Цели:
- формировать и развивать у детей положительные мотивы учебно-познавательной деятельности, творческой инициативы и активности;
- учить анализировать художественное произведение (волшебную сказку) в литературоведческом аспекте, отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- воспитывать у детей жизненно необходимые качества: усидчивости, работоспособности, внимательности, коллективизма;
- дать возможность всем детям поделиться своими впечатлениями, опираясь на собственный читательский опыт.
Методы обучения и воспитания:
беседа, работа с книгой, практические (дидактические игры), наглядный, стимулирования - поощрение (одобрение, ободрение, похвала, благодарность).Тип урока:
обобщения и систематизации знаний.Форма урока:
игра-соревнование.Оборудование:
ларец, иллюстрации к сказкам, рисунки оттельных персоонажей сказок, цитаты из сказок на листах, волшебные предметы из сказок, книги со сказками, магнитофонная записьО. Романовой “Сказка не кончается”.
План:
- Организационный момент.
- Постановка цели.
- Беседа о прочитанных сказках.
- Работа над волшебными песонажами сказок.
- Работа над волшебными предметами в сказках.
- Беседа о структуре волшебной сказки.
- Физминутка.
- Игра “Знатоки сказок”.
- Пересказывание одной из сказок.
- Разгадывание кроссворда.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
Организационный момент.
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
- Почему столы стоят таким образом?
Сегодня вы будете работать в группах, мы посмотрим какая группа окажется быстрее всех и дружнее. Группы обозначены номерами: 1, 2, 3. Придумайте название и запишите рядом с цифрами. (Дети придумывают и записывают)
- За каждый правильный ответ команда получает жетон. Посмотрим, чья команда заработает больше жетонов?
Постановка цели.
- Что вы видите у меня на столе? (Шкатулку.)
- В этом небольшом сундучке в старину хранили то, чем дорожили: письма, драгоценности. Шкатулки составляли семейную ценность.
- Как вы думаете для чего присутствует у нас шкатулка? (Ответы детей)
- Сегодня мы будем говорить о русских сказках. Откуда пришли они к нам? (Из прошлого. Для нас сохранили их наши предки.)
Беседа о прочитанных русских сказках.
- Какие сказки вы сегодня принесли? (Волшебные.)
- Почему эти сказки называются волшебными?( Действуют волшебники, происходят чудеса и превращения.)
- Правильно, ребята! Эти сказки волшебно - фантастические. Персонажи наделены волшебными способностями или существуют какие – то волшебные предметы помогающие делать добро или зло.
- Какая сказка из прочитанных вами понравилась больше всего и почему?
Работа над волшебными персонажами сказок.
- Я раскрываю нашу шкатулку и из нее появляются персонажи сказок. Назовите их.
(Баба – Яга, Царевна, Иван – дурак, Иван – царевич, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Золушка, Конь)
- Какой герой лишний? Почему? (Золушка. Она персоонаж французских волшебных сказок.)
- Вспомните в каких сказках они встречаются? (Ответы детей)
- Какие из них отрицательные? (Баба – Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч.)
- Охарактеризуйте их. (Жестокие, неблагодарные, лживые, коварные)
- Какие из них положительные? (Царевна, Иван – дурак, Иван – царевич, Конь)
- Охарактеризуйте Царевну. (Красивая, умная, добрая)
- Охарактеризуйте Ивана – дурака. (Простодушный, безхитростный, добрый, доверчивый, трдолюбивый, честный)
- Чем отличается от него Иван – царевич? (Красивый, смелый, сильный)
- А конь в сказках положительный или отрицательный герой? (Герой – помощник)
- В какой из сказок Баба – Яга была помощницей? (Кощей Бессмертный, Царевна – лягушка)
- У вас на столах перевернутые листы, на них записаны предложения о героях. Это отрывки, взятые из сказок. Вы должны найти к какому герою они относятся.
1 группа ищет для Ивана – дурака. (Лежит на печи, да ест калачи.)
