Цель урока:
обобщение знаний о составе слова,
словообразовании;
Оборудование:
- части слова на магнитных карточках;
- название суффиксов и приставок.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель проверяет готовность детей к уроку.
II. Повторение пройденного.
Графический диктант.
Учитель:
- Отвечая на мои задания, вы рисуете в тетради соответствующие значки.
Задание:
- Изменяемая часть слова – это…
- Неизменяемая часть слова – это…
- Разделительный ъ пишется после…
- В основе переходы-ход является…, а ы – это… .
Учитель:
- Сравните с записью на доске (схемы - окончание, основа, приставка, корень, окончание).
III. Чистописание.
На доске: на, к, а
Учитель:
- Попробуйте составить слово, а я расскажу вам сказку “Неразлучные друзья”.
Сказка: Жили на отшибе грамматического городка приставка “на”, суффикс “к”, окончание “а”. Решил однажды корень груз навестить своих друзей части слова. Плачут те горькими слезами, ничто их не радует.
- Что рыдаете, друзья? – спросил у них корень груз. В чём дело?
- Наше горе безутешно, - отвечают “на”, “к”, “а”, - хотим мы поиграть в слово…ничего не получается. Как только мы не строились! И так: “к”, “на”, “а”. И так: “на”, “к”, “а”. Нет смысла в слове!
Учитель:
- Ребята! Давайте мы поможем друзьям составить слово.
- Какое слово у вас получилось?
Дети:
- Нагрузка.
Учитель:
- Что обозначает слово нагрузка?
Дети: - Нагрузка на уроке физкультуры, учебная нагрузка.
(На доске открывается запись: “Зри в корень!”)
Ведётся работа над значением этого фразеологизма.
Дети: - Без корня в слове нет смысла, да и нет самого слова.
IV. Введение в новую тему.
Учитель:
- Ребята! Может вы догадались, чем мы будем заниматься на уроке?
Дети:
- Образовывать слова.
(На доске вывешивается название темы урока “Словообразование").
По классу в разных местах развешаны названия приставок и суффиксов по системе В.Базарного.
Учитель:
- А помогать нам будут, какие части слова?
- Правильно, приставки и суффиксы.
- Дать определение этих частей слова.
V. Упражнения в образовании новых слов.
Учитель:
- Во время урока у нас с Вами будет большая нагрузка, надо будет не только говорить и писать, но и много думать.
(Подготовка к заданию. Посадка. Пальчиковая гимнастика).
- А теперь небольшое соревнование: кто больше образует и запишет слов с корнем:
1 вариант - “кот” 2 вариант - “книга”
В процессе работы на доске выстраивается запись:
кот | книга |
котище | книжка |
котик | книжица |
коты | книги |
котята | книжища |
котишка | книжечка |
Дети: - Слова “коты”, “книги” - это не новые слова, а те же , но во множественном числе. Это словоизменение. (Коллизия.)
Учитель:
- Выделите в словах основы и корни. Сделайте вывод.
Дети:
- Выводы: Получились новые однокоренные слова, потому что основы разные и разные смысловые оттенки.
- Суффикс “ищ” - увеличивает предмет.
- Суффиксы “иц”, “к”, “ечк” - уменьшает предмет.
- Суффиксы “ик”, “ник” - уменьшительно – ласкательное значение.
Учитель:
- А какая ещё часть слова помогает образовывать новые слова?
Дети:
- Приставка.
VI. Эстафета.
Учитель: - А сейчас проведём соревнование.
- Ребята, работаем по рядам. Каждый ряд – команда, получает карточку, в которой написаны слова столбиком столько раз, сколько игроков в команде.
- Задание: каждый игрок должен приписать приставку, чтобы получилось новое слово.
(В процессе работы появляется запись).
Бегать | Писать | Ходить | Резать |
убегать | написать | выходить | вырезать |
забегать | переписать | переходить | срезать |
прибегать | выписать | заходить | порезать |
отбегать | записать | сходить | урезать |
побегать | списать | обходить | перерезать |
Учитель:
- Подведём итоги. Получились новые родственные слова. Дать определение
приставки.
VII. Физминутка.
Учитель:
- Ребята! А как вы думаете, сколько приставок может быть в слове? Давайте проверим.
Задание. Выделить приставки и посчитать сколько их.
Дети:
(Находят и выделяют приставки. Доказывают. В слове может быть несколько приставок.)
- Дать – подать, преподать.
- Готовить – подготовить, переподготовить.
- Прошло – позапрошлый.
Учитель:
- А всегда ли приставка стоит в начале слова?
- Провод, водопровод.
- Перерабатывающий завод – мясоперерабатывающий завод.
- Сногсшибательная новость (поразительная, потрясающая).
Дети:
- Приставки могут стоять и в начале и в середине слова.
VIII. Словарно-творческая работа.
Учитель:
- Посмотрите внимательно на схему и прочитайте образованные слова.
“ник” | “еньк” | “ов” | “ив” | “еньк” |
нефть | сладкий | клён | спорт | холод |
(При образовании слова холодненький происходит коллизия, нет слова холоденький, надо добавить ещё суффикс “н”).
- Выберете слова, которые подходят к теме “Мой край”.
Дети:
- Спортивный, холодненький, нефтяник.
Учитель:
- Почему вы выбрали эти слова?
Дети: - Потому, что мы живём на севере, в городе нефтяников. Этот край суров на погодные условия. Поэтому жители города должны быть сильными и крепкими, иметь хорошее здоровье, а для этого надо заниматься спортом.
А наш город Муравленко – город спорта.
Учитель:
- Перед вами новое словарное слово – “север”. Образуйте новые слова по алгоритму. Помните, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.
1 .Корень, суффикс “н”, окончание “ый”.
2. Корень, суффикс “янин”.
3. Корень, суффикс “янк”, окончание “а”.
Дети:
- Северный, северянин, северянка.
Учитель:
- Составьте и запишите предложение. Разберите по членам предложения.
Дети:
- На севере живут северяне и северянки.
IX. Итог урока.
Учитель:
- Что нового узнали на уроке?
- А зачем русскому языку столько приставок и суффиксов?
Дети:
- Чтобы речь была красивой, богатой.
X. Домашнее задание.
Учитель:
- Из опорных слов составить рассказ “Мой край”.
(Северный, северянин, северянка, спортивный, холодненький, нефтяник).
Литература:
Волина В.В. Азбуковедение. – М: - Пресс, 1997.
Полякова АВ. Русский язык. - М: - Просвещение, 2002.
Чеснакова С.В. Страна Лингвиния. – М: - Просвещение, 1997.