уже к 1968 году истребили всех.
2 ученик. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли их странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного голубя (демонстрируется иллюстрация из “Красной книги”). Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых и растений.
3 ученик. Однако даже в Международную Красную книгу нельзя записать все виды редких растений и животных, которые нуждаются в охране. Многие страны стали составлять свои собственные Красные книги. Так в нашей стране появилась “Красная книга СССР” в 1974 году. Учёные и краеведы Алтая ведут свою “Красную книгу Алтайского края”.
ІV. Практическая часть
1. Как устроена Красная книга?
Каждая страница книги имеет свой цвет. Вот эти
цвета: черный, красный, желтый, зеленый.
Подумайте, по какому принципу выбирались цвета? (Ребята
дают свои варианты ответов).
(На доске выставляются иллюстрации животных, занесённых в Красную книгу, с кружочками в уголках картин, соответствующими её разделам).
Красная книга – это документ временного действия, почему так говорят?
Учащиеся.
Люди узнают что-то новое об исчезающих видах животных и растений и предлагают взять их под свою охрану, вносят в Красную книгу.
Некоторые животные или растения уже не нуждаются в охране, и они попадают на другие страницы.
Учитель. Верно. Красная книга – документ постоянно изменяющийся, по мере того как пополняются наши знания о природе, она должна пополнятся новыми сведениями и совершенствоваться.
У доски стоит макет Красной книги (с чистыми страницами).
Рисунок 1
2. Красная книга Алтайского края.
Учитель. Посмотрите, пожалуйста, это макет Красной книги Алтайского края. Почему его страницы пустые?
Учащиеся. Мы сами их должны заполнить.
Учитель. А где возьмем данные?
Учащиеся. Из книг, зададим вопросы другим …
Учитель. Открываем первую страницу книги. (Рисунок 1)
Учитель. О чём же мы будем говорить?
Учащиеся. О растениях.
Учитель. Среди растений, занесённых в Красную книгу России, на Алтае встречается более 127 видов. Вот только некоторые из них: башмачок крупноцветный, кандык сибирский, пион Марьин корень, огонек азиатский, водяной орех (чилим), золотой корень, кубышка (на доске выставляются иллюстрации растений, занесённых в Красную книгу, с кружочками в уголках картин, соответствующими её разделам).
Как мы можем с вами повлиять на то, чтобы эти виды растений продолжали радовать ещё многие поколения человечества?
Учащиеся.
Не рвать и не уничтожать названные растения.
Говорить о бережном отношении к ним другим людям, даже взрослым.
А радоваться ими и любоваться можно, бывая на природе.
Учитель. Вырубая леса, загрязняя водоёмы, люди губят множество животных.
Учащиеся. Для животных это их дом.
Учитель. Верно. Открываем другие страницы. На территории нашего края зафиксировано 6 видов млекопитающих и 34 вида птиц, внесенных в Красную книгу России.
Учащиеся (работая со страницами Красной книги Алтая).
Это архар, дзерен, снежный барс, перевязка, манул, красный волк (на доске выставляются иллюстрации растений, занесённых в Красную книгу, с кружочками в уголках картин, соответствующими её разделам).
Из птиц, находящихся под угрозой истребления, – алтайский улар, чёрный аист, горный гусь, журавль – красавка, чёрный журавль, розовый фламинго (на доске выставляются иллюстрации растений, занесённых в Красную книгу, с кружочками в уголках картин, соответствующими её разделам).
3. Исследование “Страничка в Красной книге”
(Самостоятельная работа в группах с источниками информации о различных животных и растениях, занесённых в Красную книгу).
Алгоритм работы в группе:
- выбрать руководителя группы, капитана;
- определить тему (проблему) исследования (животные, насекомые, птицы, растения);
- выяснить, какой вид будете изучать;
- каждый ребёнок предлагает, с какими источниками поиска он будет работать;
- определяется оформитель – художник группы, который сделает иллюстрацию в Книгу;
- порядок работы юного исследователя (см. Рисунок 1).
- Подумай.
- Задай вопросы самому себе.
- Спроси у другого человека.
- Посмотри в книгах.
- Понаблюдай.
- Проведи эксперимент.
- Посмотри в компьютере.
Задача – собрать нужную информацию, используя возможности всех доступных источников. Обобщить ее и подготовить сообщение.
Найденные идеи каждый ребёнок фиксирует на небольших листочках бумаги, эти листочки он вкладывает в кармашки папки. Если идея найдена в книге, то листок с записями по этому поводу кладется в кармашек со значком “книга”, если идея найдена путем наблюдения, то листок с ее записью оказывается в соответствующем кармашке.
Дети работают самостоятельно, они сами изучают все, что связано с выбранной темой. Учитель выполняет роль консультанта, старшего помощника тем, кто нуждается в помощи.