2 группа для Царевны. (Ни в сказке сказать, ни пером описать. Во лбу светел месяц, во лбу часты звезды.)
3 группа для Бабы – Яги. (…В ступе едет, пестом упирает, помелом след заметает)
- А остальные отрывки к каким персонажам относятся? (к избушке -Избушка, повернись ко мне передом, к лесу задом; к коню – хвостом след устилает, горы и долы промеж ног пускает; Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой. )
Работа над волшебными предметами в сказках.
- Я снова открою ларец и посмотрю, что еще там есть. (Достаю метлу, стрелу, яйцо, блюдце и яблоко)
- Кому они принадлежат? Какую роль играют в сказках? (ответы детей)
- На доске перечислены волшебные предметы. Определите, все ли волшебные.
Скатерть – самобранка, гусли – самогуды, дубина – самобойка, шапка – невидимка, живая вода, мертвая вода. (Клеенка – самомойка, трубка – губка, кепка – бескозырка)
- Какую помощь они оказывают и в каких сказках? (Ответы детей)
Беседа о структуре волшебной сказки.
- На уроках литературного чтения мы говорили, чем отличается волшебная сказка от других сказок. Вспомните чем? (Присутствие особых элементов: зачина, концовки.)
- А задание будет следующее:
1 – найти в сказках каждому столу 2 разных зачина;
2 – найти в сказках каждому столу 2 разных концовки.
Физминутка.
Игра “Знатоки сказок”.
- У вас на столах иллюстрации к сказкам. Определите по ним название волшебных сказок.
- Есть ли сказки лишние и почему? (Есть лишние сказки о животных.)
Пересказывание одной из сказок.
- У меня три карточки, на обратной стороне которых название сказок. Задание – подготовить пересказ той сказки, которую вытяните. Одна команда рассказывает, а две других должны отгадать, о какой сказке идет речь.
“Сивка – бурка”, “Иван – крестьянский сын и чудо – юдо”, “Иван – царевич и серый волк”.
Разгадывание коссворда.
- На доске вы видите кроссворд, разгадав его мы узнаем, какое слово скрывается внутри него.
1. Жилище Бабы – Яги.
2. Ласковое обращение к Ивану.
3. Второе название скатерти.
4. Отчество дочери Кащея Бессмертного?
5. С кем сражался Иван – крестьянский сын?
6. Как звали Моревну?
7. Аппарат, на котором Баба – Яга совершает полеты.
8. Как звали молодца из Кожевенной слободы?
9. Кто из жителей болот стал женой царевича?
10. Сколько было Семионов – работников?
11. Назовите недостающее царство: золотое, серебрянное и … .
12. О каких волшебных яблоках есть сказка?
- Какое слово вы получили за работу над кроссвордом? (Замечательно!)
Итог урока.
- А я хочу сказать слово “замечательно” не только за кроссворд, но и за весь урок всем участникам. Вы показали как весело, дружно и споро можете работать в группах.
- Ребята, чему учат нас волшебные сказки? (Ответы детей)
- Кому в сказках достается волшебная удача? (Самым добрым, честным, упорным, смелым людям, добывают они ее себе неустанным трудом и старанием.)
- А я предлагаю вам исполнить песню “Сказка не кончается” (слова и музыка О. Романовой, исполняется 1 куплет и припев)
Сказка – ложь, да в ней намек всегда,
Обо всем на свете,
Рядышком здесь радость и беда,
В сказке все мы дети.
Припев:
Сказка не кончается, ты отбрось сомнения,
В сказке все сбывается, друзья! 2 раза
В ней всегда везение.
Домашнее задание.
- Ребята, Золушка пришла к вам сегодня не просто так. Она очень торопится попасть к вам на следующий урок. А живет она в волшебной сказке Ш. Перро. Нужно начать читать волшебные сказки зарубежных писателей: Г. Х. Андерсена, Б. Гримм и др.