Роман Евгения Замятина «МЫ» по-прежнему
занимает умы читателей, интересует критиков,
вызывая бурную реакцию и шквал эмоций как
положительных, так и отрицательных; он
удивляет и оставляет в недоумении, но,
несомненно то, что, прочитав его однажды,
остаться к нему равнодушным нельзя в виду его
сложности, неповторимости; роман не является
обязательным к изучению в школе, но, очевидно,
является достойным произведением и
заслуживает внимания любопытного читателя; не
менее достоин изучения и язык автора, его «игра в
слово».
Цель занятия: привлечь внимание школьников и
студентов к русской прозе.
Задачи:
- ознакомиться с романом Е.Замятина «МЫ»; проанализировать созданную Е.Замятиным реальность;
- дать подробную оценку героям Е.Замятина;
- проанализировать роман Е.Замятина с точки зрения синтаксиса, лексики, принципов построения текста;
- познакомить учеников (студентов) с основными лингвистическими явлениями и понятиями (дефинициями): синестезия, метафора, эпитет, неологизмы, синонимы, архаизмы и историзмы и др;
- познакомить обучающихся с основами лингвистического анализа текста.
Реальность в романе Е. Замятина «МЫ» подчинена строгой логике, терминологичности и математической точности, выверенности. Люди больше не люди, человек – не человек, а нумера. И у каждого нумера есть свое буквенно-числовое обозначение, являющее собой имя.
Все нумера представляют собой однотонную безликую массу, без имени, без индивидуальности, и даже их нумера, за исключением шести, никак не раскрываются в романе. Всего в романе мы встречаем 6 «имен»: Д-503, О-90, S, R-13, I-330, Ю. Что же они могут обозначать и почему именно эти буквы выбраны автором?
Так, например В. Набоков также разграничивал окраску звучания букв различных языков: «Черно-бурую группу составляют: густое, без галльского глянца, А; довольно ровное по сравнению с рваным R, Р; крепкое каучуковое Г; Ж, отличающееся от французского J, как горький шоколад от молочного; темно-коричневое, отполированное Я. В белесой группе буквы Л, Н, О, Х, Э представляют, в этом порядке, довольно бледную диету из вермишели, смоленской каши, миндального молока, сухой булки и шведского хлеба. Группу мутных промежуточных оттенков образуют клистирное Ч, пушисто-сизое Ш и такое же, но с прожелтью Щ» [13]. В. В. Набоков наделял буквы не только цветом, но и вкусом, употребляя феноменальные развернутые сравнения, опирающиеся на его гастрономический опыт; все это является собой синестезию, широко распространенную в художественной литературе и тесно связанную с индивидуальным опытом писателя, его субъективным мироощущением.
Возвращаясь к роману Е.Замятина, необходимо
отметить, что мужские имена обозначены
согласными буквами, а женские – гласными.
Вероятнее всего, это объясняется тем, что
согласные буквы дают жесткие, громкие, резкие,
рычащие, иногда агрессивные звуки в отличие
от гласных – поющих, звонких, «хрустальных»,
мягких и плавных.
Так, например, R–13 – поэт Единого
Государства. Английское r, русское р – резкие, рычащие, шумные, грубоватые звуки. «R-13 говорит захлебываясь, слова из него так и хлещут, из толстых губ – брызги; каждое «п» – фонтан, «поэты» – фонтан», «…слова брызгали, хлестали…» [7] . «Слова брызгали» – пример синестезии.
Или двоякоизогнутый S, сопровождавший I-330. Буква S до начала 19 века имела альтернативную форму ſ и называлась «длинная» или «срединная» s. Иногда s обозначалась маленьким значком интеграла, который от нее и произошел. Это особенно важно в виду того, что именно на эту (двоякоизогнутость) черту внешности S обращает внимание Д-503, инстинктивно чувствуя неладное, иррациональное, иксовое, √ –1 в обоих персонажах и в S, и в I.
Итак, главным героем романа является нумер под «именем» или буквенно-числовым обозначением Д-503. Д-503 – это Строитель Интеграла, делающий записи, которые и составили содержание романа.
