Бинарный урок русского языка во 2-м классе по теме: "Правописание слов с безударной гласной в корне"

Разделы: Начальная школа


В классе обучаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей. Одна из особенностей детей – при полном сохранном интеллекте труднее дается выполнение заданий на запоминание, на выражение своих мыслей.

В классах, где обучаются дети с заболеваниями верхних дыхательных путей, особую актуальность приобретают логопедические занятия по преодолению нарушений речи. Ведь важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция.

Поскольку дыхание, словообразование и артикуляция – это единые взаимообусловленные процессы, то тренировка речевого дыхания и уточнение артикуляции проводятся на занятиях одновременно в форме логопедической зарядки, которая помогает детям успешно преодолеть недостатки речи.

Необходимость совместной работы учителя и логопеда на уроках продиктована тем, что занятия с детьми, имеющими заболевания верхних дыхательных путей, в обязательном порядке должны включать в себя упражнения для развития жизненного дыхания и упражнения для развития речевого дыхания. Применение дыхательных упражнений открывает возможности для лечения больных детей, а правильное речевое дыхание, четкая артикуляция – основа для развития правильной речи.

В работе с детьми, имеющими заболевания верхних дыхательных путей, был использован дидактический тип интегративных связей. Вид уроков – последовательная интеграция.

На уроке используются следующие виды работ:

- упражнения творческого характера;

- элементы театрализации;

- групповая форма работы;

- дифференциация заданий по группам;

- логопедическая зарядка.

Цель педагога на уроках – повышение интереса к изучению русского языка при помощи активных методов обучения; адаптация детей с ослабленным здоровьем к процессу обучения.

Цель логопеда на уроках – создать с помощью логопедических упражнений и приемов такие условия для развития речи у детей с заболеваниями верхних дыхательных путей, которые наиболее эффективно помогут им преодолеть недостатки речи и станут предпосылками для ее успешного развития.

Задачи педагога:

формирование умений и навыков. Необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке;

воспитание потребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точной, богатой.

Задачи логопеда:

развитие общей моторики и речевого аппарата;

развитие нижнедиафрагмального дыхания;

дифференциация ротового и носового дыхания.

Тема урока: “Правописание слов с безударной гласной в корне”.

Цели:

  • формирование навыка правописания слов с проверяемой безударной гласной в корне;
  • добиться успешности учащихся в овладении речью путем применения логопедической зарядки.

 

Задачи:

  •   выведение алгоритма правильного написания безударной гласной в корне;
  • формирование и закрепление интереса к русскому языку через создание атмосферы комфорта и сотрудничества на уроке;
  • совершенствовать навыки межличностного общения;
  • развитие творческих способностей, мышления детей;
  • развитие нижнедиафрагмального дыхания;
  • дифференциация ротового и носового дыхания;
  • развитие речевого аппарата.

Методы и приемы, используемые на уроке:

  • деятельностный подход;
  • элементы театрализации ( появление солдата из сказки “Каша из топора”);
  • групповая форма работы;
  • дифференциация заданий по группам;
  • логопедическая зарядка.

Оборудование:

  • дифференцированные карточки с заданиями для работы в группах;
  • алгоритм правильного написания гласной в корне;
  • сюжетная картина, разделенная на 4 части;
  • опорные таблицы с графическим изображением упражнений по дыхательной гимнастике.

Ход урока:

Минуты вхождения в урок. (Дети стоят в кругу)

Логопед: “Ребята! Прежде чем мы с вами начнем работу, давайте поставим правильное речевое дыхание и разомнем наш язычок”.

1). Релаксация и дыхательная гимнастика.

- Вокруг себя повернитесь и в деревья превратитесь. Представьте, что вы превратились в дубы. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва-едва раскачивает большие дубы. Они стонут низким голосом: “ы-ы-ы”.

- А сейчас превратимся в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом: “и-и-и”.

(Инструкция перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

2). Артикуляционная гимнастика.

- Статические упражнения для языка: “чашечка”, “иголочка”, “горка” (чередование).

- Динамические упражнения для языка: “маятник”, “качели” (по 6 раз).

- Массаж языка: покусывание языка при движении его вперед-назад (по 6 счетов).

Оргмомент. (Дети садятся по группам)

Учитель: “Возьмите за руку того, кто сидит рядом с вами, ощутите тепло рук ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками.

