Методы: мозговой штурм, ролевая игра, самостоятельная работа по карточкам парами и индивидуально, игры, рассказ, чтение, беседа.
Занятие рассчитано на детей 9 – 10 лет.
Цель: формирование у детей целостного взгляда на окружающий мир.
Задачи:
- Углубить представления детей о пищевых отношениях между организмами, ввести понятие “экологическая пирамида”.
- Развитие навыков творческого самовыражения.
- Воспитание бережного отношения к животным, понимания необходимости существования всех видов без исключения.
К концу занятия ребята должны знать взаимосвязи внутри живой природы (растения – животные), уметь строить цепи питания среди наиболее распространенных организмов.
Методическое обеспечение:
- Таблицы: “Общая цепь питания в лесу”, “Пищевые цепи”, “Законы природы”.
- Знаки: “Правила поведения в природе”.
- Конверты с карточками: “Общая цепь питания в лесу”.
- Наглядный материал: иллюстрации животных, картинки с изображением растений и животных.
- Шапочки с надписями: “гусеница”, “мышка”, “личинка”, “синичка”, “ласка”, “дятел”, “сокол”, “сова”.
- Клубок ниток.
Техническое обеспечение: аудиозапись “Звуки леса”.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организазионный моментю
Прозвенел звонок, начался урок,
Наши ушки на макушке, глазки широко открыты,
Слушаем, запоминаем, ни минуты не теряем.
– Сегодня мне понадобятся ваше внимание,
поддержка и помощь.
Тема нашего занятия “Пищевые отношения в
Природе”. Мы с вами должны вспомнить, что такое
цепи питания, познакомиться с понятием
“экологическая пирамида”, доказать важность
всех живых организмов в природе, а также
вспомнить правила поведения в лесу.
II. Объявление темы.
– Разные животные питаются разной пищей. Животные, которым нужна растительная пища, называются…(растительноядные). Те животные, которые едят насекомых, называются…(насекомоядные). На более крупную добычу охотятся…(хищные) животные, или хищники. Есть, наконец, и всеядные животные. (Привести примеры животных каждой группы).
III. Повторение пройденного материала.
– А теперь заглянем с вами в лес. На первый взгляд он кажется пустым – одни только деревья. Он не сразу откроет перед нами свои секреты, но когда мы хорошенько присмотримся к нему, то поймем, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. (Звучит аудиозапись “Звуки леса”). Они щебечут, пересвистываются, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело.
(Сюжетно-ролевая игра: дети изображают животных, о которых говорится в тексте).
– У гусеницы место на листке. Дело у нее одно – поедать листья. Ползет она по краешку листа и вгрызается в него острыми челюстями. Если прислушаться, даже хруст слышно. На земле тем же самым занимается мышка. Съела травинку, другую. Потом нашла колосок, попробовала, спелый ли, и потащила в норку про запас. А в стволе дерева, под корой, проедает – пропиливает свой ход личинка жука-короеда. Ее не интересуют листья и трава, она древесиной питается. Масса всяких мелких и крупных животных поедают траву, листья, кору дерева, а уж о семенах, орехах да ягодах и говорить нечего. И, кажется, если дать им волю – они весь лес съедят! Только не случиться этого, никто им такой воли не даст. Очень много глаз за ними приглядывают. Пробежала по ветке синичка, мимоходом гусеницу – цап! – и понесла в гнездо птенцов кормить. Скользнула в траве ласка, прыгнула в мышиную норку – и нет мышки. А на дереве дятел наклонил голову, прислушался, совсем как доктор, и стал долбить дырку. Вытащил личинку жука, а она большая, вкусная. Не зря старался. Но и за синицами, ласками, дятлами другие охотники следят, покрупнее. Синиц и дятлов ловят соколы и ястребы, ласку ночью сова может подхватить. И получается, что все лесные жители друг от друга зависят. Соколам не прожить без синиц, синицам – без гусениц, а гусеницам – без листьев, всем вместе без леса. Вот ученые-экологи говорят, что лес – это сообщество растений и животных, которые связаны друг с другом совсем как звенья в цепочке. Ученые ее называют…(цепь питания). (На столах находятся конверты с цифрой 1, достать карточки и сложить общую цепь питания в лесу), (рисунок 1).
