В классе обучаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей. Одна из особенностей детей – при полном сохранном интеллекте труднее дается выполнение заданий на запоминание, на выражение своих мыслей.
В классах, где обучаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей, особую актуальность приобретают логопедические занятия по преодолению нарушений речи. Ведь важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.
Поскольку дыхание, словообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания и уточнение артикуляции проводятся на занятиях одновременно в форме логопедической зарядки, которая помогает детям успешно преодолеть недостатки речи.
Необходимость совместной работы учителя и логопеда на уроках продиктована тем, что занятия с детьми, имеющими заболевания верхних дыхательных путей, в обязательном порядке должны включать в себя упражнения для развития жизненного дыхания и упражнения для развития речевого дыхания. Применение дыхательных упражнений открывает возможности для лечения больных детей, а правильное речевое дыхание, четкая артикуляция – основа для развития правильной речи.
В работе с детьми, имеющими заболевания верхних дыхательных путей, был использован дидактический тип интегративных связей. Вид уроков – последовательная интеграция.
На уроке используются следующие виды работ:
- упражнения творческого характера;
- элементы театрализации;
- групповая форма работы;
- дифференциация заданий по группам;
- логопедическая зарядка.
Цель педагога на уроках – повышение интереса к изучению русского языка при помощи активных методов обучения; адаптация детей с ослабленным здоровьем к процессу обучения.
Цель логопеда на уроках – создать с помощью логопедических упражнений и приемов такие условия для развития речи у детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, которые наиболее эффективно помогут им преодолеть недостатки речи и станут предпосылками для ее успешного развития.
Задачи педагога:
формирование умений и навыков. Необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;
воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.
Задачи логопеда:
развитие общей моторики и речевого аппарата;
развитие нижнедиафрагмального дыхания;
дифференциация ротового и носового дыхания.
Тема урока: “Правописание слов с безударной гласной в корне”.
Цели:
- формирование навыка правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне;
- добиться успешности учащихся в овладении речью путем применения логопедической зарядки.
Задачи:
- выведение алгоритма правильного написания безударной гласной в корне;
- формирование и закрепление интереса к русскому языку через создание атмосферы комфорта и сотрудничества на уроке;
- совершенствовать навыки межличностного общения;
- развитие творческих способностей, мышления детей;
- развитие нижнедиафрагмального дыхания;
- дифференциация ротового и носового дыхания;
- развитие речевого аппарата.
Методы и приемы, используемые на уроке:
- деятельностный подход;
- элементы театрализации ( появление солдата из сказки “Каша из топора”);
- групповая форма работы;
- дифференциация заданий по группам;
- логопедическая зарядка.
Оборудование:
- дифференцированные карточки с заданиями для работы в группах;
- алгоритм правильного написания гласной в корне;
- сюжетная картина, разделенная на 4 части;
- опорные таблицы с графическим изображением упражнений по дыхательной гимнастике.
Ход урока:
Минуты вхождения в урок. (Дети стоят в кругу)
Логопед: “Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок”.
1). Релаксация и дыхательная гимнастика.
- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: “ы-ы-ы”.
- А сейчас превратимся в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: “и-и-и”.
(Инструкция перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).
2). Артикуляционная гимнастика.
- Статические упражнения для языка: “чашечка”, “иголочка”, “горка” (чередование).
- Динамические упражнения для языка: “маятник”, “качели” (по 6 раз).
- Массаж языка: покусывание языка при движении его вперед-назад (по 6 счетов).
Оргмомент. (Дети садятся по группам)
Учитель: “Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.
Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам – научи другого.)
Постановка проблемы
- Сегодня к нам на урок придет сказка. Прочитайте слова (на доске).
С . лдат, т . пор, прин . сла, похв . лила, с . поги, отв . чает
- На какие две группы их можно разделить? Докажите.
(Имена существительные и глаголы. Слова с непроверяемой безударной гласной и слова с проверяемой безударной гласной).
- Спишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.
Проверка сигнальными карточками.
Формулирование темы и цели урока
- Прочитайте вторую группу слов. Сформулируйте тему урока.
(Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.)
- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?
( Учиться находить безударную гласную в корне и подбирать проверочные слова.)
- Какие гласные требуют проверки? (а, о, е, и, я)
- Когда их надо проверять? (в безударном слоге)
- Почему? (Они находятся в слабой позиции, слышатся неясно)
- Как надо проверять? (Изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный звук стал ударным)
Создание алгоритма
- Работаем со второй группой слов.
- Прочитайте слово. Поставьте ударение.
- Выделите корень. В корне есть безударная гласная?
- Подберем проверочное слово.
- Вставим гласную.
Вывешивается алгоритм.
Следующие два слова аналогично.
- Из какой сказки все эти слова? Кто главный герой? (Сказка “Каша из топора”, главный герой – солдат).
- Сегодня солдат пришел к нам на урок. (Ученик в костюме)
(Открывается 1 часть сюжетной картины)
6. Закрепление изученного. Работа в группах
Солдат: “Очень долго я к вам шел. Длинная была дорога. Принес я много вам заданий по русскому языку. С одним заданием вы уже справились.
Поможете мне выполнить остальные задания?”
Дети по группам получают карточки с текстом. В каждой карточке задание: Прочитай. Выпиши из текста слова с безударной гласной в корне. Подбери проверочное слово.
1карточка. Попр . сился служивый на н .члег. У ст . рухи всего вдоволь, а солдата поскупилась нак . рмить.
2 карточка. Солдат пос . лил воду. Ст . руха прин . сла крупы. Добрую кашу можно св . рить.
3 карточка. Коли нет ничего, можно и из топора кашу св . рить. Солдат налил в . ды и поставил в печь.
Проверка. Один ученик объясняет, остальные работают сигнальными карточками.
Солдат: “Молодцы, ребята! Теперь можно и отдохнуть”.
(Открывается 2 часть сюжетной картины)
Физминутка. Проводит логопед. (Дети становятся в круг)
Отдохнем мы, ребята, с пользой для нашего дыхания.
Мы подуем далеко: с-с-с.
Мы подуем близко: з-з-з.
Мы подуем высоко: с-с-с.
Мы подуем низко: з-з-з
(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).
Развитие навыка применения правила
Солдат: “Я раздам вам слова, а вы подберете антонимы – слова с безударной гласной. Что такое антонимы?”
Дети получают карточки.
1) близко - 2) утро - 3) теплый –
хороший - пресный - темно –
- апишите антонимы с безударной гласной. Обозначьте орфограмму. Устно подберите проверочное слово.
Проверка.
(Открывается 3 часть сюжетной картины)
- Солдат принес свиток. Давайте отгадаем, кто его передал солдату.
Звучит аудиозапись (отрывок из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”).
На доске свиток:
Залилась Аленушка слезами.
Села девочка на стожок.
Козленочек возле нее скачет.
Задание по группам.
-Спишите по 1 предложению. Найдите слова с безударной гласной в корне. Обозначьте орфограмму. Выделите главные члены предложения.
Проверка.
(Открывается 4 часть сюжетной картины)
Итог
Посмотрите, какая картина у нас открылась! А за ней спряталась пословица. Попробуйте ее собрать из слов. Какая пословица получилась? Проверим.
(Дети собирают пословицу из слов в группах)
Под лежачий камень вода не течет.
Найдите слова с безударной гласной.
Над какой орфограммой работали?
Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?
Молодцы! Спасибо за урок!