Сегодня мы будем работать в группах. О чем мы должны помнить, общаясь друг с другом? (Вежливо обращаться друг к другу. Выслушивать мнение каждого, не перебивая. Доказывать свои версии. В группе ответы дает каждый. Быть внимательным друг к другу. Умеешь сам – научи другого.)

Постановка проблемы

- Сегодня к нам на урок придет сказка. Прочитайте слова (на доске).

С . лдат, т . пор, прин . сла, похв . лила, с . поги, отв . чает

- На какие две группы их можно разделить? Докажите.

(Имена существительные и глаголы. Слова с непроверяемой безударной гласной и слова с проверяемой безударной гласной).

- Спишите словарные слова, вставляя пропущенные буквы. Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Проверка сигнальными карточками.

Формулирование темы и цели урока

- Прочитайте вторую группу слов. Сформулируйте тему урока.

(Правописание слов с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.)

- Какую цель вы бы поставили к сегодняшнему уроку?

( Учиться находить безударную гласную в корне и подбирать проверочные слова.)

  1. Какие гласные требуют проверки? (а, о, е, и, я)
  2. Когда их надо проверять? (в безударном слоге)
  3. Почему? (Они находятся в слабой позиции, слышатся неясно)
  4. Как надо проверять? (Изменить слово или подобрать однокоренное слово, чтобы безударный звук стал ударным)

Создание алгоритма

- Работаем со второй группой слов.

- Прочитайте слово. Поставьте ударение.

- Выделите корень. В корне есть безударная гласная?

- Подберем проверочное слово.

- Вставим гласную.

Вывешивается алгоритм.

Следующие два слова аналогично.

- Из какой сказки все эти слова? Кто главный герой? (Сказка “Каша из топора”, главный герой – солдат).

- Сегодня солдат пришел к нам на урок. (Ученик в костюме)

(Открывается 1 часть сюжетной картины)

6. Закрепление изученного. Работа в группах

Солдат: “Очень долго я к вам шел. Длинная была дорога. Принес я много вам заданий по русскому языку. С одним заданием вы уже справились.

Поможете мне выполнить остальные задания?”

Дети по группам получают карточки с текстом. В каждой карточке задание: Прочитай. Выпиши из текста слова с безударной гласной в корне. Подбери проверочное слово.

1карточка. Попр . сился служивый на н .члег. У ст . рухи всего вдоволь, а солдата поскупилась нак . рмить.

2 карточка. Солдат пос . лил воду. Ст . руха прин . сла крупы. Добрую кашу можно св . рить.

3 карточка. Коли нет ничего, можно и из топора кашу св . рить. Солдат налил в . ды и поставил в печь.

Проверка. Один ученик объясняет, остальные работают сигнальными карточками.

Солдат: “Молодцы, ребята! Теперь можно и отдохнуть”.

(Открывается 2 часть сюжетной картины)

Физминутка. Проводит логопед. (Дети становятся в круг)

Отдохнем мы, ребята, с пользой для нашего дыхания.

Мы подуем далеко: с-с-с.
Мы подуем близко: з-з-з.
Мы подуем высоко: с-с-с.
Мы подуем низко: з-з-з

(Инструкция для выполнения: перед произнесением звука – забор воздуха через нос, звук произносится на выдохе).

Развитие навыка применения правила

Солдат: “Я раздам вам слова, а вы подберете антонимы – слова с безударной гласной. Что такое антонимы?”

Дети получают карточки.

1) близко - 2) утро - 3) теплый –

хороший - пресный - темно –

- апишите антонимы с безударной гласной. Обозначьте орфограмму. Устно подберите проверочное слово.

Проверка.

(Открывается 3 часть сюжетной картины)

- Солдат принес свиток. Давайте отгадаем, кто его передал солдату.

Звучит аудиозапись (отрывок из сказки “Сестрица Аленушка и братец Иванушка”).

На доске свиток:

Залилась Аленушка слезами.

Села девочка на стожок.

Козленочек возле нее скачет.

Задание по группам.

-Спишите по 1 предложению. Найдите слова с безударной гласной в корне. Обозначьте орфограмму. Выделите главные члены предложения.

Проверка.

(Открывается 4 часть сюжетной картины)

Итог

Посмотрите, какая картина у нас открылась! А за ней спряталась пословица. Попробуйте ее собрать из слов. Какая пословица получилась? Проверим.

(Дети собирают пословицу из слов в группах)

Под лежачий камень вода не течет.

Найдите слова с безударной гласной.

Над какой орфограммой работали?

Как надо действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова?

Молодцы! Спасибо за урок!