Д – это пятая согласная буква почти всех славянских кириллических алфавитов, в старо- и церковнославянских азбуках носившая название «добро». Обратим внимание на то, что Замятин в романе «МЫ», по мнению критиков, представляет Россию будущего – Союз Советских Социалистических Республик (СССР), одним из символов которого, наряду с серпом и молотом, стала и пятиконечная звезда.
Каким же предстает перед нами Д-503? Сам Д – 503 видит себя как творца, доброго гения, несущего свет науки в массы, сквозь бесконечность Вселенной. По сути, он такой и есть: он верит в Благодетеля, в строительство Интеграла, во всеобщее счастье…пока в его жизни не появляется I-330.
I-9 буква латинского алфавита, в англ. языке – личное местоимение 1 лица, единственного числа – «Я», в системе римских цифр – 1 (единица), т.е. единственная, первая. Именно I-330 показана в романе как незаурядная смелая личность, осознающая свою индивидуальность, свое «Я», имеющая собственное мнение, стремящаяся изменить реальность, а при невозможности этого – вырваться из нее. I стремится быть первой, выделяться из толпы. Она сродни пророку.
I-330 воплощает в себе черты Настоящего Нового Человека. Она: уверена в себе; свободна; независима; смела («Она была в легком шафранно-желтом древнего образца платье» [7], более того она пьет ликер и курит); непреклонна; до конца верна своим принципам.
Замятин рисует I как революционерку, Пророка, ведь именно благодаря I Д-503 задумывается о том, кто он и кто все те, окружающие его. Он начинает мечтать о матери – как у древних – и чтобы для нее он был «не Строитель Интеграла и не нумер Д-503 и не молекула Единого Государства, а просто человеческий кусок – кусок ее же самой – истоптанный, раздавленный, выброшенный…» [7]. I-330 говорит его, Д-503, языком, произносит его невысказанные мысли о рае, о счастье, о мечте.
I – 330 выступает и как провокатор, преступница: ведь прежде чем принять философию и мироощущение I-330, Д-503 делается, прежде всего, ее сообщником: она заставляет его испытывать страх разоблачения и наказания. Для этого I ведет его в Древний Дом, потом за Стену, где ему открывается другой мир диких, но свободных людей. Уже в конце романа I – 330 предстает перед читателем стоиком: «…ее ввели под Колокол (..из-под Колокола стали выкачивать воздух..)…так повторялось три раза – она все-таки не сказала ни слова», «…она должна была дать свои показания. Эта женщина упорно молчала и улыбалась» [7] . Именно женщина, а не нумер. Она считала себя женщиной и убедила в этом Д-503. Хотел он того или нет, но даже после великой операции в нем, в глубине его подавленного «Я» осталось воспоминание об I-330 и другом свободном, счастливом, диком, не выхолощенном обществе.
I-330 была свободным человеком, как свободный человек она сделала свой выбор – предала идеалы Единого Государства, переправила беременную О-90 за Стену – , понесла ответственность за свой выбор: нет сомнений в том, что после жестоких пыток ее, в конце концов, казнили. Казнь I-330, возможно, говорит о том, что время таких, как она еще не пришло, их успехи незначительны, а мечты обычного человека ничтожны и мнимы, недаром символом i в математике обозначает мнимую величину.
А что же Д-503? Через характер I-330 раскрывается и он сам, выступая человеком ведомым, боязливым, осторожным, сомневающимся, нерешительным. Он перенес Великую Операцию, был сделан счастливым человеком и рассказал Благодетелю о врагах счастья. Но после него останется Новый Человек, их с О-90 еще пока не родившийся ребенок, которого I-330 все-таки переправила за стену.
