Путешествие по Солнечной системе (урок математики, 4-й класс, традиционная система)

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тема: Письменные приемы деления многозначных чисел на однозначное число.

Цели урока:

  • Научить детей делить многозначное число на однозначное письменным способом;
  • Развивать познавательный интерес и умение использовать в работе ранее полученные знания (межпредметная связь с природоведением);
  • Развивать логическое мышление, совершенствовать навыки быстрого счета.

Оборудование:

  • Карта Солнечной системы;
  • Карточки с примерами для устного счета;
  • На стенде словарные слова: космос, космонавт, ракета;
  • Картинки по теме (см. приложение)

Ход урока

I. Организационный момент

Долгожданный дан звонок
Начинается урок.

II. Сообщение темы урока

Учитель:

Чтобы водить корабли,
Чтобы в небо взлетать,
Надо многое знать,
Надо много уметь.
И при этом, и при этом
Вы заметьте,
Очень важная наука
Математика

Сегодня у нас необычный урок, мы будем путешествовать по Солнечной системе. А что такое Солнечная система? (ответы учеников)

Итак, в путь.

III.Устный счет

Назови ответ

73:9 40:6 42:5
37:4 63:7 51:8

Уменьши в 9 раз

180 540 3600

3. Вычисли

0:173 207:1 465:465

4. Переставь цифры

62:31=3

82:41=4

5. Объясни приемы вычисления

369:3 355:5

6. Среди этих уравнений выбери только те, которые решаются делением.

Х:9=90 100 Х=6800
Х 5=450 Х:1=999

7. Какое выражение неверное.

1*а=а

а:1=а

а*0=а

а:0=0

8. Назовите самый большой остаток при делении на 4, 7, 9

9. Определи количество цифр в частном

940:4 5635:7
864:8 72396:9

IV. Работа в тетрадях

Чистописание: 9 9 9

Учитель::

Почему именно эту цифру прописываем?

Ученики:

В Солнечной системе 9 планет.

Учитель:

Много планет вокруг Солнца летает
Может быть, люди на них обитают?
Давай-ка, в ракету мы сядем скорей,
Помчимся от Солнца света быстрей

(На доске вывешивается ракета)

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной.
С другой страшный холод и мертвый покой.
честь бога торговли имеет названье,
Да нет атмосферы – вот наказанье.
Что вы узнали из стихотворения об этой планете?

Учитель:

МЕРКУРИЙ – самая близкая к Солнцу планета. Она вращается вокруг Солнца очень быстро. Почему? Потому, что расстояние от Солнца гораздо меньше, чем у других планет. Давайте узнаем, сколько земных суток длится год на Меркурии. Для этого надо 792 : 9. Получилось 88 земных суток длиться год на этой планете. Меркурий прозвали за быстроходность, за проворность, с которой эта планета бегает по небу – небесным гонцом. Давайте посчитаем во сколько раз по объему Меркурий меньше чем Земля. Для этого вычислим устно 840 : 42 =20

Значит, из Земного шара можно выкроить 20 шаров таких, как Меркурий.

Что же, дружок,
В жизни много дорог,
Летим на Венеру,
Хоть путь наш далек.

Учитель:

Ни одна звезда, ни одна планета не может сравниться по силе блеска с ней. По размерам она, как Земля. И год на Венере длится: 1350:6=225 земных суток. На сколько больше длится год на Земле, чем на Венере?

Учитель:

Дневная температура на Венере + 100, а ночная -23.

Ученые считают, что есть такие водоросли, которые живут в горячих источниках. Ну, а -23 – это для нас, норильчан, не мороз. Поэтому возможно жизнь на Венере будет развиваться, как когда-то развивалась на Земле.

Путешествуем дальше.

Мерцает по курсу ракеты Земля.
На ней мы живем,
И как, видно, не зря.
Планета Земля - родимый наш дом!
Но много ли, дети, мы знаем о нем?
Загадки ее постоянно решаем,
Но много так до конца и не знаем.

Задача.

Устно.

Из 250000 видов растений Земли 1/10 часть находится на грани исчезновения.

Сколько видов растений на Земле на грани исчезновения?

Решаем в тетрадях.

Площадь нашей страны составляет 22 400 000 кв. км. Покрыто водой -? 3/4

Пригодной для питья - ? (1/50 от вей воды. Какая S нашей страны покрыта водой, пригодной для питья?)

Дети решают задачу, делают вывод, что чистой воды на Земле очень мало.

Ученик:

Чтоб жизнь на планете родной сохранить,
Надо стараться на ней не сорить!
А сколько уж лет говорят год от году:
“Не надо сорить! Берегите природу”

(Вывешивается плакат “Береги воду”).

Учитель:

Следующая из планет похожа на красный могучий глаз-это Марс (в честь бога войны)

Марс меньше Земли в 7 раз. Сутки такие же, как на Земле. На Марсе есть зима, весна, лето, осень.

Год на Марсе

2061 : 3 = 687 (суток)

Все необходимое на Марсе есть: вода, кислород, атмосфера, смена дня и ночи. Это все те условия, при которых развивалась жизнь на Земле.

Марс – самая интересная для нас, жителей Земли, планета.

Дальше и дальше летим мы от Солнца,
Юпитер нас встретит светом в оконце.
Юпитер – царь планет!
В тельняшке облаков
Вращаться не спешит -
Уж нрав его таков!

Знаете ли вы, во сколько Юпитер больше Земли?

Ученики: (устно) 960:8=120

Год Юпитера равен:

Ученики: (устно) 144:12=12 (земным годам).

Учитель: Зато сутки короткие – 10 часов.

5 часов – день.

5 часов – ночь.

Что было бы, если бы на Земле были бы  такие короткие сутки? Встанешь, позавтракаешь, пойдешь в школу, поучишься и уже ночь. А когда гулять? Но так как жизнь на Юпитере отсутствует, то и величина суток не имеет значения.

Учитель: Продолжаем наше путешествие.

Есть планета: единственная из всех планет, украшенная кольцом. Это Сатурн. Откуда у Сатурна кольцо? Неизвестно.

Если мы найдем закономерность, то узнаем очень интересный факт о кольце.

1966 1981 1996

Дети делают вывод: каждое последующее число на 15 больше предыдущего.

Через каждые 15 лет кольцо исчезает, и Сатурн кажется самой обычной планетой.

Потом кольцо снова появляется в виде тоненькой ниточки, потом увеличивается и через 7-8 лет обыкновенное кольцо.

В каком году следующий раз исчезнет кольцо?

Ответ учеников: В 2011 году.

Учитель: И самые далекие планеты Уран, Нептун, Плутон.

Здесь холодные миры,
Света нет и нет жары.
Вечные зима и ночь.
Захотелось сразу прочь.
Скован людом Уран, Нептун,
На Плутоне - колотун!
Без атмосферы, ко всему,
Жить невозможно никому!

Учитель: Путешествие наше подходит к концу.

Понравился сегодняшний урок? Вы не только многое узнали о Солнечной системе, но и научились делить на однозначное число. Сейчас проверим, как вы научились решать.

V. Самостоятельная работа.

I вариант

№ 477 (1 строка)

II вариант

№477 (2 строка)

Проверка самостоятельно. Числа даны на ленте ответов.

I вариант II вариант
178

495

2758

8362

243

857

1879

4359

VI. Итог урока.

Иллюстрации к уроку.