Оборудование:
- Портрет К. Д. Бальмонта.
- Магнитофон с аудиозаписью птичьих голосов (журавлей).
- Картинки с изображением птиц.
- Эпизоды русской осенней природы (солнце из-за туч, гроздья брусники, деревья в разноцветном уборе, синее море, девочка Осень в платье).
- Осенние листья с мини-сочинениями.
- Корзина для листьев.
- Слова-настроения.
- Цветные карандаши.
- Карточки психологического настроения.
- Листочки с текстами.
- Рабочие тетради.
- Аппликации осенние с уроков труда.
Задачи:
- Познакомить детей с творчеством К. Д. Бальмонта. Расширить литературный кругозор школьников за счет произведений русской классической литературы (конца XIX, начала XX вв.).
- Совершенствовать умение понимать основное настроение лирического произведения; развивать воссоздающее воображение, умение рисовать словесные картины через развитие речи.
- Углублять первичные представления об основных выразительных средствах литературы и их роли в художественном произведении.
- Формировать умение выразительно читать стихотворные тексты.
- Раскрыть основное настроение стихотворения (тихой грусти и нежности).
- Расширять литературный кругозор.
- Воспитывать любовь к родной природе и русской словесности.
I. Подготовка к восприятию:
Сегодня я приглашаю всех отправиться вместе со мной в прекрасное путешествие, в котором мы все будем участвовать. А куда состоится это путешествие, узнаем в ходе урока.
Литературно-художественная композиция по стихам русских поэтов об осени.
– Чей образ во всех этих стихотворениях?
– Давайте пофантазируем и представим себе: о чем мечтают листья осенью?
III. Проверка домашнего задания:
– Вы писали мини-сочинения об осени. (Учащиеся читают, показывают, сдают все листья в корзину для проверки).
IV. Сообщение темы урока:
– Мы продолжаем читать стихотворения о природе. Сегодня прозвучат стихи Константина Дмитриевича Бальмонта.
Установка:
– Вслушайтесь в настроение этого стихотворения.
– Запись пения птиц и (я читаю стихотворение).
Проверка восприятия:
– Какое настроение было у вас при восприятии этого стихотворения? (Ответы учащихся)
– Как вы считаете, название стихотворения – это его тема или главная мысль? (Тема)
– А что может быть главной мыслью стихотворения с таким названием? (Не можем сказать, мало знаний)
– Понравилось ли вам стихотворение?
V. Работа по осмысливанию:
– Перечитайте, не мешая соседу (на листочках) – 1 раз
Бальмонт Константин Дмитриевич. (1867 - 1942)
Осень
Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море,
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется,
И заплачет спросонья.
– Встретились ли непонятные слова?
Бла – го – вонь – я
Раз – но – цвет – ном запись на доске
Спро – сонь – я
– Уточняем настроение (на доске карточки).
– Какой период осени?
– Реальная или сказочная картина? (Тихой грусти и нежности)
– Давайте представим, что мы художники и нам надо нарисовать иллюстрации к стихотворению поэта.
– Что для этого нужно сделать?
(Перечитать внимательно по 2 строчки – словесную картину и изобразить графическую на полотне – доске Составление словесных картин – и я помогаю составить графическое изображение).
– Какие краски нужно выбрать для нашей общей картины? (Разноцветные – уточняем)
Учащиеся самостоятельно перечитывают с карандашом в руках.
– Что необычно в этих строках? (Осень – с заглавной буквы)
– Почему? (Одушевляет поэт)
– Какие явления природы Бальмонт еще оживляет? (Солнце, деревья)
– А встречали ли мы одушевление природы и осени у других поэтов? (У Тютчева, Пушкина, Есенина, Никитина)
– В образе кого Бальмонт рисует Осень? (В виде живой девочки)
– Какое выражение лица у девочки-Осени? (Печальное)
– Какое явление природы хотел изобразить Бальмонт под слезами девочки? (Осенний дождик)
– Давайте подберем для девочки-Осени платье по цвету (с устным объяснением).
– Как поэт относится к Осени, которая вот-вот заплачет? (С нежностью, грустью, ему ее жалко, но одновременно он любуется ею).
VI. Сообщение учащихся о К. Бальмонте (по домашнему заданию).
– Для того, чтобы нам лучше было понять стихи Бальмонта, давайте послушаем сообщение о поэте. Внимательно слушайте, обсудите в парах, и ответьте на вопрос:
– Что запомнили из биографии?
