Импрессионизм и пейзажная лирика А.А. Фета "Поэт – художник"

Разделы: Литература


Цели:

  • Образовательные:
    • рассмотреть отличительные особенности поэтического таланта Фета;
    • выявить выразительные средства, придающих музыкальность, мелодичность стихотворениям поэта;
    • познакомить учащихся с художниками-импрессионистами;
    • научить обучающихся использовать художественно-языковые средства, позволяющие создать импрессионистский образ природы в лирике Фета.
  • Развивающие:
    • развивать логическое и аналитическое мышление;
    • продолжать работу со словарём;
    • развивать навыки выразительного чтения, память;
    • развивать образную речь;
    • развивать умение работать в группах;
    • развивать умение видеть цветовое единство изображения.
  • Воспитательные:
    • приобщать детей к чтению лирических произведений;
    • прививать чувства прекрасного путём воздействия на эмоции;
    • воспитывать на примере произведений Фета любовь к Родине.
  • Здоровьесберегающие:
    • использовать разные формы работы, исключающие утомляемость детей;
    • следить за осанкой обучающихся;
    • создавать комфортные условия для работы.

Оборудование:

  • портрет А.А. Фета;
  • пейзажные работы художников-импрессионистов (Моне, Мане, Сислей, Ренуар,…)
  • словарь литературоведческих терминов;
  • альбомные листы, цветные карандаши.

Структура урока.

  1. Организационный момент.
  2. Мотивация.
  3. Постановка целей.
  4. Актуализация.
  5. Ход урока.
  6. Закрепление.
  7. Итоги.
  8. Рефлексия.
  9. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

Учитель литературы. Ребята, сегодня к нам на урок пришёл удивительный человек, Афанасий Афанасьевич Фет. С собой он принёс много своих стихотворений.
Фету очень хотелось бы, чтобы мы общались с ним через его произведение, как раньше общались с ним его современники.

Шепнуть о том, о чём язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец,
Вот чем поэт лишь, избранный, владеет,
Вот в чём его и признак и венец.

– Как вы понимаете значение этих слов? (Ответы учеников)
– Действительно, Фету было тесно в рамках поэзии, и тогда он обращается за помощью к звуку, цвету. Фет считал, что слово не в силах передать всю глубину переживаний и чувств человека, и когда слово «немеет», на помощь приходит звук, краски, которыми так богата жизнь. Ни одному из русских поэтов не было так тесно в пределах слова, как Фету.
Поэт называл себя «соглядатаем природы». «Мир во всех своих частях равно прекрасен, – считал поэт. Красота разлита по всему мирозданию и, как все дары природы, влияет даже на тех, которые её не сознают…»
Стихи Фета – это мир неопределённых мечтаний и неясных ощущений, мир, в котором нет прямого и страстного чувства… нет ясной и положительно сформулированной мысли, а есть робкий, довольно тёмный намёк на неё, нет живых и вполне определившихся образов… И, наверно, поэтому многим казалось, что фетовские миниатюры похожи на звучащие струны, волнующие сердце. Многих восхищала удивительная гармония изобразительности и выразительности в фетовском стихе.

– Ребята, какие стихи вы знаете? Можете назвать?
– Какие стихи знаете наизусть?

Бесспорно, в любой литературе редко можно найти стихотворение, которое своей благоуханной свежестью обольщало бы читателя в такой степени, как стихотворение «Шёпот, робкое дыхание». Давайте поговорим о нём.

Чтение стихотворения.

Шёпот, робкое дыхание,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слёзы,
И заря, заря!..

– Как вы воспринимаете это стихотворение? Почему?
– Можно ли его пересказать?
– С какой интонацией надо его читать?
– Какой характер имеет образ-переживание в лирическом стихотворении: статичный или динамический?
– Можно ли разделить это стихотворение на строфы? Что это даст?
– В данном стихотворении нет ни одного глагола. Что движет стихотворением?
– Благодаря каким художественно-языковым средствам удалось поэту показать дыхание природы?
– Какие поэтические строки, эпитеты, сравнения кажутся наиболее точными, необычными, помогающими ярко увидеть нарисованную картину?
– Как вы думаете, стихотворение закончено? Почему?
– Какие краски вы использовали бы, описывая эту природную зарисовку?

Вывод: в этом стихотворении нет чёткости, нет завершённого образа, он размыт. Стихотворение построено на сиюминутном всплеске чувств поэта.

– Ребята, я вам хочу предложить ещё одно не менее интересное стихотворение поэта «Я тебе ничего не скажу». Чтение стихотворения».

Я тебе ничего не скажу,
И тебя не встревожу ничуть,
И о том, что я молча твержу,
Не решусь ни за что намекнуть.

Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдёт,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветёт.

И в больную, усталую грудь
Веет влагой ночной…я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.

2 сентября 1885 г.

– А как вы воспринимаете это стихотворение?
– Чем оно вам кажется необычным? (можно положить на музыку).
– Почему Фет разделили стихотворение на строфы?
– Какая интонация присуща данному стихотворению?
– Какую рифму использовал поэт? Почему?
– Найдите эпитеты, сравнения, метафоры, олицетворения? Какую они играют роль?
– О чём говорят повторы в начале и в конце стихотворения?
– Можно ли определить композицию стихотворения?