Собранные листочки впоследствии вынимаются, и на основании полученных сведений составляется сообщение об итогах исследования.
V. Рефлексия
Учитель. Подведём итоги нашего поиска.
1. Защита проектов-исследований.
Первая группа: ЗВЕРИ
Снежный барс (прилагают рисунок).
Снежный барс (ирбис) отличается мягким, пышным и шелковистым мехом, а также впечатляющим длинным хвостом. Зверь имеет пеструю окраску, которая отлично помогает ему маскироваться среди скал и камней. Раньше снежные барсы не представляли редкости, охота на них разрешалась и поощрялась, они считались вредными хищниками, а их шкуры высоко ценились. Такое отношение к этим животным привело к их повсеместному истреблению.
Манул (прилагают рисунок).
Это дикая кошка. Размеры ее невелики. Длина тела до 60 сантиметров, хвоста до 30 сантиметров, весит он 3-4 килограмма. Животное очень пушистое. Скорости и ловкости у манула недостаточно. Уходя от преследования, кот стремится как можно быстрее нырнуть в укрытие. Если это ему не удается, то он пускает в ход когти, лапы и зубы.
Южнорусская перевязка (прилагают рисунок).
Это очень симпатичное животное. Окраска головы у него яркая, состоящая из черных и черно– белых “ лоскутков – полосочек ”. Белые ушки и белая шерсть на макушке образуют верхнюю перевязочку в виде оригинального “кокошника”. Шубка у зверька с причудливыми узорами, с пятнышками, полосочками разных оттенков и цветов.
Зверек избегает соседство с человеком. А человек всячески старается навредить зверьку. Яды уничтожают грызунов, а вместе с ними и их естественных потребителей – перевязок.
Вторая группа: ПТИЦЫ
Розовый фламинго (прилагают рисунок).
Эта птица стала редкой, поскольку многие десятилетия подвергалась преследованию ради вкусного мяса, пера и пуха. Теперь охота на эту птицу запрещена.
Живут фламинго 25-30 лет. Это очень интересная птица. Тело её высотой 1,5 метра, вес 4 килограмма. Яйца птица откладывает в необычных и интересных гнездах. Они конической формы или в виде башенки высотой полметра и с углублением сверху, в которое самка откладывает два крупных яйца.
Основа гнезда – ил, вспомогательный материал – перья, ракушки, камешки, стебельки растений. Высиживание продолжается 30-32 дня, а уже через 4 месяца птенцы вырастают до величины своих родителей.
Черный журавль (прилагают рисунок).
Всего в мире 14 видов журавлей. В нашей стране обитает 7 видов журавлей. А на Алтае можно встретить журавля-красавку и черного журавля.
Эти птицы сейчас находятся под угрозой исчезновения. Пока не поздно, их надо спасать. Журавли очень красивые птицы. У них длинные ноги, длинная шея, длинный клюв, которым они запросто достают насекомых из всех труднодоступных мест. Журавли едят также мелких грызунов, корни растений, ягоды и даже молодые побеги. В 2-3 года журавли образуют пары и больше никогда не расстаются. Журавли строят очень удобные гнезда на земле, в которые журавлиха откладывает яйца.
Третья группа: РАСТЕНИЯ
Кубышка желтая (прилагают рисунок).
Кубышка – обычное водное растение. Встречается в прудах, озерах, и реках со спокойным течением. Цветет в мае – августе. Его красивые желтые цветки чуть поднимаются над поверхностью воды. Листья у этого растения крупные и плавают на поверхности воды. Цветок находится на длинной ножке, которая отрастает от корневища, лежащего на дне водоема. Срывая цветок мы наносим большой вред самому растению, так как через место разрыва вода попадает внутрь. А это приводит к загниванию подводной части растения и гибели всего растения.
Башмачок настоящий /Венерин башмачок/ (прилагают рисунок).
Очень редкое растение, довольно крупное, с крепким стеблем и толстым ползучим корневищем, которое изредка встречается по сырым лесам и оврагам. Его цветок – ловушка для насекомых, заставляет их себя опылять, но многие насекомые так и остаются навсегда прилипая к цветку, а те, кто посильнее, выбираются, уставшие, и на некоторое время теряют способность двигаться. А страдает растение из-за своего красивого цветка.
Прострел раскрытый (прилагают рисунок).
Или Сон-трава. Это степное растение, которое встречается также по сухим опушкам в лесу. Цветет в апреле – мае.
2. Итог урока
- что нового вы узнали для себя, работая на уроке;
- какими навыками и умениями вы овладели;
- какой вид работы хотели бы повторить или выполнить самостоятельно;
- какие личные качества вы приобрели сегодня, изучая страницы Красной книги;
- что бы вы посоветовали своим сверстникам?
Учитель. Наше занятие подошло к концу. И я хочу прочитать вам стихотворение, которое является заветом нам с вами.
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.
Рисунок 2