Урок письма по теме "Строчная и заглавная буквы Ч, И. Сочетания ча, чу". Закрепление

Разделы: Начальная школа


ЦЕЛИ:

1. закрепить правописание букв Ч, ч, слушая музыку; формировать умения писать сочетания ЧА, ЧУ; обобщить знания о произношении звука [ч,];

2. обогащать словарный запас, совершенствовать коммуникативные свойства речи (выразительность, тембр…); учить анализировать, сравнивать, строить аналогии; развивать точность и тонкость различия звуков, оттенков речи, способность ориентироваться в строке; развивать моторику мелких мышц, умение управлять своими двигательными действиями, слушая музыку;

3. воспитывать добросовестное отношение к труду, ответственность, трудолюбие, требовательность к себе, аккуратность, внимательное отношение друг к другу, осуществлять эстетическое воспитание

ОБОРУДОВАНИЕ: кассета с записью произведений: а) П. И. Чайковский “Марш деревянных солдатиков”, б) Иоганн Штраус “Вальс”; мягкая игрушка обезьянка; иллюстрации паровозика и черепашек (см. Рисунок1, Рисунок2)

ХОД УРОКА

1. Орг. момент. (Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания.)

2. Актуализация знаний. Целеполагание.

Учитель, Сегодня будем мы писать знакомую нам букву.

Сначала руку упражнять, соединенья выявлять, чистоговорки изучать,

Мечтать, творить и слушать, и чувство ритма развивать.

Ребята, покажите, пожалуйста, своё настроение сигналами – карточками. (Учитель делает вывод о настроении детей в начале урока)

3. Комплексное применение знаний.

Стук в дверь. Появляется обезьянка.

Учитель. Ребята, к нам в гости пришла обезьяна. Своё имя она прошептала мне на ушко. Оно начинается с буквы, которую мы будем сегодня писать. Буква эта обозначает звук, который повторяется в следующем четверостишье.

Четыре Анюточки
Пляшут третьи суточки
Чок-чок, каблучок,
Чуки-чуки, чуки-чок!

Что же это за звук? (звук [ч,]). Как же могут звать обезьянку? (Ответы детей. Из всех вариантов выбирается имя, например, Чичи). Наша гостья летела к нам из далёкой Африки на самолёте, а потом ехала на паровозике (иллюстрация). Давайте споём песенку паровозика. (Дети ставят руки на локотки, изображают движения паровозика и поют песенку: “ч – ч – ч – ч”). Какой это звук? (Согласный, глухой, всегда мягкий). Обезьянка Чичи принесла конверт. А что же в нём? Она хочет, чтобы мы с вами сыграли в игру. Мы с Чичи будем называть слова, а вы хлопните, если услышите звук [ч,]

Мять – мяч, редька – речка, медь – меч, тёлка – чёлка,
Петька – печка, ветер – вечер.

Кто назовёт слова со звуком [ч,]? (Учащиеся называют). Чичи хлопает в ладоши, ай, да молодцы! На письме звук [ч,] обозначается буквами: госпожа Ч – главная-заглавная,

ч – маленькая-удаленькая (называя буквы, учитель вывешивает их на доску). Чичи хочет посмотреть, а умеем ли мы писать эти буквы. Но сначала давайте подготовим руку для письма. Послушайте “Марш деревянных солдатиков”. Вслушиваясь в музыку, выполните такие движения рукой в воздухе, какие подсказывает музыка. (Учащиеся выполняют и Чича тоже). Теперь попытайтесь изобразить эти движения под музыку в тетради (Можно предложить детям рисунки черепах (см. Рисунок2), на панцирь которых наклеены листочки в линию. На этих листочках они и будут выполнять все задания. А в конце урока каждый ученик подарит своего черепашонка обезьянке). Какие узоры у вас получились? (Дети показывают и рассказывают).

1.

2.

3.

(Дети показывают и рассказывают). Элементы каких букв встретились в узорах? (Ответы детей). А теперь выполним движения рукой, слушая “Вальс”. (Дети выполняют движения в воздухе, а учитель водит руку обезьянки Чичи). На следующей строке попытайтесь изобразить эти движения (под музыку).