Вывод:

– Какие выразительные средства придают мелодичность, музыкальность стихотворению? (Ритм, звукопись, аллитерация, ассонанс, повторы; рифма определяет ритм стихотворения.)

Физминутка

Учитель:

19 век стал веком нового расцвета реалистического искусства. В Европе – Джон
Констебль и Камиль Коро, Клод Моне, Поль Сезанн, Ван Гог и их последователи.
В России – Михаил Лебедев, Иван Айвазовский, Фёдор Васильев, Алексей Саврасов, Иван Шишкин, Архип Куинджи, Василий Поленов, Исаак Левитан.

Художники второй половины 19 века всё чаще стали склоняться к тому, что писать пейзажи надо с натуры, не подгоняя изображение к музейным образцам. Практика живописи под открытым небом получила название «пленэр».

Клоду Моне однажды довелось наблюдать восход солнца. Перед ним в подвижной массе воды, которая вдали незаметно переправляется в небо, проплывали лодки рыбаков-тружеников. Вода и небо причудливо играли сочетаниями нежнейших красок, сверкали, плавились, меняя очертания и теряя контрастность контуров в половодье света.
Свою картину художник назвал «Впечатление-восход солнца». Он предложил её на выставку своему другу. Зрители были оскорблены6 что же это такое? Почему над нами издеваются? Ведь они «хорошо знали», какой должна быть картина. Но Моне был не одинок. Нечто подобное по характеру отношения к действительности представили на ту же выставку Камиль Писсаро, Огюст Ренуар, Поль Сезанн, Эдгар Дега… Репортёр журнала «Шаривари» Леруа охарактеризовал выступления художников как «выставку импрессионистов».
Импрессионизм обосновался в мире искусства как самостоятельное направление живописи. Импрессионизм «восстал» против белого и чёрного цвета как таковых. Ибо где в природе бывает чёрный и белый цвет, не изменённый под влиянием голубого неба, зелени лесного массива, золота солнечных лучей, серебристости пасмурного дня? Даже чёрные платья, зонтики и шейки дам в картинах Ренуара написаны отнюдь не чёрной краской.
Импрессионизм «восстал» против традиционных правил замкнутости в пределах холста, сочинённой композиции. Движение и время, красота уходящего момента стали предметом внимания живописцев.

Фет, без сомнения, один из самых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Особенность творческой манеры Фета – его умения по-особому видеть мир и вместе с тем художественно воплотить своё видение в живописные образы природы, импрессионистические картины бытия. Он подобно импрессионистам «воевал» против житейского «чёрного и белого». Он пытался передать действительность во всех её проявлениях, как и импрессионисты «восстал» против традиционных правил замкнутости, поэт как бы расширил пространство.
Живописное начало поэта Фета отмечают в основном современные исследователи его творчества. Е.А. Майлин в работе «А.А.Фет» говорит об импрессионистской поэтической манере Фета, которая связана с индивидуальным, субъективным взглядом на мир, фрагментарностью, а не с целью в восприятии и подаче поэтического материала. Все это можно отнести не только к произведениям живописи, но и к поэтическому творчеству, а конкретно – к лирике Фета.

Обучающиеся с помощью учителя пытаются определить основные черты, присущие импрессионизму, а вместе с тем и творческой манере поэта.

– Подвижность, изменчивость, мимолётность впечатлений.
– Фрагментарность композиции.
– Индивидуальная точка зрения на мир.
– Создание ощущения беспредельности и глубины изображаемого.
– Богатство красок в изображении природы, сверкающего солнечного света.
– Растворение объёмных форм в движении света и воздуха, что придаёт изображению неуловимый, таинственный, размытый характер.
– Эмоциональность и субъективная оценка окружающей действительности.

Заочная экскурсия по выставочному залу (рассматриваем картины художников – импрессионистов Моне, Мане, Дега, Ренуара, Писсаро,…)

Экспресс-анализ (работа в группах).

1 группа: анализирует стихотворение «Чудная картина…»
2 группа: при помощи красок рисует изображаемую картину.
3 группа: анализирует стихотворение «Печальная берёза».
4 группа: при помощи красок пытается передать данный образ.

(Затем следует выступления учащихся).

Вывод:

Фет – поэт, художник.
Импрессионистическое письмо свойственно поэзии Фета. Он так воспринимал природу, жизнь. Его стихи говорят о том, что он любит землю и всё, что живёт на ней. Он воспевал красоту, переполненный восторгом от её созерцания. В этом, он считал, смысл поэзии: сохранить красоту, сделать вечным то, что в любой момент может умереть… Черты, способствующие созданию напевного музыкального стиха Фета:
– ритм, рифма;
– повтор слов;
– вопросительные и восклицательные предложения;
– построение (композиция).

Фет воспринимал, как мы уже отметили, окружающий мир субъективно. Для него главное не точное воспроизведение реалий, а передать свои чувства, ощущения, что приближает его творчество к приёмам создания импрессионистического письма.

Итоги. Рефлексия

– Что необычного мы увидели в поэзии Фета?
– Что сближает поэзию Фета с манерой письма художников – импрессионистов?

Домашнее задание:

– Подобрать любое стихотворение о природе, проанализировать, сделать иллюстрации.

Приложение 1