Цели:
1. Формирование понятия “свойства воды”.
2. Формирование представления обучающихся о применении свойств воды в жизни человека.
3. Развитие навыков практической деятельности (опыты) , наблюдательности, внимания, аккуратности, любознательности.
4. Создание условий для экологического воспитания.
Задача урока:
- организовать наблюдение и на основе мысленного эксперимента и практической работы коллективно “открыть” физические свойства воды.
Оборудование урока: таблицы и картины о воде, её свойствах; оборудование для практической работы для обучающихся (стаканы, фильтровальная бумага, воронки, предметные стёкла, полоски цветной бумаги, сахар, соль, марганцовка); для учителя колба с трубкой, горячая вода, лёд в тарелке.
Рис. 1
Эпиграф урока:
Вода!. . . Тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются,
не ведая, что ты такое!
Нельзя сказать, что ты необходима для жизни:
ты сама жизнь.
(Антуан де Сент-Экзюпери)
Ход урока.
1. Постановка целей и задач.
- Как вы понимаете эти слова?
- Хорошо осмыслить и понять эти слова нам поможет сегодняшний урок.
Чтение стихотворения учеником:
Не умыться, не напиться
Без воды,
Листику не распуститься
без воды.
Птица, зверь и человек
Без воды прожить не могут
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода!
- Сегодня вы должны получить ответ на вопросы:
1) Что такое вода?
2) Благодаря каким свойствам воды для нас она “сама жизнь”.
2. Изучение нового материала. Постановка опытов.
ОПЫТ 1. Определение прозрачности.
- Почему вода в бассейне голубая?
- Давайте проверим. Возьмите цветную бумагу, лежащую на столе и приложите к стакану. Что вы заметили?
(Вода приняла цвет бумаги. )
- Почему Красное море назвали красным, а Жёлтое жёлтым?
(Ответ подготовленного ученика после высказанных предположений других детей)
Красное море обязано красновато-бурым цветом своих волн микроскопическим водорослям.
А Жёлтое море получило своё имя от мути, которую выносят в него великие китайские реки с пыльных плоскогорий пустынь.
ОПЫТ 2. Определение цвета.
- Посмотрите на аквариум с рыбками. Что вы можете сказать о цвете воды?
- Как доказать, что вода прозрачная, а молоко непрозрачное?
(Нужно положить в каждый из стаканов любой предмет, например, ложку. Мы увидим, что в стакане с водой ложка видна, а в стакане с молоком нет. )
- Как человек использует это свойство?
(В пищевой промышленности, в парфюмерии)
ОПЫТ 3. Определение запаха.
- Как определить запах вещества?
- Что вы заметили? (Вода не имеет запаха)
- Как человек использует это свойство? (В приготовлении пищи, в личной гигиене)
- Уместно вспомнить стихотворение:
(Читает ученик. )
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы щёчки краснели,
Чтобы глазки блестели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
- Про какую воду говорится в этом стихотворении?
(Про чистую, без запаха. )
ОПЫТ 4. Выявление способности воды растворять.
- Возьмите кусок сахара, положите в стакан с водой, размешайте ложкой. Что вы увидели? (Сахар исчез, а другими словами растворился)
- Где человек применяет это свойство воды? (Благодаря этому свойству мы можем помыть посуду, мебель, пол; постирать одежду; помыться; приготовить пищу и т. д. )
- Ребята, а вы забыли про минеральную воду.
- Почему её так называют?
- Где добывают?(В природе существуют минеральные источники)
- Посмотрите на физическую карту Кемеровской области.
- А есть ли такие источники в нашей области? (В селе Борисово и в районе реки Верхняя Терсь)
В шорском поселении Кунагаш бытует легенда о чудодейственном минеральном источнике.
…Однажды старый шорец, почувствовав, что смерть близка, встал рано утром, простился с женой и отправился в тайгу. Перед смертью он решил в последний раз взглянуть на шорские дали, где прожил долгую жизнь. Шел он по таёжной тропе, а перед глазами всплывали эпизоды его прошлого: встречи с медведем- шатуном, с коварной рысью, которые оставили свои следы на его теле и лице.
Перед глазами проплывали годы с богатыми урожаями кедрового ореха, ягод, грибов.
Уже давно разлетелись из родного дома семь его сыновей. Жизнь прожита не зря, пора спокойно умирать.
Опомнившись от своих дум, он и не заметил, как наступили сумерки. Тайга приготовилась ко сну. Присел старый шорец на пень, старые ноги его устали. И вдруг он услышал где-то рядом журчание воды.
Раздвинул шорец ветви плотного тальника и увидел бьющийся из-под земли родник. Зачерпнув ладонью и испив глоток-другой живительной родниковой воды, он почувствовал прилив силы – ноги быстро отходили от усталости, а тело как в молодые годы сильным, бодрым и здоровым.
