Красная книга. "Будь природе другом"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • познакомить детей с Красной книгой;
  • расширить углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • Красная книга Краснодарского края; красная книга (Рыбы), красная книга (Птицы), Красная книга.
  • Рисунки животных и растений, о которых пойдет речь на уроке.
  • Знаки – правила друзей природы.
  • Задание “Проверь себя”.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

– Сегодня на уроке вы узнаете о необычной книге, но сначала проверим, как вы усвоили материал прошлого урока.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по тетради “Проверь себя” с. 15 (1 ученик работает с такой схемой у доски).

2. – На прошлом уроке я рассказывала вам о разных породах собак. Запомнили ли вы их? Давайте проверим. Я вам читаю описание собаки или сведения о ней, а вы показываете мне карточку с её изображением. (C. 17 рабочая тетрадь “Что меня окружает”)

  • Название этой собаки переводится с немецкого, как “промокший до нитки”, потому что раньше с ней охотились на водоплавающую дичь. Стригут этих собак “под льва”. (Пудель).
  • Эта собака напоминает червяка на лапках, зато свободно залезает в любую нору.(Такса)
  • Сильная, умная собака. Охраняет границу, служит в милиции… (Немецкая овчарка)
  • Красивая, добрая собака. Пасёт в Шотландии овец. Любит маленьких детей. (Колли)
  • Небольшая собачка, покрытая длинной белой шерстью. (Болонка)
  • Эта собака спасает людей, которые заблудились или попали под снежную лавину в горах. (Сенбернар).

– А какую из этих собак вы бы хотели иметь?
– У кого дома есть собака. Расскажите о ней. (1 ученик).
– Какие ещё животные есть у вас дома? (2 – 3 ученика)
– Кто ещё хочет поделиться рассказом о домашнем любимце, может рассказать на перемене, о том, как выглядит его друг, как правильно заботиться о нём.
– Мы говорили о домашних животных, а какие животные ещё есть?
– А как вы думаете, люди должны заботится только о домашних животных? Почему? (Ответы детей)
– Как можно помочь диким животным, которые живут в дикой природе? Например, птицам?
– А зверям в лесу вы можете чем-нибудь помочь?
– Вы не можете, но есть специальные люди – лесники, которые следят, за сохранностью животных: они подкармливают птиц, оленей и лосей; следят, чтобы на них не охотились в период размножения. Раньше, когда таких людей не было животные, птицы и растения уничтожались постоянно и многие совсем исчезли с Земли.
– Для того, чтобы остановить это, люди создали необычную книгу.

III. Сообщение темы и целей урока. Введение в тему.

– Сегодня мы будем говорить о необычной книге. Цвет переплета у этой книги красный.
– Где вы встречаетесь с красным светом? (Кто-нибудь из детей вспомнит про светофор)
– Вспомните, что показывает красный цвет у светофора? (Это сигнал тревоги, опасности, предупреждения. Связь с ПДД)
– Правильно, красный сигнал светофора, предупреждает: “Осторожно! Может случиться беда”. Вот и Красная книга предупреждает об опасности, но о какой?
– В 1949 году при международном союзе охраны природы во Франции была создана комиссия по редким видам. Считали 14 лет. Выяснили, что с 1600 г. по 1800 год с лица Земли с “помощью” человека исчезло 33 вида животных, с 1800 г. по 1900 г. – ещё 33 вида, а с 1900 г. по 1913 г. – 52 вида.
– Главным автором Красной книги стал английский орнитолог и художник-анималист Питер Скотт.

(Читают подготовленные ученики)

Охраняется “Красною книгой”

Столько редких животных и птиц,
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Чтоб пустыни нагрянуть не смели
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери,
Охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
“Красная книга” –  Красная!
Значит, природа в опасности!

– В этой книге перечислены животные и растения, которые могут безвозвратно исчезнуть. И, если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Спасение их не возможно без специальных мер: запрета охоты, охраны в заповедниках, заботы об их размножении.
Красную Книгу называют Документом совести человека.
Для удобства пользования, страницы у книги цветные: на красных листах помещены сведения о видах, находящихся под угрозой исчезновения; на желтых — уязвимые виды; на белых — сведения о редких видах, на серых — сведения о мало изученных и редких видах; на зеленых — сведения о восстановленных видах и находящихся вне опасности.
– А как вы думаете, что находится на чёрных страницах?
– Черными страницы стали тогда, когда вообще с лица Земли исчезли некоторые виды.
В 1681 г. был уничтожен дронт — толстая и неуклюжая птица. В Англии даже есть выражение — "мертвый, как дронт". Его употребляют, когда хотят сказать о чем-то навсегда утерянном.
В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Называли этих голубей странствующими. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до той пор, пока на Земле не осталось ни одного голубя.
Примерно 250 лет назад экспедиция Витуса Беринга обнаружила в море, у самого берега, невиданных животных, которые мирно паслись в зарослях морской капусты на мелководье. Их назвали морскими коровами. Эти доверчивые, медлительные животные размерами со слона не боялись людей, близко подплывали к их лодкам. А люди безжалостно их убивали. С каждым годом их становилось все меньше и меньше, и через 27 лет их всех истребили. Так навсегда исчезли морские коровы. Теперь никто, нигде и никогда не увидит этих замечательных животных.