– Что дает жизнь всем живым организмам на Земле?.. (Солнце). Кто первыми получают энергию от него?.. (Растения). Основание пищевых цепочек, их первое звено – это сам лес, его растения со всеми их листьями, плодами, ягодами, шишками. Второе звено – все те, кто питается растениями. Это гусеницы и мыши, зайцы и белки, и такие большие звери как олени и кабаны. Третье звено – охотники, самые разные. Жабы с лягушками тоже здесь – они не дают спуску слизнякам и лягушкам. Тут и множество мелких птиц – они ловят мелких насекомых и их личинок. Здесь и ласки, и куницы, и лиса сверху вниз на мышей да зайцев поглядывает. И все эти животные поедают тех, кто кормится растениями. А еще звено – четвертое, это те хищные птицы и звери, которые охотятся и на охотников: ястребы, совы, волки, рыси. Множество таких цепочек в лесу, ими сцеплены друг с другом звери, птицы, насекомые, растения. Отдельно друг от друга им не прожить.
– Теперь пришло время запомнить очень важный закон: в природе ни животные, ни растения не могут жить сами по себе. Они живут в сообществе с другими животными и растениями.
– Какое звено в лесных пищевых цепочках главное?.. (Растения). От них зависит жизнь всех лесных обитателей. (На столах картинки с изображением животных и растений. Самостоятельно составить цепи питания. Обсуждение).
IV. Физминутка.
“Считалочка” (дети выполняют действия по тексту)
Раз – подняться на носки и улыбнуться.
Два – руки вверх и потянуться.
Три – согнуться, разогнуться.
Четыре – начинаем все сначала.
Пять – поглубже всем вздохнуть.
Шесть – на пояс руки ставим.
Семь – повороты туловища начинаем.
Восемь – столько раз мы приседаем.
Девять – потягиваемся, отдыхаем.
Десять – и урок наш продолжаем.
V. Объяснение нового материала.
– Послушайте историю о комарах и крысах: На
одном далеком острове люди решили уничтожить
комаров, много неприятностей они им доставляли.
Использовали для этого ядохимикаты. Комары
действительно исчезли. Через некоторое время на
острове появилось множество крыс. Они полчищами
нападали на поля и сараи местных жителей, поедая
зерно. Люди не могли понять, почему появилась эта
“напасть”. А вы как думаете?.. (Ответы детей).
Оказалось, что ядохимикаты, которыми уничтожали
комаров, попали на растения. Этими растениями
питались тараканы (их много было на острове, и
жили они не в домах, а в природе). Тараканы не
погибали от яда, но он накапливался в их тельцах.
Этих тараканов ловили и поедали ящерицы. Они
слабели от яда и становились легкой добычей
кошек. А вот для кошек, поедавших отравленных
ящериц, яд оказался смертельным. Вскоре их совсем
не осталось на острове. Ну и раздолье наступило
тогда для крыс! Крысы принесли людям огромные
убытки. Всего этого, наверное, могло бы и не
случиться, если бы жители острова, прежде чем
применять ядохимикаты, посоветовались с учеными
– экологами. Как вы думаете, удалось ли жителям
острова справиться с крысиной “напастью”? Кто
им помог? (Ответы детей).
Вскоре на остров пришлось завозить кошек. Их
доставляли на самолетах из других мест.
Простых отношений, таких как пищевая цепь, в
Природе практически не существует. И в этом нам
поможет разобраться следующая игра. Пищевая
цепь: трава – мышка – лиса (действующие лица –
дети). Они являются звеньями одной пищевой
цепи. Но не только мыши питаются травой. Кто еще?
