Разработка урока по литературному чтению. Программа "Начальная школа XXI века". 2-й класс. Тема: «Произведения о природе. Народная сказка "Дети Деда Мороза"»

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Учебные задачи:

  • наблюдать за выразительными средствами языка;
  • учить передавать голосом чувствам (удивление, восхищение, разочарование);
  • формировать понятия об авторской и народной сказках;
  • учить самостоятельно проверять знания по изученной теме.

Учебные умения:

  • передавать в интонации своё отношение к читаемому;
  • различать авторские и народные сказки;
  • пересказывать рассказ или сказку по готовому плану.

Оборудование: модели обложек “камень повествования” (пластилин обёрнутый золотой фольгой)

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Подготовка рабочего места к уроку

Учитель: Наступил “час тишины”, когда мы будем трудиться, читать, писать и рисовать. Ровно через 45 минут он закончится и начнётся “час можно”, когда вы сможете отдохнуть и повеселиться.
Прежде, чем вы сядете за своё рабочее место, вспомните, что сохранить своё здоровье- хорошее зрение и осанку вы можете сами. Помогите себе! Спасибо!
Весь вечер я готовилась к встрече с вами, прочитала много книг. Мне есть чем поделиться. Уверена, что и вы не зря прожили вчерашний день. Сегодня мы с вами обменяемся новыми знаниями.

II. Выявление читательского опыта.

Учитель: С какими произведениями вы работали дома?

Ответы детей.
Учитель открывает доску, где записаны произведения, с которыми дети работали дома.

  • Э.Шиле “Всем вам крышка” (авторская сказка).
  • К. Ушинский “Мороз не страшен” (рассказ)

И модели к различным произведениям

– К каким из этих моделей мы можем отнести наши произведения? Почему? Докажите. Какие сказки вы знаете? ( Авторские и народные). Чем отличаются данные произведения?

Ответы детей.

Учитель: объявляется конкурс на лучшего знатока книг. Назовите мне произведения, соответствующие всем этим моделям.

Ответы детей.

Учитель: Молодцы! (Открывает доску, на которой заранее вывешены детские иллюстрации к различным произведениям, пройденным ранее на уроках литературного чтения). Вы действительно доказали мне, что знаете много произведений и даже умеете их иллюстрировать.

Учитель: рассказ К. Ушинского “Мороз не страшен” я предложила вам выучить наизусть. Впервые мы будем читать прозу наизусть. Мне хочется сделать это по-особенному. Но прежде скажите мне пожалуйста, когда вы очень сосредоточены и хотите что-то послушать, или услышать что вы делаете?

Ответы детей.

Учитель: ваши ушки как- будто широко раскрываются и услышанные вами прекрасные звуки музыки или волнующие вас стихи остаются в вашей памяти надолго. Сейчас мы это проверим. Для этого мне нужна ваша помощь. Я, как и все люди. Могу иногда что-то забыть. А вот вместе с вами, здесь и сейчас мы вспомним стихи, которые давно учили. Прочтём мы их вместе, тихо, а потом вы расскажете о своих ощущениях.

Дети встают.

Учитель: покажите своё отношение к этим произведениям с помощью жестов, мимики и интонации.

Звучат стихи А.С. Пушкина “Уж небо осенью дышало” и З. Александровой “Зима”. После чтения дети садятся.

Учитель: получили или вы наслаждение от своего чтения? Одинаковое ли настроение вызвали у вас данные произведения? (Комментарии детей) Почему? Какие слова указывают на это? (От стихотворения А.С. Пушкина веет теплом, покоем, а от произведения З.Александровой - радостью, живостью, весельем).

Учитель: мне очень хочется послушать вас. Ваше чтение наизусть. Чтобы не было страшно, я предлагаю вам “камень повествования”. Это помощник, он даст вам силу и уверенность в себе. Взяв его в руки, вы сможете всё. Ведь в получении знаний нет ничего не доступного. Надо только очень сильно захотеть.
Есть желающие? (Выходя к доске, дети берут со стола учителя заранее приготовленный “камень повествования”- пластилин, обёрнутый в золотую фольгу, держат его в руке во время чтения)

Учитель выслушивает всех желающих, некоторые дети могут не решиться на этом уроке рассказать данные произведения, так как раньше не встречались с таким заданием, не следует их торопить. Возможно, с такими детьми необходима индивидуальная работа, в которой может помочь именно “камень повествования”

III. Работа с учебником. Самостоятельное чтение.

Учитель: сегодня нам предстоит познакомиться с новым произведением. Найдите его в учебнике “Литературное чтение” на странице 116. работу с ним вы начнёте самостоятельно: найдите заголовок, рассмотрите иллюстрацию и прочтите текст.

IV. Проверка самостоятельной работы.

Учитель: определите жанр прочитанного произведения и его главную мысль (народная сказка; служение людям). Что волновало Деда Мороза? Какую работу делали его дети? Ответы на вопросы обоснуйте словами из текста.

V. Упражнение в выразительном чтении по ролям.

Учитель: предлагаю провести в классе настоящую театральную репетицию. Представьте себя артистами. Чего нам не хватает? (Костюмов). Заменим их волшебными шапочками (заготавливаются заранее для каждого героя: автор, Дед Мороз, Иней, Лёд, Снежинка). Читать сказку мы будем по ролям. С помощью интонаций голоса выразите характер и настроение своего героя.

Чтение детей.

VI. Знакомство с новой формой плана. Работа по плану.

Учитель: понравилось ли вам чтение по ролям? Артисты, выходя на сцену, читают текст по книге или рассказывают его зрителям?

Ответы детей.

– А вы хотите попробовать рассказать сказку? (Открыть доску, где написан план пересказа). Знакомство с планом.

План.

  1. Сколько детей было у Деда Мороза?
  2. Что сделал Ветер?
  3. Какую работу сделал Лёд?
  4. О чём говорил Иней?
  5. О чём рассказывала Снежинка?

Ребята, читавшие сказку в шапочках героев, отдают их другим детям по выбору учителя, те выходят в центр класса и по плану обыгрывают сказку, используя жесты, мимику, интонации голоса.

Учитель: ребята, знакомство с этой сказкой мы  начали в классе, а завершили на театральной сцене. Ничего невозможного нет, надо только захотеть!

VII. Домашнее задание.

Учитель: дома вас ждёт интересная работа в рабочей тетради на странице 43. Там вы найдёте загадки, которые вам предстоит разгадать и иллюстрации, которые надо оживить. А следующий урок мы начнём сразу с перевоплощения. Но уже более уверенно нам предстоит сыграть эту сказку. А для этого прочитайте её дома по ролям со своими близкими.