О-90. «… вся кругло обточенная…. круглая, пухлая складочка на запястье руки – такие бывают у детей» [7], «милая О», «радостно-розово открыла рот О» [7] («розово» открывала рот» – синестезия), «О розово, кругло смеялась» [7] (еще один пример синестезии). О выступает как ласковая, человечная, доверчивая, на первый взгляд несколько поверхностная. Ее имя полностью является отражением ее характера. Она безумно любит и хочет иметь детей. И вот, несмотря на свою видимую покорность и принятие государственных порядков (детоводство, Материнская и Отцовская нормы) она решается родить ребенка. Ее ребенок, который, несомненно, родится уже за Стеной, становится, с одной стороны, символом, надеждой на крушение всеобъемлющей грубой безнравственной власти замятинского математизированного общества, а, с другой стороны, противопоставляет одного человека всему обществу и сравнение силы и возможностей одного и массы происходит не в пользу одного: один бежит за стену. Один отступает и прячется…
Наряду с терминами, которые в романе Замятина Е. Мы не выступают более как термины в обычном понимании этого слова, буквенно-числовые обозначения вместо имён всесторонне раскрывают проблему унификации личности и подчинения ее интересов массовому, всеобщему. Это достигается путем:
- введения в текст необычных имен;
- широкого употребления терминов с целью выражения идеи подчинения всех и вся строжайшим законам логики, математики;
- отказа от традиционного понимания и построения текста.
Роман Е.Замятина МЫ представляет интерес не только как философский, исторический роман, он является интересным еще и с точки зрения смыслового развития слов, «их индивидуально-творческого применения и преобразования, поскольку индивидуальное употребление слова может быть связано с выполнением им характерологических функций в языке художественной литературы» [3]. Термины у Замятина Е. не выступают более как термины в обычном понимании этого слова: они приобретают эмоциональную окраску, становятся стилистически оправданными и создают неповторимые образы в силу новых приобретенных ими свойств. Так, например: «… один благодетель, другой – преступник, один со знаком плюс, другой со знаком минус»; «√– 1 заглох, не шевелился» [7] или «… опять заворочался √– 1» [7], а вот еще пример: «И нет счастливее цифр, живущих по стройным вечным законам таблицы умножения. Ни колебаний, ни заблуждений»[7]. В данных примерах четко видно, что математические термины у Е. Замятина выполняют определенную стилистическую функцию и являются контекстуальными синонимами уже существующим в литературном языке словам:
Положительный, добрый, порядочный, благодетель
= плюс
Отрицательный, нечестный, злой, преступник =
минус
Непонятное, неизвестное, иррациональное,
непознанное, трансцендентальное = √– 1
Заблуждения, сомнения, блуждания = колебания.
В данных примерах термины не потеряли своего исходного основного (денотативного) значения, но приобрели дополнительное, более эмотивное (коннотативное значение) в силу использования в новом непривычном для них окружении – художественном тексте.
«Более того, один термин может выступать синонимом другому[6], например: «…я все время дышал чистейшим горным воздухом мысли, – а внутри как-то облачно, паутинно и крестом какой-то четырехлапый икс» [7], где икс выступает контекстуальным синонимом √– 1, обозначая одно и тоже – состояние смятения, неуверенности, ожидания чего-то необычного, невероятного и необъяснимого логикой» [6].
Термины активно участвуют в создании таких экспрессивно-стилистических средств, как: синестезия, напр.: квадратная гармония; ассиметричное молчание; пестрый шум; метафора и персонификация, напр.: опять заворочался √– 1 и другие [6].
Замена имени буквенно-числовым обозначением также способствует раскрытию темы «математизированного» выверенного мира, где все подчинено законам логики, где все линейно, предсказуемо и константно.
Синестетизм и терминологичность повествования Е.Замятина позволяют создать уникальные по выразительности и экспрессивности образы, обогатить тексты индивидуальными метафорами и сравнениями, обострить чувства читателя, приблизив его к авторскому мироощущению. Исследование механизмов синестезии, взаимодействия терминов между собой и с общеупотребительной лексикой, отображенных в текстах, углубляет представление о художественном творчестве, его связи с когнитивными способностями и языковой компетенцией автора.
Задания для работы с текстом
Предлагаемые ниже задания и вопросы для обсуждения могут использоваться преподавателем литературы в любом удобном порядке, могут быть дополнены другими заданиями.