1.

2.

Какие узоры у вас получились? (Дети показывают и рассказывают). Элементы каких букв встретились в узорах? (Ответы детей). Сравните первую и вторую строчки узоров. Одинаковы ли они? Почему? (Ответы детей). Да, ребята, они разные, т. к. разная и музыка: марш – быстрый, а вальс – медленный.

Вывод: Музыку можно не только слушать, но и изобразить её на письме.

А как вы думаете, можно ли написать под музыку буквы Ч, ч? (Ответы детей) А под какую? (Ответы) Из каких элементов состоят эти буквы? (Ответы детей). Что напоминают элементы этих букв? Чичи так понравилась заглавная буква, что она её уже написала на доске

Правильно Чичи написала букву? Давайте поможем ей, исправим ошибки. Теперь попробуйте написать эту букву в воздухе под счёт 1 и, 2 и, 3 и. Как будто она танцует вальс. Сейчас под музыку напишите строчку заглавной буквы Ч (Дети пишут, а учитель с Чичи ходят и смотрят в тетради). Теперь попробуем написать под музыку маленькую–удаленькую букву ч (учитель пишет несколько букв на доске, а ученики – в воздухе). А теперь эту букву напишите на следующей строчке. (Раздаётся плач обезьянки)

Что случилось? (На доске открывается запись, которую дети читают хором)

Чо – чо – чо ,
У меня болит плечо.
Чу – чу – чу,
Но к врачу я не хочу.
Ча – ча – ча,
Буду плакать у врача.
Чи – чи – чи,
Помогают нам врачи.
Чу – чу – чу,
Ну, тогда пойду к врачу.

Так, что же случилось с обезьянкой? (У неё заболело плечо, но она не хочет идти к врачу). Давайте прочитаем так, чтобы убедить её пойти к врачу. (Дети читают с выражением)

Молодцы, ребята, мы её убедили. Чичи сразу повеселела, плечо перестало болеть и она приглашает нас на танец.

4. Физминутка. Звучит 1 куплет и припев песни “Чунга Чанга”. Дети поют и выполняют танцевальные движения.

5. Самостоятельное применение знаний в сходной ситуации.

Учитель Что в песне связано с нашим уроком? (Встречаются слова с буквой ч) Назовите эти слова. Какие соединения в сочетаниях ча, чу? (Нижнее, верхнее). Сейчас я напишу эти сочетания на доске под музыку, а вы – в воздухе. А теперь попробуйте написать их в тетрадях. У кого получилось написать сочетания под музыку? Чичи удивлена, что вы и это умеете. Она хочет прочитать вам стихи.

1. Наевшись рыбы до отвала,
На море гайка отдыхала.

2. Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.

3. На болоте нет дорог,
Я по кошкам – скок да скок.

А что вы смеётесь? (Ответы детей). Давайте поможем Чичи найти нужные слова (чайка, чайки, кочкам). Запишите слова чайка, кочки под музыку. А теперь самостоятельно напишите ещё несколько слов с буквами Ч, ч. Молодцы, ребята, очень красиво у вас получилось! Расстроилась обезьянка, что стихи у неё не получились. А давайте мы назовём её ласково: обезьянка – обезьяночка. Смотрите, заулыбалась, понравилось ей. Она хочет вас ласково назвать: Дима – Димочка, Наташа – Наташечка, Рома – Ромочка и т. д.

Вывод: появилась добрая буква ч в словах и они стали ласковыми. Давайте с сегодняшнего дня так и будем называть друг друга.

Чичи пора уходить. Давайте подарим ей на память об уроке свои узоры. Под музыку составьте узор самостоятельно из букв, которые мы писали. Чичи говорит нам: “Спасибо” и прощается с нами.

6. Рефлексия. Наш урок подошёл к концу. Покажите своё настроение в конце урока сигналами – карточками (учитель делает вывод о том, изменилось ли настроение у детей, и как). Понравился вам урок? Что произвело на вас наибольшее впечатление? Какие задания понравились больше всего? Что вызвало затруднение?