Не только лиса питается мышами. Кто еще? Не только
мышами питается лиса. Кем еще? (Дети кладут руки
на плечи тому, кого называют). Что получилось?
И вот что интересно: в природе разные цепи
питания как бы переплелись между собой.
Образуется сеть питания, или пищевая сеть.
Скажите, пожалуйста, сколько должно быть травы,
мышей, лисиц, чтобы никто не умер с голоду?
Сколько кого должно быть в природе поможет нам
выяснить следующее задание.
Каждый на листочке бумаги пишет название любого животного или растения нашей местности (собрать листочки).
– Откуда Земля получает энергию? Кто первым использует эту энергию? Сейчас мы с вами построим пирамиду. Растения будут располагаться внизу, потому что все животные, так или иначе, используют их для своего питания. Все растения должны присесть на корточки и выстроиться в линию. Все должны стоять близко друг к другу. За ними встанут дети, написавшие травоядных животных, на скамеечку – хищных животных. Теперь я прочитаю названия растений и животных, которых вы написали. Сравнить получившуюся пирамиду с изображением. Чтобы она была устойчива, основания должно быть широким. Чем выше пирамида, тем меньше там должно быть представителей. Предложить детям самим перестроить свою пирамиду. Вопрос: сколько кого должно быть в природе?
На столе конверты с цифрой 3 (рисунок 2). Самостоятельно сложить пирамиду. По желанию у доски два человека. Объяснить.
– Сова, конечно, крупнее и тяжелее мыши, а мышь
– крупнее и тяжелее колоска. Но если бы у нас были
волшебные весы и мы взвесили бы всех сов в лесу,
всех мышей и все колоски, оказалось бы, что
колоски намного тяжелее мышей, а мыши тяжелее
сов. Почему? Да потому, что колосков очень-очень
много, мышей просто много, а сов мало. Случайно ли
это? Нет. Ведь одной сове, чтобы прокормиться,
нужно множество мышей. Одной мышке – множество
зерна. Вот и получилась экологическая пирамида.
Подобные невидимые пирамиды есть повсюду в
природе. Хищников всегда меньше (и по числу, и по
общей массе), чем травоядных животных, а
травоядных меньше, чем растений, которыми они
питаются. Скажите, пожалуйста, кто важней или
полезней в природе – травоядные или хищники?
Послушайте рассказ ученого-зоолога “Доброе
слово о хищниках” (Приложение 1).
Вопрос: так нужны ли в природе хищники? Какую роль они выполняют? Но остальные животные так же нужны природе. Сказка “О пользе и вреде” (Приложение 2).
– Это, конечно, сказка, не было никакого суда в
лесу, и филин – это просто птица, а не судья. Но по
существу здесь все, правда. Вот и подумайте сами:
есть ли в природе только вредные или только
полезные животные? Второй закон: нет в природе
существ, которые были бы только полезны или
вредны. У каждого есть своя маленькая, но важная
роль.
Иногда мы не осознаем, что все в природе, живое и
неживое, взаимосвязано. Например, если лесоруб
срубит дерево или коллекционер поймает бабочек
одного вида, или же люди соберут на чай и отвары
все лекарственные растения, не оставив ни
корешка, то эти действия окажут влияние на целую
цепь последующих взаимодействий в природе. Это
будто подергать паутинку за одну ниточку – и
приходит в движение все ее нити. В этом нам
поможет убедиться игра “Паутинка”.
VI. Игра “Паутинка”.
Дети становятся в круг, ведущий держит клубок ниток, и начинает: “Я – береза, моими листьями любит лакомиться…гусеница”. Держит конец нитки, а клубок бросает товарищу. “Гусеница” продолжает: “Мной питается синичка”. Клубок продолжает свой путь до тех пор, пока все не будут связаны, некоторые по несколько раз. Что у нас получилось? Паутинка. Подергать ниточки (все связаны между собой крепко, как паутинка).
