Урок обучения грамоте "Звуки [м], [м'], буквы Мм"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить детей со звуками [м], [м], буквами М, м;
  • формировать навык беглого слогового чтения;
  • работать над слого - звуковым анализом слов;
  • уделять внимание лексической работе;
  • развивать познавательные интересы;
  • на основе приобщения к творчеству Виктора Васнецова реализовывать задачи нравственно – эстетического воспитания.

Оборудование:

  1. Большая красочно оформленная буква “М”.
  2. Слоговые таблицы с открытыми и закрытыми слогами.
  3. Куклы Анечка и Настенька, гласные и согласные звуки и буквы.
  4. Деревянная и железная шкатулки для букв.
  5. Портрет художника В. Васнецова.
  6. Репродукции картин “Алёнушка”, “Иван-царевич и Серый волк”, “Три богатыря”.
  7. Изображение “Машины времени”.
  8. “Шапочки” для детей.
  9. Аудиокассета с музыкальными заставками.
  10. Картины с видами древней и современной Москвы.
  11. Карточки со словами для коллективной работы.
  12. Карточки с текстом для индивидуального чтения.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками, а великими путешественниками. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим, всё ли мы взяли с собой в дорогу. Нам нужны: учебники, карточки для чтения, хорошее настроение и верные друзья. Поднимите руки те, кто готов в путешествие.

II. Знакомство с новыми звуками и буквой

1. Начало путешествия

Помогать нам в дороге будет буква из 4 блока, с которой мы уже знакомились в начале года. Вы должны будете её узнать. Встаньте Серёжа и Света, возьмитесь за руки. Кто узнал нашу помощницу?

Дружно за руки мы встали
И на “М” похожи стали.

(Учитель показывает красочно оформленную букву “М”).

Посмотрите, ребята, какая красивая буква появилась в нашем классе! Она приглашает нас в путешествие в Москву, но не современную, а древнюю. За время путешествия мы узнаем об этой букве много интересного, научимся читать с ней слияния и слова.

Как же нам быть?

Давайте наденем специальные шапочки, сядем в Машину времени (изображение на доске), закроем глаза и помчимся не вперёд, а назад: в Древнюю Русь, в Москву.

(Дети надевают шапочки, закрывают глаза. Включается музыка).

2. Встреча с тремя богатырями

Наша Машина времени опустилась на большое поле. Посмотрите, кто это? Это богатыри земли русской: Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович.

(На доску помещается репродукция картины “Три богатыря”).

Выехали они в чистое поле, смотрят в разные стороны, не появятся ли враги. Вскинет тогда острую пику Илья Муромец, выхватит из ножен меч Добрыня Никитич, натянет тетиву лука Алёша Попович. И никакая сила не заставит отступить отважных богатырей, ведь за спиной у них, за синими холмами родная земля. Нахмурились богатыри: кто это появился на поле? Давайте расскажем им о себе: кто мы такие, откуда прибыли и зачем.

(Ответы детей).

Заулыбались богатыри, они очень вам рады, потому что вы пришли с МИРОМ.

Скажите, что обозначает слово МИР?

1. Это то, что вокруг нас, это вся Земля.
2. Это дружеские взаимоотношения между людьми.

Составим слово МИР, порадуем богатырей.

(Составление слова на наборном полотне).

А теперь составим схему слова МИР. Выделите первый звук. Этот звук, ребята, на письме обозначается буквой ЭМ. Запомните, как зовут нашу букву-помощницу.

3. Встреча с Иваном-царевичем и Серым волком

Поехали богатыри дальше, а наш путь лежит в Москву.

(Дети обходят класс).

Ой, ребята, посмотрите, в какую чащу леса мы забрались! Кто же это мчится сквозь бурелом? Это Иван-царевич спасает свою невесту от злой Бабы-Яги! Кто из вас догадался, почему он это делает? Верно, любовь придаёт человеку силу, мужество, стремление совершить подвиг, чтобы спасти близкого человека. А есть ли у вас любимые люди? Конечно, это ваши родители. Составим на наборном полотне слово МАМА. Выделите первый звук. Какой он: согласный или гласный? Почему?

(При произношении этого звука воздух встречает преграду, губы сжимаются. Значит, это согласный звук).

Произнесите его ещё раз. Какой это согласный: твёрдый или мягкий?

А теперь произнесите этот звук мягко.