Константин Дмитриевич Бальмонт (1867 - 1942) был
назван другим русским поэтом Александром Блоком
“поэтом с утренней душой”, которому “никто… не
равен в его певучей силе”.
Бальмонт родился в центре России, в деревне
Гумнищи Владимирской губернии в семье
небогатого помещика и дочери генерала. Как и
многие русские писатели-дворяне, он пронес через
всю свою жизнь нежную и грустную любовь к своей
малой родине.
Родители, по признанию самого поэта, оказали на
него огромное влияние. Мать Бальмонта,
высокообразованная, умная женщина, ввела
будущего поэта в мир музыки, словесности,
истории, языкознания. “Совсем иное влияние
оказал на меня отец, – так писал позднее
Бальмонт. Необыкновенно тихий, добрый,
молчаливый человек, ничего не ценивший в мире,
кроме вольности, деревни, природы и охоты… С ним,
еще в самом начальном детстве, я глубоко проник в
красоту лесов, полей, болот и лесных рек”.
Это радостное ощущение детства и родных мест
“среди цветов и песнопений” родилось из
десятилетнего пребывания в деревне. Именно там
он был окружен “первыми весенними песнями птиц,
первыми побегами теплого ветра по белому царству
цветущих яблонь и вишен, волшебными зарницами”.
Там были с ним народные песни и сказки, стихи
Пушкина, Лермонтова и Кольцова. Все это осталось
самыми сильными впечатлениями, запомнившимися
на всю жизнь.
В начале XX века Бальмонт стал одним из самых
читаемых и почитаемых поэтов. Им восторгались,
его стихи заучивали, декламировали с эстрады,
сочиняли романсы на его произведения.
В 1905 году Бальмонт выпустил сборник стихов под
названием “Фейные сказки”. Книгу он посвятил
своей четырехлетней дочке. В этом сборнике и было
помещено стихотворение “Осень”. Валерий Брюсов,
знаменитый поэт начала XX века, восторженно
отозвался об этой книге: “… родник творчества
Бальмонта снова бьет струей ясной, хрустальной,
напевной. В этих детских песенках ожило все, что
есть самого ценного в его поэзии, что дано ей, как
небесный дар, в чем ее лучшая вечная слава. Это
песни нежные, воздушные, сами создающие свою
музыку”.
VII.Физминутка.
VIII. Обучение выразительному чтению.
– Давайте поучимся читать это хрустально-напевное стихотворение.
– Какой темп чтения? (Неторопливый)
– Будем читать негромко с интонацией грусти и нежности. Постараемся передать в конце стихотворения настроение одиночества и плаксивости.
– Почему одиночества?
– Над чем можно задуматься, слушая его?
(Свободные высказывания)
– Может ли нравиться печальное? (В жизни – нет, а в искусстве – да, потому что заставляет нас сопереживать и задумываться)
IX. Рисование на листочках.
– Давайте нарисуем на них Осень, какой вы ее представляете, в словесном изображении Константина Бальмонта? (2-3 мин).
– Остальное дорисуете дома (только самые главные цвета возьмите).
X. Работа в тетрадях.
С. 55 – вчитываясь – 1 задание и 4 задание
– 2, 3, 5 – дома
XI. Продолжение изучения нового материала.
Стихотворение “Снежинка” (Читаем сами)
Перечитаем по 4 строки и сравним со стихотворением “Осень”.
– Что общего? (Свободные ответы)
– Послушайте еще одно стихотворение Бальмонта “От птицы к птице” – оно трудное для чтения и буду читать я.
– Сосчитайте птиц при прослушивании.
– Послушайте еще раз запись птичьих голосов.
– Чтение стихотворения “Золотое слово”.
– Кто обещал все озолотить?
– Выразительное чтение
XII. Итог урока.
– Понравились ли вам стихи К.Д. Бальмонта? Какое из них захотелось выучить наизусть?
– Что можно сказать о человеке, написавшем эти стихи?
– Как вы думаете; куда мы путешествовали? (В страну поэзии).
– Я хочу узнать, какое настроение у вас после нашего путешествия?
Покажите карточки психологического настроения
XIII. Домашнее задание.
Одно – наизусть и остальные выразительно читать.
т. с. 55 – задания, закончить рисунки.