– А теперь представьте – пришел лесоруб и срубил березу. Что произойдет? А если будет вырублен весь лес? Когда дерево падает, оно тащит за собой все веревочки, которыми оно связано с другими, и всех, кто чувствует, как дерево потянуло веревочку за собой, тем или иным образом затрагивает смерть дерева. Теперь все, кто почувствовал рывок в связи с падением дерева, тоже сделают рывок.
Этот процесс продолжается до тех пор, пока все дети не почувствуют, что и их затронула гибель дерева. Мы убедились, что в отношениях растений и животных есть взаимная польза. И именно такое сотрудничество представителей двух царств природы – растений и животных, поддерживает в ней экологическое равновесие. К сожалению, это равновесие своими неумелыми действиями легко разрушает человек. На нашем занятии мы постарались приоткрыть некоторые секреты отношений растений и животных. Думается, всем понятно, что эти отношения необходимо охранять. Подошло время, вспомнить правила поведения в Природе, которые мы должны соблюдать, когда приходим в гости к ней.
VII. Итог.
– Время нашей встречи подошло к концу, я хотела
бы узнать, что вы сегодня для себя узнали нового.
– Что такое цепь питания? Вспомнить все звенья.
– Что такое экологическая пирамида?
– Сколько должно быть растений, травоядных,
хищников, чтобы всем хватало пищи?
– Есть ли в природе только полезные или только
вредные животные? Объяснить.
– С какими очень важными законами вы сегодня
познакомились?
Предложить детям оценить свою работу на занятии и работу педагога.
Приложение 1.
“ДОБРОЕ СЛОВО О ХИЩНИКАХ”
(Рассказ ученого-зоолога)
Рысь, волк, лиса, орел, ястреб, сова.… Еще
недавно люди рассуждали так: раз хищники
нападают на зайцев, кабанов, оленей, тетеревов и
других животных, значит, надо уничтожить
хищников. И тогда животных, на которых они
охотятся, будет больше.
Так люди и поступили. Как же много хищных зверей и
птиц было убито! Но вот люди заметили, что там, где
хищников не осталось, растительноядных животных
– зайцев, кабанов, оленей, тетеревов – сначала
становится больше, а потом все меньше и меньше.
Почему?
Оказалось, что хищники ловят в основном больных
животных, а здоровых и сильных им трудно догнать,
трудно одолеть. Там, где были уничтожены хищники,
среди животных распространялись болезни, и много
животных погибало. Хищники оказались санитарами
природы.
Ученые установили также, что лисы, совы
уничтожают множество грызунов, которые поедают
на полях зерно. Подсчитано, что одна сова за лето
спасает тонну зерна!Хищные звери и птицы взяты
под охрану.
Люди должны охранять и хищных насекомых,
например стрекоз, божьих коровок. Стрекозы
поедают множество комаров и мух, а божьи коровки
– множество тлей.
А еще хищников охраняют потому, что все они очень
красивы. Беречь их – это, значит, беречь красоту
природы.
Приложение 2.
СКАЗКА “О ПОЛЬЗЕ И ВРЕДЕ”
Привели воробья к лесному судье филину. Сорока
не удержалась, затарахтела: “По чужим огородам
шастаешь! Тайно проникаешь на склады с зерном.
Растаскиваешь ягоды из садов. Колоски на полях
вылущиваешь. И фамилия подозрительная:
Вор-Воробей!”
А еж пыхтит: “От темных воробьиных сторон
перейдем к светлым. Во-первых, зимой сорняки
клюет. Во-вторых, все лето с воробьихой и
воробьятами вылавливает насекомышей вредных.
Для полей, садов, огородов вредных, а для них,
воробьев, очень даже полезных. Урожай берегут.
Даже с саранчой бьются. Разве жалко за это
угостить их вишенкой или зернышком?”