1. Представьте биографию Е.Замятина и список с раскрытием краткого содержания наиболее значимых произведений.
2. Найдите отличительные черты романа «МЫ» как образца современной прозы. Охарактеризуйте роман на уровне:
- построения гипертекста
- протяженности во времени повествования (линейное/нелинейное повествование)
- синтаксиса
- лексики
- морфологии
3. Опишите характеры главных героев Д-503 и I-330 (не менее 20-25 эпитетов) и попытайтесь «нарисовать» их внешность. Найдите определение слова «имя», кем дается имя человеку? Почему у главных героев нет имен?
4. Наглядно представьте этапы развития Д-503 (начало ведения дневника как отправная точка; знакомство с I-330; все промежуточные этапы (если они есть); этап осознания себя или «я чувствую себя»; другие), используя ломаную линию. Может ли один и тот же этап жизни Д-503 рассматриваться и как взлет, и как падение. Если да, то с какой точки зрения? Если нет, то почему? Опишите каждый этап развития Д-503, пользуясь его «языком».
5. На основе текста сформулируйте основные правила, по которым живет общество, представленное в романе «МЫ». Какие из этих правил вы считаете приемлемыми/неприемлемыми? Почему?
6. Найдите определения следующих терминов и выучите их. Проиллюстрируйте примерами из романа:
- синестезия
- метафора
- метонимия
- синекдоха
- окказионализм
- антитеза
- гипербола
- эллипсис
- парцелляция
- бессоюзие
- сравнение
- зевгма
- поток сознания
- эпитет
- архаизмы
- неологизмы
- историзмы
- синоним, контекстуальные синонимы
- антоним, контекстуальные антонимы
7. Какие слова современного русского языка стали архаизмами и историзмами в данном романе? Какой эффект при этом достигается автором?
8. Прокомментируйте следующие выражения, подберите к ним синонимичные фразы из современного русского языка:
- иксово усмехнулась мне
- пунктирное дыхание
- вертикальные морщины
- «вдохновение» – неизвестная форма эпилепсии
- все время в квадратном положении
- человеческие головы непрозрачны, и только крошечные окна внутри: глаза
- √– 1 заглох, не шевелился
- терять цифроощущение
- хореизировать приговор
- думать о свободе – думать об ошибке
- холодная вода логики
- вы обросли цифрами, по вас цифры ползают, как вши
- дети – единственно смелые философы
- молекулярная дрожь
9. Ознакомьтесь с романом Дж. Оруэлла «1984». В чем сходства и различия данных романов? (данные сведите в таблицу). Которое изображение тоталитарного общества вам кажется более реалистичным, почему?
10. Напишите рецензию на роман Е.Замятина «МЫ».
11. Подготовьте лингвистический анализ текста.
Рекомендуемая к использованию литература и другие источники:
- Абрамов Н. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. — 7-е изд., стереотип. — Москва: Русские словари, 1999;
- Арнольд И.В. Стилистика современного русского языка. – М., 1990;
- Виноградов В.В. Основные типы лексических значений слова. Избранные труды. Лексикология и лексикография. – М., 1977;
- Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. – Москва, 1981
- Графский В.Г. История политических и правовых учений – М.: «Издательство Проспект», 2005;
- Глазкова В.С. Функционально-стилистические особенности терминов в художественной литературе (на примере романа Е.Замятина «МЫ») // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», М.: Издательский дом «Первое сентября», 2007-2008;
- Замятин Е. Мы. – Екатеринбург, 2002;
- Колшанский Г. В. О языковом механизме порождения текста // Вопросы языкознания. – 1983
- Ожегов С.И., Шведова Н. Ю. Словарь русского языка – М., 1990;
- Оруэлл Дж. 1984 – М.: АСТ издательство, 2008;
- Galperin I.R. Stylistics, M., 1989;
- Тураева З.Я. Лингвистика текста: (Текст: структура и семантика). – Москва, 1986.
- Набоков В. Другие берега / В. Набоков. – М. : Книжная палата, 1989. – 288 с.