Итак, какие звуки обозначает буква ЭМ?

Давайте присядем за кустики, притаимся, не будем мешать нашим героям. Пусть они мчатся дальше без остановки.

4. Встреча с куклами, одетыми в русские национальные костюмы

Пойдёмте дружно вперёд. Посмотрите, кто нас встречает. Это русские красавицы Анечка и Настенька. Они очень любят гостей и предлагают поиграть игры.

Настенька в синем сарафане собирает только согласные буквы. Анечка в красном – гласные. Они перепутали все буквы. Помогите каждой девочке собрать свою группу букв.

(Перед куклами лежат карточки с гласными и согласными буквами. Дети раскладывают их на группы).

Но Настенька принесла с собой два сундучка: железный и деревянный. В железный сундучок надо положить звонкие согласные, а в деревянный – глухие согласные.

А Анечка просит разделить её буквы на две группы: гласные, перед которыми согласные произносятся мягко и гласные, перед которыми согласные произносятся мягко.

Девочки очень любят петь. Давайте пропоём вместе с ними слияния по слоговой таблице.

(Пение слияний с буквой “М”).

А теперь, ребята, расскажем девочкам о современной Москве.

Чтение слов с доски

Название у неё осталось прежнее – МОСКВА.
Под Москвой есть подземный город – МЕТРО.
Как оно появилось? СТРОИЛИ, СТРОИТЕЛИ.
Мы живём в мирное время. МИР.
Что мы сейчас читали? СЛОВА.
А дома ждёт нас МАМА.

5. Встреча с Алёнушкой

Теперь возьмёмся за руки, потому что надо пройти через топкое место. Приглядитесь. Кого мы увидели? Какие чувства вызывает у нас эта девушка? Почему?

Это Алёнушка Ей очень грустно. Давайте отвлечём её от печальных мыслей, покажем девушке, как мы умеем читать рассказ, в котором встречается буква “М”.

(Чтение текста с карточек для индивидуального чтения, нахождение слов: урок, Рома, мелом, написали)

Выделение звуков [м],[м']).

У нас урок.

-Вот, Рома, мел.

Рома написал мелом слова: мама, Москва, мир.

Мы все написали: мама, Москва, мир.

Посмотрите, Алёнушка улыбнулась, а мы с вами пойдем дальше.

6. Посещение древней Москвы

Посмотрите, какой красивый город перед нами!

(На доске картина с изображением Москвы XVI века).

Это старая Москва, куда привела нас буква “М”. Кому из вас понравился этот город? Почему?

Но всё хорошее когда-то кончается, и мы должны вернуться в нашу современную Москву. Наденьте снова свои волшебные шапочки, сядьте поудобнее в Машине времени, закройте глаза.

(Звучит музыка. В это время учитель убирает прежнюю картину и помещает на доску картину с изображением современной Москвы).

Откройте глаза. Где мы находимся? Совершенно верно, мы в столице нашей Родины. Это не только древний, но и современный город со множеством заводов, театров, институтов, стадионов…

7. Работа по учебнику

Откройте “Азбуку”, рассмотрите иллюстрацию. Найдите предметы, в названии которых есть новые звуки.

8. Нахождение места новой буквы в “ленте букв”

(Над доской в классе в течении всего года находится изображение паровозика, в котором буквы располагаются в том же порядке, что и на “ленте букв” в учебнике. По мере изучения буквы помещаются на отведённое им место).

А теперь пора отправить букву “М” в путешествие в мир книг. На какое место в паровозике мы её поместим? Почему?

(В вагончик с согласными буквами на верхнюю полку, потому что она звонкая).

Дети встают друг за другом, изображая вагончики поезда, и поют в движении.

Чу – чу, чу – чу – чу,
Бежит паровоз,
Далёко – далёко
Он буквы повёз.

В это время учитель помещает букву “М” в верхний ряд вагончика с непарными согласными буквами.

Сегодня на нашем уроке нам помогал художник Виктор Васнецов. Репродукции его картин помогли путешествовать по Древней Руси. Сами картины можно увидеть в Третьяковской галерее города Москвы.

III. Итог урока

С какой буквой мы сегодня путешествовали?

Что нового вы о ней узнали?

Сегодня вы отлично поработали!

(Оценивание работы каждого учащегося: кто был самым внимательным, кто хорошо читал и т.д.).