Цель: ознакомить и расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя. Вызвать интерес к творчеству, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире; познакомить учащихся с особенностями сказок: показать, как переплетаются “образы человеческие и звериные”.
Оборудование: портрет писателя, иллюстрации к сказкам, произведения Салтыкова-Щедрина, мультфильм “Премудрый пескарь”, музыка Тома Барабаса.
Безжалостный сатирик, наводивший такой ужас
своим убийственным пером, имел и при жизни
репутацию человека, чья могучая личность так
же интересна, как и деятельность, а жизнь – одна
из благороднейших.
Степняк- Кравчинский
Ход урока
I. Сообщение темы, целей урока.
1. Слово учителя.
Имя М. Е. Салтыкова-Щедрина вам уже знакомо. Сегодня вы узнаете о нём много нового. Узнаете, почему его любимым писательским жанром были сказки.
Вам предлагается составить компакт-биографию М. Е. Салтыкова-Щедрина.
2. Продолжение слова учителя.
Не секрет, что сегодня Салтыкова-Щедрина читают куда меньше, чем других классиков – его великих собратьев по перу. Порою Салтыкова-Щедрина принимают за писателя трудного, “запутанного”. Понять и почувствовать Салтыкова-Щедрина может только тот, кто всерьез, не наспех попробует его читать.
Личная жизнь Салтыкова-Щедрина не богата занимательными сюжетами. Почти все его сознательные годы были отданы писательству, сатирическому искусству.
Щедрин – это псевдоним. Подумайте, почему Щедрин?
II. Изучение нового материала.
1. Сообщение о биографии Салтыкова-Щедрина в процессе которого составляется компакт-биография. Нельзя постичь до конца творческую природу Салтыкова-Щедрина, не узнав его истоков. “Леса горели, гнили на корню и загромождались валежником и буреломом; …дороги не просыхали в самые сильные жары; деревни ютились около самых помещичьих усадеб…” – так писал Салтыков в последнем своём, во многом автобиографическом романе “Пошехонская старина”. “Мужицкая спина, - горько добавлял он, - с избытком вознаграждала за отсутствие ценных угодий”.
В этом краю, в селе Спас-Угол, в семье быстро богатевших помещиков Евграфа Васильевича и Ольги Михайловны Салтыковых 15 января 1826 года родился сын Михаил. Ольга Михайловна разделила своих детей на “любимчиков” и ”постылых”, Михаила не причисляла ни к тем, ни к другим. Старшие братья учились в казенных московских заведениях, Михаила решено было образовывать “домашними средствами”.
- Скажите, какие языки сначала заставили выучить Михаила?
К шести годам Михаил бойко говорил на немецком, французском, а только спустя год или два мог уже читать и писать по-русски. Едва узнав грамоту, мальчик пристрастился к чтению.
- Как вы думаете, какая книга могла стать любимой? (Букварь, евангелие, сказки).
Однажды он накинулся на евангелие, затерявшееся где-то в связках старых учебников и календарей. Его поразили новые мысли, новые слова, какие прежде не приходилось слышать. Тревожные ощущения вызывало евангелие.
1836 год – Ольга Михайловна сама привезла Михаила в Москву и определила в Дворянский институт, где был привит вкус к российской словесности.
1838 год – Михаила и его товарища Ивана Павлова за “Отличнейшее поведение и по успехам в науках” отправили на обучение в Царское село.
- Какие представления о Лицее неразлучны с именем Пушкина?
В 1838 году всё очень изменилось. Лицей находился под присмотром военных чинов. Цель: “подготовить чиновников”: был установлен жесткий режим. Читать что-то внепрограммное – выговор; за литературное сочинительство – карцер. Свидание с карцером запечатлелись у Салтыкова на всю жизнь.
Михаил серьёзно увлёкся сочинительством, писал стихи, в основном, пародировал. На каждом курсе лицея объявлялся очередной продолжатель Пушкина. На своём курсе таковым был Михаил Салтыков. Первым стихотворением, которое будет опубликовано, будет “Лира”. Спустя время Салтыков-Щедрин назовёт его глупым.
В 1844 году – окончил Лицей. Его ждала обычная служба чиновника.
