Постановка цели.
– Сегодня мы продолжим отрабатывать способ письма, который помогает вам избежать ошибки при письме, будем упражняться в решении орфографических задач освоенными вами способами.
– Дома вы выписывали предложения с разными орфограммами. Я прошу некоторых учеников зачитать свои записи. А всему классу на слух определить из-за каких орфограмм, встретившихся в словах, то или иное предложение выписано.
Деятельность учащихся.
Вызванные ученики читают свои предложении, а весь класс называет орфограммы, которые были определены детьми в услышанных предложения.
Деятельность учителя.
– Откройте в задачнике № 175, прочитайте стихотворные строки и ответьте на вопрос
– Для каких орфограмм эти строки как будто нарочно придуманы?
– Отметьте орфограммы. Как будете действовать?
Деятельность учащихся.
Самостоятельная работа детей. Читают и отмечают в отрывке орфограммы. Отвечают на поставленный вопрос: “Чаще встречаются слова с сочетаниями ча и чу.” Доказывают примерами из текста.
Деятельность учителя.
– А теперь давайте проверим, насколько вы были внимательными при обнаружения других орфограмм.
– В каких словах буква парного согласного является орфограммой?
– Найдите и выпишите названия действий с главными опасностями письма.
– Выпишите слово, в котором за одной буквой скрываются две орфограммы. Подберите свои примеры, где буква одна, а орфограмм две. Запишите, знакомым вам способом, уйдите от ошибок.
Деятельность учащихся.
Выполнение детьми задания. Взаимопроверка в парах.
Физминутка.
Игра “Съедобное – несъедобное”.
Если слово называет съедобный предмет дети прижимают руки к груди, а если несъедобный – руки соединяют в замок и “отбивают” это слово.
Слова для игры: вареники, аллея, апельсин, город, ветер, котлета, диван, дорога, огурец, огонь, потолок, полотенце, печенье, улица, морковь.
Деятельность учителя.
- Что объединяет все слова, которые я назвала?
Деятельность учащихся.
После обсуждения дети приходят к выводу, что это слова-названия предметов.
Деятельность учителя.
На доске в столбик записаны слова (кефир, кисель, колбаса, компот, сахар, стакан). Учитель открывает слова на 7 секунд и вновь закрывает. Даёт задание:
– Запишите в тетрадь слова, которые удалось вам запомнить, пользуясь при письме “окошками”, чтобы избежать ошибок.
– Сверьте с доской. Впишите пропущенные орфограммы пастой зелёного цвета. Допишите пропущенные слова.
Деятельность учащихся.
Выполняют задание учителя. Затем сверяют с записями на доске. Недостающие слова дописывают. Отмечают главные опасности в словах.
Деятельность учителя.
– Прокомментируйте в словах главные опасности.
– Какое слово “лишнее”?
Деятельность учащихся.
Дети обсуждают на какие две группы можно разбить слова по признаку “Лишнее слово”.
– В одном случае “лишним” может быть слово – “колбаса”, в котором три слога, а в остальных словах – два слога. В другом – слово “сахар”, в котором ударение падает на первый слог, в остальных – первый слог безударный.
Нашли ещё вариант, когда “лишним” стало
слово “кисель”, в котором букв больше чем
звуков, а в остальных словах количество букв и
звуков одинаковое.
В задании встретились орфограммы: написание
парного согласного в конце слова, обозначение
мягкого согласного и безударные гласные.
Деятельность учителя.
– Дома вы составите свой диктант со словарной страницы из 10 “съедобных” слов и запишите их с пропуском орфограмм (упр.№ 176.)
– А сейчас оцените с точки зрения красоты и аккуратности запись в своей тетради. Подчеркните те соединения букв, которые у вас не получились. Напишите их ещё раз на полях.
Деятельность учащихся.
Дети просматривают свою запись, находят неправильно соединённые буквы и на полях ещё раз записывают это соединение, но уже каллиграфически правильно, чтобы дома можно было потренироваться.
Деятельность учителя.
– Послушайте отрывок из задания №178.
Деятельность учащихся.
Один вызванный ученик читает, а весь класс следит по задачнику.
Деятельность учителя.
– О чём рассказывает автор?
– Что нового для себя вы узнали?
– Могут ли в жизни пригодиться такие сведения?
– Как можно назвать это сообщение? Впишем название.
Деятельность учащихся.
В процессе обсуждения дети предлагают название “Как накрыть стол?” и записывают его в задачнике.
Деятельность учителя.
– А теперь, помня совет памятки №4, вставьте пропущенные буквы.
Деятельность учащихся.
Самостоятельная работа учащихся. Там где знают правило решения орфографической задачи, там вставляют букву, а где не знают – оставляют “окошко”.
Деятельность учителя.
– Давайте проверим, какие орфографические задачи вы смогли решить?
Деятельность учащихся.
Ученики называют слова, в которые они вставили пропущенные буквы, и объясняют каким правилом пользовались, чтобы решить данную орфографическую задачу.
Итог урока.
– Прочитайте на с.33 учебника название той части, над которой мы работали.
– Какие опасности письма считаются главными? Почему?
– Как вы ответите на вопрос заголовка?
Деятельность учащихся.
Дети в результате обсуждения проходят к общему мнению, что надо стремиться писать без ошибок, уметь избегать их с помощью “окошек”. На странице 63 учебника находят подтверждение авторов .
Читают : “На родном языке, на языке своей страны писать с ошибками неудобно, стыдно! Ты теперь умеешь их избегать. “Окошко” на месте орфограммы лучше ошибки. Помни это!”