IV. Физминутка.

V. Знакомство с животными и растениями Красной книги.

– Давайте познакомимся с некоторыми редкими животными, которые занесены в Красную книгу. А расскажет вам о них “живая газета”

(Учащиеся с картинками, рассказывают о животных)

  • Белый медведь –  хорошо приспособлен к жизни во льдах. Его тёплая шкура не намокает в воде. Подошва покрыта густой жёсткой шерстью. Питается рыбой, тюленями.
  • Амурский тигр – сохранился только в густой дальневосточной тайге, где охотится на кабанов и оленей.
  • Курильский тюлень – обитатель далеких Курильских островов. Как и другие тюлени, питается различной рыбой.
  • Куланы. Стада куланов пасутся сейчас только в заповедниках Туркмении. Сейчас кулана расселяют в новые места.
  • Пятнистый олень. Раньше жил только в дальневосточной тайге. Сейчас расселяется во многих местах. Есть и в Кавказском заповеднике Краснодарского края.
  • Муфлон, он же горный баран любит пологие горные склоны. Почти не спускается с них, а в лес заходит только в Крыму, чтобы полакомиться тонкими веточками деревьев.

Учитель: (показывает картинки) Кроме зверей в Красную книгу занесены птицы: фламинго, розовый пеликан, турач, султанка; насекомые: жук “Усач альпийский”, “Краснотел пахучий”, “Дыбка степная” ; рыбы: атлантический осётр, севанская форель, аральский лосось; многие растения: прострел луговой, яртышник, пион тонколистый, пион кавахский, тюльпан Шренка.…
А какие ещё растения и животные внесены в Красную книгу вы узнаете, если откроете учебники на стр. 82 – 83. (Учащиеся рассматривают рисунки и читают текст, если позволяет время.)
Почему некоторых животных и растений остается очень мало на земле или они совсем исчезают? (Ответы детей)
Люди думали, что природа неисчерпаема, сколько бы ни брать у нее, все снова само собой восстановится. И просчитались. Некоторых животных совсем истребили, а некоторые находятся под угрозой исчезновения.

Обобщение: В нашей стране Красная книга вышла в 1978 году. Она называлась Красная книга СССР. Сначала все сведения о редких и исчезающих животных и растений уместились в одном томе. Но позже выяснилось, что в защите нуждается значительно большее число видов.
Поэтому второе издание Красной книги СССР вышло в 1984 году в 2 томах. В них о каждом животном и растении кратко, но точно сказано все: насколько бедственно его положение, в каких краях встречается, где обитает, по каким причинам исчезает. И главное – что надо сделать, чтобы его уберечь от вымирания.

– Откройте учебник на стр. 86. Рассмотрите схему. Попробуйте по схеме сами рассказать, какие опасности подстерегают природу от деятельности людей

(Если затрудняются: Угрозой является чрезмерная добыча животных, охота. Но есть ещё причина — разрушение мест обитания животных. Вот, например, через глухой лес прокладывают дорогу. Начинают лес вырубать, машины работают, грохочут, люди шумят. Звери, птицы пугаются, и им нужно куда-то уходить. Они могут не успеть и детенышей вывести.)

VI. Физминутка.

VII. Беседа. Будь природе другом.

– Как вы думаете, охранять надо только те растения и тех животных, которые занесены в Красную книгу?
– А что вы можете сделать для охраны природы? У вас на партах разложены правила для друзей природы. Просмотрите их. А теперь я буду показывать вам знак, а попробуете определить, к какому правилу он относится.

Правила друзей природы:

  1. Не ломай ветки деревьев и кустарников.
  2. Не повреждай кору деревьев.
  3. Не рви в лесу и на лугу цветы. Пусть красивые растения останутся в природе!
  4. Не лови бабочек, шмелей, стрекоз и других насекомых.
  5. Береги лягушек, жаб, головастиков.
  6. Не лови диких животных и не уноси их домой.
  7. Не подходи близко к гнёздам птиц и не разоряй их.
  8. Не оставляй в лесу, на лугу, у реки, у моря мусор. Не бросай его в водоёмы.
  9. Не шуми в лесу.

– Какие правила вы могли бы добавить?

Чтение подготовленных учеников:

Как только я цветок встречаю,
“Сорви!” – ко мне цветок взывает.
Лишь подхожу я к деревцу,
“Сломай!” – склоняется к лицу.
А на гнезде увижу птицу,
“Сгони!” – вспорхнуть она стремится.
Убей!” – лягушка из болота.
“Замучь!” – кузнечик из осота...
Нет, что-то стих идёт не тот...
Прочту стихи наоборот!
Как только я цветок встречаю,
“Люби!” – ко мне цветок взывает.
Лишь подхожу я к деревцу,
“Погладь!” – склоняется к лицу.
А на гнезде увижу птицу,
“Привет!” – пропеть она стремится.
“Присядь!” – лягушка из болота.
“Побудь!” – кузнечик из осота...
О, как прекрасен мир вокруг!
Иду домой, как добрый друг!

– Какая часть стихотворения первая или вторая вам ближе? Почему?
– Посмотрите на эти рисунки. Эти растения и животные находятся в Красной книге Краснодарского края. Если вы встретите их, помните и скажите другим, что они находятся под охраной государства. (Показ рисунков, прикреплённых на доске)

VIII. Итог урока.

– Для чего была создана Красная книга?
– Как вы думаете, для чего нужно знать растения и животных, занесённые в Красную книгу?
– Какие животные и растения, находящиеся в Красной книге вам запомнились?

(Учитель показывает рисунки, дети называют, если затрудняются, подсказываю).

– И закончить наш урок я хочу стихотворением

Люди!
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя.

IX. Домашнее задание:

  • Выучить правила “Друзей природы”.
  • Прочитать в учебнике, интересные сведения о растениях и животных, занесённых в Красную книгу.
  • Постараться найти, сведения о каком-нибудь животном или растении, занесённом в Красную книгу, подготовить рисунок и рассказ о нем.