Изучение творчества И.А.Крылова на уроках литературы (из опыта работы)

Разделы: Литература

Ключевые слова: И.А.Крылов


Иван Андреевич Крылов - один из русских поэтов, наиболее любимых учащимися младшего и среднего возраста. Язык басен Крылова сложен и самобытен по словарю и строю, но уже при первом прочтении басен школьники вникают в общий смысл произведения, чувствуют тонкую иронию автора.

Подготовку учащихся к изучению басен И.Крылова я начинаю заранее, используя  межпредметные связи на уроках русского языка: предложения с прямой речью из басен И.Крылова, диалоги, слова оценочной лексики, написание крыловских афоризмов, рассказы-миниатюры.

Произведения И.А.Крылова помогают воспитывать в школьниках человеческие и гражданские качества, учат добру.

Первый урок по творчеству И.А.Крылова начинаю  со знакомства с биографией автора, жанровыми признаками произведений, баснями.

На доске портрет И.А.Крылова, созданный К.П.Брюлловым. Эпиграфом к уроку написаны слова В.Г.Белинского: «Крылов – честь, слава и гордость нашей литературы».

Рассказ начинаю с даты жизни. 1769 год. В обедневшей дворянской семье родился будущий великий русский баснописец. Уже в 14 лет И.А.Крылов должен был идти работать, чтобы прокормить мать и младшего брата. О своей матери Крылов вспоминал с большой любовью: «Она была простая женщина, без всякого образования, но умная…и исполненная высоких добродетелей».

Нужда не давала И.Крылову возможности учиться ни в школе, ни в университете. И все же он стал одним из самых просвещенных людей своего времени.

Литературной деятельностью И.Крылов стал заниматься рано. Он ушел со службы, начал издавать сатирический журнал, в котором критиковал несправедливость богатых и защищал бедных.

Белинский писал: «Крылов сам пробил себе дорогу в жизни…Во время юности Крылова бросить службу и жить литературными трудами…Это означало не прихоть, а признак высокого призвания».

Беседа с учащимися.

  1. Современником каких исторических событий и великих людей был И.А.Крылов?
  2. А вы хорошо знаете и помните героев басен И.Крылова?

Перечисляют ранее прочитанные басни. Например, «Стрекоза и Муравей». Отмечают, что вначале беззаботная певунья, любящая легкую и веселую жизнь, растеряна и напугана наступающим холодом. Печальная и беспомощная, она обращается к трудолюбивому Муравью.

Почему же мы так хорошо представляем себе героев этой басни?

Крылов – талантливый поэт. Он так описывал своих героев, что мы видим их характерные черты. Его герои похожи на людей, Муравей - на справедливых и трудолюбивых.

Следующий вопрос: «Как называется поэтический прием, когда в образах животных писатель изображает человека?» (Троп-аллегория)

Белинский писал о мастерстве баснописца: «Имея дар воображать весьма живо предметы свои, он умеет переселять их в воображение читателя; каждое действующее в басне его лицо имеет характер и образ, ему одному присущие, читатель присутствуют мысленно при том действии, которое описывает стихотворец».

  • А какие еще герои И.Крылова запомнились вам?
  • Какова главная цель басни как жанра литературы?
  • Чтобы уметь видеть недостатки людей и дать правильную оценку их поступкам, каким человеком надо быть?
  • Давайте посмотрим, какие недостатки людей видел И.Крылов.
  • Какие мудрые советы дает нам автор?

Басню «Ворона и Лисица» учащиеся исполняют в лицах. Другие учащиеся, опираясь на текст, определяют аллегорический смысл; выясняют, кого из героев высмеивает автор, а кого одобряет.

Учащиеся составляют таблицу.

  1. В басне Крылова рассказывается про… (Ворону и Лисицу).

Что мы узнаем про…

  1. Кого характеризуют слова: «Вещуньина с похвал вскружилась голова» (Ворону)

Как характеризуют ворону?» (Глупая)

Говорит льстивые слова: «Светик», «Голубушка, как хороша!» (Лисица, лицемерная)

  1. Крылов высмеивает... (Лесть, глупость, лицемерие)
  2. Крылов Говорит, что... (Люди часто поддаются лести)
  3. Аллегорический смысл басни И. Крылова выражен в словах: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, но только все не впрок».

Учащиеся подбирают слова-антонимы, которые обозначают противоположенные качества.

Пороки

Положительные качества

Лживость

правдивость

Хвастливость

скромность

Лесть

искренность

Какие это черты?

  • Отрицательные. С ними надо бороться.
  • Положительные. Их надо формировать в себе.

И.А.Крылов видит и описывает многие недостатки людей. Каким он был человеком? (Проницательным, мудрым)

Еще раз обращаемся к портрету. (У него внимательный и умный взгляд)

  • Почему были умными мысли и басни И.Крылова? Чей опыт он использует в них?
  • В каких произведениях народного творчества, так же как и в басне, изображаются звери, которые ведут себя как люди?
  • Какому жанру народного творчества близок язык басен И.Крылова?

Школьники доказывают, что многие строки басен И.А.Крылова стали пословицами и поговорками. Их выписывают дома в тетрадь и выполняют творческую работу (басню, рассказ-миниатюра)

Творчество учащихся:

«Воробей, встретив Орла, стал на судьбу свою роптать!»
«Вот я, столичный житель,
Мне тех не видеть красот природных, что тебе, провинциалу,
Паришь над степью ты, над горными хребтами,
А я все думаю наесться до отвалу,
Пожертвовав высокими мечтами!»
Столичный житель, на судьбу ропщи, но меру знай,
Коли мечту о жизни на просторах смог перевесить каравай.
(Кирилл Губанов)

Итак, в произведениях баснописца воплотились представления народа о жизни, его опыте. И.А.Крылов использовал в них богатство народной речи, поэтического творчества. Подвести учащихся к выводу, что басням Крылова присуще отличительное качество-народность.

В баснях И.А.Крылов говорит от имени народа, защищает интересы народа. В чем это выражается?

И.А.Крылов высмеивает, сатирически изображает в своих баснях богатых людей, представителей царской власти: судей, чиновников, даже царя. Рассматривая иллюстрацию Е.Рачева к басне «Волк на псарне», школьники доказательно отвечают, почему в облике Волка автор изобразил Наполеона, а в облике Ловчего-Кутузова? Осуществляется прочтение басни в лицах.

Ежегодно изучая басни И.А.Крылова, учащиеся отмечают, что автор не мог быть равнодушным к несправедливости, к угнетению человека.

Высмеивая богатых людей, показывая бесправие и страдания простого народа, баснописец призывает к гражданской смелости, к гражданственности.

Еще раз обращаю внимание детей на портрет И.А.Крылова, отмечаю строгость лица, серьезность взгляда, твердую складку губ, которые подчеркивают, что И.Крылов не только мудрый, но и беспощадный судья.

В его баснях выражена горячая любовь автора к Отечеству. Он – настоящий патриот своей Родины. В заключительном слове называю главные черты басен И.Крылова: поэтическое мастерство, мудрость, народность, гражданственность, патриотизм. Они составляют славу и бессмертие И.А.Крылову.

Литература

  1. Античная басня. - М. Художественная литература, 1991 г.
  2. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., Педагогика-Пресс, 1998 г.