Учебные задачи:
- наблюдать за выразительными средствами языка;
- учить передавать голосом чувствам (удивление, восхищение, разочарование);
- формировать понятия об авторской и народной сказках;
- учить самостоятельно проверять знания по изученной теме.
Учебные умения:
- передавать в интонации своё отношение к читаемому;
- различать авторские и народные сказки;
- пересказывать рассказ или сказку по готовому плану.
Оборудование: модели обложек “камень повествования” (пластилин обёрнутый золотой фольгой)
ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
Подготовка рабочего места к уроку
Учитель: Наступил “час тишины”, когда мы
будем трудиться, читать, писать и рисовать. Ровно
через 45 минут он закончится и начнётся “час
можно”, когда вы сможете отдохнуть и
повеселиться.
Прежде, чем вы сядете за своё рабочее место,
вспомните, что сохранить своё здоровье- хорошее
зрение и осанку вы можете сами. Помогите себе!
Спасибо!
Весь вечер я готовилась к встрече с вами,
прочитала много книг. Мне есть чем поделиться.
Уверена, что и вы не зря прожили вчерашний день.
Сегодня мы с вами обменяемся новыми знаниями.
II. Выявление читательского опыта.
Учитель: С какими произведениями вы работали дома?
Ответы детей.
Учитель открывает доску, где записаны
произведения, с которыми дети работали дома.
- Э.Шиле “Всем вам крышка” (авторская сказка).
- К. Ушинский “Мороз не страшен” (рассказ)
И модели к различным произведениям
– К каким из этих моделей мы можем отнести наши произведения? Почему? Докажите. Какие сказки вы знаете? ( Авторские и народные). Чем отличаются данные произведения?
Ответы детей.
Учитель: объявляется конкурс на лучшего знатока книг. Назовите мне произведения, соответствующие всем этим моделям.
Ответы детей.
Учитель: Молодцы! (Открывает доску, на которой заранее вывешены детские иллюстрации к различным произведениям, пройденным ранее на уроках литературного чтения). Вы действительно доказали мне, что знаете много произведений и даже умеете их иллюстрировать.
Учитель: рассказ К. Ушинского “Мороз не страшен” я предложила вам выучить наизусть. Впервые мы будем читать прозу наизусть. Мне хочется сделать это по-особенному. Но прежде скажите мне пожалуйста, когда вы очень сосредоточены и хотите что-то послушать, или услышать что вы делаете?
Ответы детей.
Учитель: ваши ушки как- будто широко раскрываются и услышанные вами прекрасные звуки музыки или волнующие вас стихи остаются в вашей памяти надолго. Сейчас мы это проверим. Для этого мне нужна ваша помощь. Я, как и все люди. Могу иногда что-то забыть. А вот вместе с вами, здесь и сейчас мы вспомним стихи, которые давно учили. Прочтём мы их вместе, тихо, а потом вы расскажете о своих ощущениях.
Дети встают.
Учитель: покажите своё отношение к этим произведениям с помощью жестов, мимики и интонации.
Звучат стихи А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало” и З. Александровой “Зима”. После чтения дети садятся.
Учитель: получили или вы наслаждение от своего чтения? Одинаковое ли настроение вызвали у вас данные произведения? (Комментарии детей) Почему? Какие слова указывают на это? (От стихотворения А.С. Пушкина веет теплом, покоем, а от произведения З.Александровой - радостью, живостью, весельем).
Учитель: мне очень хочется послушать вас.
Ваше чтение наизусть. Чтобы не было страшно, я
предлагаю вам “камень повествования”. Это
помощник, он даст вам силу и уверенность в себе.
Взяв его в руки, вы сможете всё. Ведь в получении
знаний нет ничего не доступного. Надо только
очень сильно захотеть.
Есть желающие? (Выходя к доске, дети берут со
стола учителя заранее приготовленный “камень
повествования”- пластилин, обёрнутый в золотую
фольгу, держат его в руке во время чтения)
Учитель выслушивает всех желающих, некоторые дети могут не решиться на этом уроке рассказать данные произведения, так как раньше не встречались с таким заданием, не следует их торопить. Возможно, с такими детьми необходима индивидуальная работа, в которой может помочь именно “камень повествования”
III. Работа с учебником. Самостоятельное чтение.
Учитель: сегодня нам предстоит познакомиться с новым произведением. Найдите его в учебнике “Литературное чтение” на странице 116. работу с ним вы начнёте самостоятельно: найдите заголовок, рассмотрите иллюстрацию и прочтите текст.
IV. Проверка самостоятельной работы.
Учитель: определите жанр прочитанного произведения и его главную мысль (народная сказка; служение людям). Что волновало Деда Мороза? Какую работу делали его дети? Ответы на вопросы обоснуйте словами из текста.
V. Упражнение в выразительном чтении по ролям.
Учитель: предлагаю провести в классе настоящую театральную репетицию. Представьте себя артистами. Чего нам не хватает? (Костюмов). Заменим их волшебными шапочками (заготавливаются заранее для каждого героя: автор, Дед Мороз, Иней, Лёд, Снежинка). Читать сказку мы будем по ролям. С помощью интонаций голоса выразите характер и настроение своего героя.
Чтение детей.
VI. Знакомство с новой формой плана. Работа по плану.
Учитель: понравилось ли вам чтение по ролям? Артисты, выходя на сцену, читают текст по книге или рассказывают его зрителям?
Ответы детей.
– А вы хотите попробовать рассказать сказку? (Открыть доску, где написан план пересказа). Знакомство с планом.
План.
- Сколько детей было у Деда Мороза?
- Что сделал Ветер?
- Какую работу сделал Лёд?
- О чём говорил Иней?
- О чём рассказывала Снежинка?
Ребята, читавшие сказку в шапочках героев, отдают их другим детям по выбору учителя, те выходят в центр класса и по плану обыгрывают сказку, используя жесты, мимику, интонации голоса.
Учитель: ребята, знакомство с этой сказкой мы начали в классе, а завершили на театральной сцене. Ничего невозможного нет, надо только захотеть!
VII. Домашнее задание.
Учитель: дома вас ждёт интересная работа в рабочей тетради на странице 43. Там вы найдёте загадки, которые вам предстоит разгадать и иллюстрации, которые надо оживить. А следующий урок мы начнём сразу с перевоплощения. Но уже более уверенно нам предстоит сыграть эту сказку. А для этого прочитайте её дома по ролям со своими близкими.