“Служил и писал, писал и служил вплоть до 1848 года в канцелярии военного министерства”, посещал “пятницы на квартире Петрашевского”.
1847 год – напечатана повесть “Противоречия”.
1848 год – повесть “Запутанное дело” в журнале “Отечественные записки”.
Апрель 1848 года – арест и ссылка в Вятку. Позднее Салтыков найдёт много остроумных обозначений для подобной ссылки: акклиматизация, жизнь в краях, куда Макар телят не гонял, или, наконец, вынужденная поездка в места не столь отдалённые. Ссылка длилась почти 8 лет.
Во время “Вятского плена” создаёт теорию: “Можно находиться в самом центре известного дела и в то же время не только отрицать, но даже практически подрывать его”. (22 года службы придерживался этой теории).
1856 год – неожиданное освобождение (генерал-адъютант П. П. Ланской , женатый на вдове Пушкина, Наталье Николаевне, принял участие в судьбе Салтыкова, помог получить разрешение: “проживать и служить, где пожелает”).
Летом 1856 года Михаил женится на дочери вице-губернатора Вятки Лизе Болтиной, переезжает в Петербург.
1857 год – в журнале “Современник” печатаются “Губернские очерки” под псевдонимом Н, Щедрин, которые быстро стали известны всей России.
- Как вы думаете, почему всё-таки Щедрин?
(Учащиеся высказывают свои точки зрения).
(- Щедринка – впадинка на лице после оспы. Много “щедринок“ видел писатель на теле России, которые хотел искоренить.)
После возвращения из Вятки, Салтыков-Щедрин служит в Министерстве внутренних дел.
1858 год – его назначают вице-губернатором в Рязань.
1860 год по 1862 – вице-губернатор Твери. (О нём идёт слава, как о чудаке, да ещё опасном и вредном, потому что Салтыков-Щедрин защищает интересы крестьян). Кто-то, желая съязвить, называет его “вице-Робеспьером” и “домашним Герценом”.
14 июня 1868 года в чине действительного статского советника ушёл в отставку.
С сентября 1868 года становится членом редакции журнала “Современник”.
Именно в эти годы определилась эзоповская манера письма.
- Кто такой Эзоп?
Сам Салтыков-Щедрин называл “эзоповский язык” - “рабьей манерой писать”.
Дикий произвол начальства именуется “цивилизацией”, а “пощечина”, которая доставалась мужику от помещика – “аплодисменты”.
1869 – 1870 годах в “Отечественных записках” появляется роман “История одного города”. Город Глупов быстро стал одним из самых известных на Руси городов.
1863 – 1874 годы – “Помпадуры и помпадурши”.
1884 год – Закрыты “Отечественные записки”, написан роман “Пошехонская старина”.
“Закрытие “Отечественных записок”произвело во всём моём существе нестерпимую боль… В будущее ещё не заглядываю. Вижу, что связь моя с читателем порвана, а я, признаться, только и любил, что эту полуотвлечённую персону, которая называется читателем”, - так писал Салтыков-Щедрин в мае 1884 года.
Гибель любимого детища произвела на писателя гнетущее впечатление, вызвала обострение болезни.
1882 – 1886 гг. Салтыков-Щедрин работает над сказками.
Осенью 1887 года Салтыков-Щедрин сказал о себе: “В 1868 году совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг. В настоящее время, одержимый жестоким недугом, ожидаю смерти”.
В конце жизни Салтыков-Щедрин обдумывал тему “забытых слов”: “Были, знаете, слова: ну, совесть, отечество, человечество… другие там ещё. А теперь потрудитесь-ка их поискать! Надо же напомнить…”.
Но не успел.
28 апреля (10 мая)1889 года Салтыкова-Щедрина не стало. Через 2 недели после смерти поэт А. М. Жемчужников посвятил его памяти строки, вдохновлённые ”забытыми словами”
Преемника тебе не видим мы пока.
Чей смех так зол? И чья душа так человечна?
О, пусть твоей души нам память будет вечна,
земля ж могильная костям твоим легка!
Ты, правдой прослужив весь век своей отчизне,
Уж смерти обречён, дыша уже едва,
Нам вспомнить завещал: средь пошлой нашей жизни,
Забытые слова.