Расправив плечи, он быстрыми и лёгкими шагами достиг родного очага, на пороге которого сидела его старая жена.
- Молодец, - обратилась она к нему, - не встречал ли ты в тайге старца?
Возмутился шорец:
- Ты что совсем обезумела, старая, - не узнаёшь своего мужа?
Только по голосу узнала его старая шорка. Поведал ей шорец о чудодейственном роднике. Ночью тайком отправилась шорка к таинственному роднику, припала губами к источнику и пила, пила…
Проснувшись, шорец начал искать свою жену. Её следы привели его всё к тому же источнику. Стал он кликать свою жену, да в ответ услышал только плач ребёнка.
Оказывается, что чудотворная сила воды родника и заключалась в том, что её надо пить в меру. Не знала об этом старуха и, испив чрезмерно, превратилась в младенца…
- А какую опасность для человека может нести способность воды растворяться? (После предположительных ответов обучающихся следует сообщение заранее подготовленного ученика)
Люди загрязняют воды морей, океанов, рек и озёр. Опасный источник загрязнения – осадки. Мы знаем, что в природе всё взаимосвязано. Тесная взаимосвязь существует и между атмосферой и водами Земли. Воздух насыщает воды кислородом, углекислым газом и прочими необходимыми для развития водных растений и животных газами и веществами. К сожалению, нынче атмосфера снабжает реки, озёра и проч. всеми теми вредными химическими соединениями, которые выбрасываются в атмосферу промышленностью и транспортом.
На поверхность Мирового океана ежегодно выпадает 200 тыс. тонн свинца, около 7 тыс. тонн ртути и др. тяжёлых металлов, которые очень трудно вывести из организма человека.
- Что значит Мировой океан?
- Как попадание этих металлов в воду может навредить человеку? (По пищевым цепям, особенно через рыбу)
Учёными обнаружено большое содержание ртути в балтийской треске. Съев 5-6 таких рыб, человек получит количество ртути, равное её содержанию в медицинском термометре.
В организмах птиц, которые питаются отравленной рыбой, тоже накапливаются вредные соединения. Это приводит к тому, что птицы (цапли, бакланы, пингвины, скопы) порой откладывают яйца без скорлупы или с такой тонкой скорлупой, что она не выдерживает веса птицы при насиживании.
Кроме того, накопление этих вредных соединений приводит к тому, то потомство приобретает различные изменения (мутации) . Например, в заливе Японского моря выловили осьминога, у которого было 25 щупалец вместо 8. Это может привести к вымиранию вида.
ОПЫТ 5. Очищение воды.
- А можно ли очистить загрязнённую воду в вашем стакане?
- Что из вашего набора можно использовать для этих целей? (Пустой стакан, фильтр, воронку)
- А как очищают воду в производстве? (Сейчас много рек и речушек, озёр и прудов отравили хозяйственно-бытовыми и промышленными сбросами, и в них уже не происходит процесс самоочищения. Поэтому необходимо сточные воды перед их сбросом в водоёмы предварительно очищать. Сначала воду пропускают через решётки, песколовки, различные отстойники. Затем пропускают через фильтры. Сточные воды любого населённого пункта содержат болезнетворные бактерии. Чтобы их уничтожить, производят хлорирование воды.
После этого вода становится мёртвой, в ней нет ни солей, ни микроорганизмов.
Воде возвращают жизнь микроорганизмы – инфузории-туфельки, коловратки. Так называемый активный ил перемешивают с водой в специальных ёмкостях. Вода здесь бурно кипит, насыщаясь кислородом. Так происходит оживление воды.
- А какой способ охраны природы предложили бы вы? (Ответы детей)
Надо перестать рассматривать реки и водоёмы как сборники всяческих отбросов.
- Как мы можем помочь нашим рекам? (Ответы детей)
ОПЫТ 6. Установление текучести.
- Капните немного воды на стекло. Что вы увидели? (Вода растеклась)
- Где человек использует свойство текучести (движения) воды? (Построены гидроэлектростанции, водяные мельницы)
ОПЫТ 7. Выявление того, что происходит с водой при нагревании и охлаждении.
(Демонстрирует учитель)
- Почему это происходит? (Моделирование на магнитной доске)
Рис. 2. Нагревание воды. | Рис. 3. Охлаждение воды. |
ОПЫТ 8. Способность воды переходить из одного состояния в другое.
-Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан.
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)
- Почему вода так о себе говорит?
Об этом свойстве воды мы более подробно поговорим на следующем уроке. Вы узнаете, как образуются облака, туман; почему идёт дождь.
Подведение итогов.
- О каких свойствах воды вы узнали?
- Вернёмся к эпиграфу урока. Почему о воде сказано, что “ты сама жизнь”?