В прошлом году я сделала первый выпуск по учебникам Образовательной системы “Школа-2100”, и, когда вновь набрала первый класс, вопрос о программе и учебниках был решён - конечно же, “Школа-2000” и “Школа-2100”.
Ведь именно в этих учебниках заложен принцип проблемного обучения. А где, как не на проблемном уроке, созданы все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки учителем проблемной ситуации испытывают затруднение, либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем идёт обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Предлагаю вашему вниманию проблемный урок русского языка в 3-м классе (учебник Бунеевых Р.Н. и Е.В.)
Цель: формирование умения находить и графически обозначать в предложении однородные подлежащие и сказуемые.
Задачи:
- обобщить знания о предложении;
- раскрыть понятие “однородные члены предложения”, научиться находить их в предложении;
- развивать учебно-научную речь учащихся, мыслительные операции.
Ход урока
Этап |
Действия учителя |
Действия учеников |
1. | Организационный момент Мы начинаем урок русского языка. Я хочу, чтобы каждый из вас по окончании урока мог сказать: “Сегодня я искал, творил, А над какой большой темой мы работали вот уже несколько уроков? Всё ли мы узнали о предложении? Хотите узнать? Сегодня на уроке мы продолжим осваивать эту тему. |
|
2. | Актуализация знаний Давайте по опорным словам вспомним, что мы уже знаем о предложении: слова мысль члены предложения А сейчас на практике проверим, насколько хорошо вы усвоили этот материал. Запишем предложение: Ласточки прилетят с юга. Разбираем по членам предложения. |
Дети записывают предложение в тетради, 1 ученик - у доски) |
3. | Постановка прблемы А теперь запишите вот такое предложение: Соловьи и ласточки прилетят с юга. Подчеркните подлежащее и сказуемое. У всех так? (А в этом предложении говорится только о ласточках? Задайте вопрос к слову “соловьи”. Что заметили?)
Почему это предложение вызвало затруднение? Какие “такие”? Так о чём будем говорить на уроке? (О предложениях с несколькими подлежащими при одном сказуемом.) |
Ученик у доски подчёркивает только ласточки. Нет, ещё и о соловьях. Отвечает на вопрос кто? Называет, о ком говорится в предложении, значит, это подлежащее. Мы ещё такие предложения не изучали, где 2 подлежащих. |
4. | Открытие детьми нового знания Как доказать, кто из вас прав? Одно или два подлежащих в этом предложении? Ребята, посмотрите, у меня на доске записано слово “несколько”. Что это значит? Измените предложение так, чтобы там было несколько подлежащих. Вот мы и доказали, что может быть предложение с несколькими подлежащими при одном сказуемом. А у вас вопрос не возникает?
Ваши предположения. Попробуйте составить такое предложение. (Весной солнце светит и греет.) Запишите это предложение, подчеркните главные члены предложения. А это какое предложение? (Предложение с несколькими сказуемыми при одном подлежащем.) Что мы можем рассказать о нескольких сказуемых или нескольких подлежащих? Как их можно назвать? (Одинаковые) Вот что они о себе говорят. “Мы все одинаковые, одного рода - ты и я. Так как их можно назвать? Вот мы уже и можем сформулировать тему урока. (Учитель открывает тему на доске: “Однородные подлежащие и сказуемые”) Чему же мы должны научиться? Найдите в “Толковом словаре” на стр.309 слово “однородный” и прочитайте, что оно означает. Давайте теперь подвёдём итог нашего исследования. Какие же члены предложения называются однородными? Оформление записи-опоры на доске по ответам детей: - отвечают на один и тот же вопрос; - относятся к одному слову. Запишем ещё одно предложение. Весной солнце светит, греет, ласкает. Это предложение с однородными членами? Докажите. Как отделили на письме однородные члены? Почему? Что можем добавить в наше определение? Дополняем запись на доске: - произносятся с интонацией перечисления; А всегда ли между однородными членами ставится запятая? Найдите ответ в учебнике на стр.277 упр.417. Что ещё нужно добавить в наше определение? Завершаем оформление опоры: - союз и - запятая не ставится. Мы с вами вывели определение, теперь проверим свои предположения по учебнику (стр.278, 281). Совпали наши выводы? Что ещё нового узнали об однородных членах? Начертим в тетрадях и на доске схемы для наших предложений. |
Доказательства детей. Может быть и 3, и 4 подлежащих при одном сказуемом. Дети устно составляют предложения.
А может ли быть несколько сказуемых при одном подлежащем? Рассуждение.
Они отвечают на один и тот же вопрос и связаны с одним и тем же словом.
Однородные. Формулируют тему.
Находить в предложении однородные члены.
Дети доказывают, используя запись на доске. Поставили запятые. Произносим с интонацией перечисления.
Предположения детей.
Если однородные члены соединены союзом и, то запятая не ставится.
Дети читают правило. Их графическое обозначение. |
5. | Первичное закрепление Стр.279 упр.419(фронтально) Прочитайте, найдите однородные члены предложения, обозначьте графически. |
Дети работают карандашом в учебниках. |
6. | Самостоятельная работа 1 УРОВЕНЬ ЗАДАНИЕ. Спишите, подчеркните однородные члены предложения. Вчера мы были в зоопарке. В вольерах летали попугаи, щеглы, дрозды и дятлы. Птицы пели, свистели, трещали. 2 УРОВЕНЬ ЗАДАНИЕ. Дополните предложения однородными членами. В саду растут , , . В полях расцвели , и . Ученики , и . 3 УРОВЕНЬ ЗАДАНИЕ. Используя данные слова, составьте предложения с однородными членами: гуляли, лиса, гуси, куры, утки, закудахтали, подкралась, убежала, зашипели, схватила, закрякали. |
Дети выбирают уровень и выполняют работу в тетрадях. |
7. | Итог. Рефлексия. Над какой темой работали? Какие же члены предложения называются однородными? А сейчас попробуйте определить, насколько хорошо усвоено вами новое знание. У нас в гостях 3 человечка: Какого из них вы выберете для себя сегодня на уроке? |
Дети отвечают, пользуясь опорой
на доске.
Дети встают и показывают. |