Чтение компакт биографий, составленных учащимися.
III. Работа над сказками.
Сказки Салтыкова-Щедрина.
1. Слово учителя.
Мастерство Щедрина-сатирика проверено самым строгим и беспристрастным критиком – временем. Его образы вошли, как бы, в самый состав русского языка. (премудрые пескари, глуповцы, помпадуры и т. д. ). Нескончаемое множество других щедринских образов превратились в нарицательные образы-символы. Сказки – это возможность писателя говорить на запретные темы.
Язык сказок точен, ярок, образен, что позволяет понятно и ёмко донести до читателя “главные” мысли автора.
2. Словарная работа
Ирония – осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное.
Сарказм – едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества.
Гротеск – предельно резкое преувеличение сочетания реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.
Гипербола – чрезмерное преувеличение.
3. Беседа
- Давайте вспомним русские народные сказки и определим, что общего в сказках Салтыкова-Щедрина и народных сказках?
- Каковы особенности сказок Салтыкова-Щедрина? Анализ сказки “Премудрый пескарь” (Демонстрация фрагментов из мультфильма “Премудрый пескарь”).
- Как вы понимаете название сказки?
- Каково значение слова “премудрый”?
- Как жил пескарь?
- Какие советы даёт своему сыну отец-пескарь? (“гляди в оба…”).
- Какая жизненная позиция пескаря?
- Каков итог жизни пескаря?
- Что за мысли “посещают” его перед смертью?
- Почему писатель прибегает к иносказанию в этой сказке?
(Записать выводы в тетради).
- О чём предупреждает писатель читателей?
- Есть ли смысл в такой жизни?
Беседа по содержанию сказки “Пропала совесть”.
В сказке “Пропала совесть” действуют не животные, а люди.
- Что происходит с людьми, когда пропала совесть?
- Почему все, к кому попадала совесть, стремились избавиться от неё? (Зачитать отрывки из текста).
- С какой просьбой обращается совесть к последнему своему содержателю?
- Зачитайте последний абзац сказки. На что надеется автор?
Выводы.
Сам Салтыков-Щедрин подчас скромно оценивал свою роль в литературе. “Писания мои, - размышлял он, - до такой степени проникнуты современностью, что ежели и можно думать, что они будут иметь какую-нибудь ценность в будущем, то именно и единственно как иллюстрация этой современности”.
Сатирические типы писателя пережили свою эпоху.
Знакомство с личностью Салтыкова-Щедрина мы закончим чтением отрывков рассказа А. И. Куприна “Исполины” (на фоне музыки Тома Барабаса).
Учитель гимназии Костыка, возвратившись в рождественский вечер домой, решил устроить экзамен классикам литературы (“… Портреты великих русских писателей, приобретённые им когда-то давным-давно…”).
И ему вдруг показалось, что по лицам этих исполинов, от глаз к глазам, быстро пробегают, точно летучие молнии, страшные искры насмешки и презрения.
Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами,-- глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. Сползший плед покрывал его плечи.
– Ваше превосходительство... – залепетал Костыка и весь холодно и мокро задрожал.
И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо:
– Раб, предатель и...
И затем пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное, скверное слово, которое великий человек если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило ему глаза, озвездило его зрачки молниями...
Использованная литература
- М. Е. Салтыков-Щедрин в воспоминаниях современников. В 2-х томах. Т. 1. Воспоминания собрал, подготовил к печати С. А. Макашин. М. “Худож. Лит.” 1975. С. 408. Серия литературных мемуаров.
- М. Е. Салтыков-Щедрин “Господа Головлёвы”: Роман; Сказки. М. “Худож. Лит.”, 1985 463с.
- Акусаев Е. И, Прозоров В. В. “Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Биография писателя. Пособие для учащихся”. Л. “Просвещение”, 1977г.
- Раевская Н. С, Михайленко Т. Н. Литература 10 класс. Планы-конспекты уроков. Издательство “Ранок”. Харьков, 2003 г., 304 с.
- Куприн А. И. Собрание сочинений в 9-ти томах. Том 4. М. Худ. Лит, 1971г, с. 393- 397.