Изучение фольклорной сказки на уроках литературы в пятом классе (дополнительные материалы в помощь учителю)

Разделы: Литература


При слове “сказка” у пятиклассников разгораются глаза. Что ж пугали нас сложной литературой, когда здесь такой лёгкий материал? Уж сказки-то мы с раннего детства знаем. Действительно, программа общеобразовательной школы по литературе открывается темой, изучающей сказки. Базовый уровень изучения темы предполагает усвоение основных отличительных черт фольклорной сказки . Программой предлагаются богатые по художественным особенностям сказки: “Царевна-лягушка”, “Василиса Прекрасная”. Программа гуманитарного уровня (автор А. Г. Кутузов) больше внимания уделяет теории жанра. Судите сами:

Уроки 1 и 2 . Понятие о фольклоре. Общенародный идеал.

Уроки 3 и 4. Фольклорные сказки, их жанровые особенности. Виды фольклорных сказок. И вновь акцент делается на теоретический материал.

Далее четыре урока подряд рассматриваются художественные особенности двух сказок: “Два Ивана солдатских сына” и “Финист Ясный Сокол”. Не самые хорошие тексты для анализа.

Уроки 9 и 10 выявляют особенности бытовых сказок и сказок о животных. Завершают блок уроки детского творчества “Сочиняем сами”. И это всё. Из поля зрения выпадает сама суть,  значение сказки в жизни человека. Несомненно, многое из литературоведческих понятий введено, но жизненная основа сказки теряется. Не понятна детям и цель изучения фольклора. У них создаётся превратное представление о народном творчестве как о чём-то примитивном, наивном и мало понятном, иногда даже откровенно скучном. Но ведь мы-то с вами знаем, что это не так. Некоторыми соображениями на этот счёт мне хотелось бы поделиться .

Итак, известный “ сказковед ” В.Я. Пропп писал: “…явление должно изучаться в его движении. Фольклор должен изучаться не как нечто оторванное от экономики и социального строя, а как производное от них. (….). Каждый сказочный персонаж –“историческое явление”, имеющее свои функции и свои формы, связанное с социальными институтами родового строя и его экономическими интересами.” Ученый подводит нас к мысли, что “ сказку надо сравнивать с исторической действительностью прошлого и искать в ней корней его”. В связи с этим важно объяснить ученикам сказку как отражение жизни древних народов. В сказке нет ни одного лишнего персонажа или случайного явления, поэтому мы с учениками начинаем с истории Древнего мира, тем более что это совпадает с программой по истории в 5 классе. У В.Я. Проппа читаем: “…сказка сохранила следы исчезнувших форм социальной жизни, … эти остатки нужно изучить, … такое изучение вскроет источники многих мотивов сказки”.

Руководствуясь этими предпосылками, вношу дополнительный материал или в содержание блока уроков, или как факультативные занятия для углублённого изучения предмета. Начинаю с темы “Боги и герои славянской мифологии. Миф и сказка. Общие черты и отличия”. Этот урок дает возможность в дальнейшем правильно позиционировать персонажи сказок, значительно расширяет кругозор школьника, вызывает интерес к народной сказке. Очень помогает иллюстративный материал. Помимо известных персонажей (Баба-Яга, Леший, Водяной) называю детям мало знакомых героев славянских мифов и сказок: Полевик, Банник, Берегиня и т.д., а также богов древних славян: Перун, Мокошь, Ярило, Стрибог и т.д., героев-богатырей: Свентовир, Индрик-зверь, Святогор. Практика показывает, что дети хорошо знают древнегреческих богов и героев, а славянских назвать не могут.

Следующую тему предлагаю ученикам, как творческую работу на восприятие материала. Это могут быть рисунки детей, а может быть и письменная работа, например, такая:

“Составить визитную карточку сказочного персонажа”.

Баба Яга

Что мы о ней знаем? Это старая женщина. Живёт в самой чаще леса в избушке на курьих ножках; знает язык зверей и птиц; является хранительницей тайных знаний и волшебных предметов. Внешность безобразная. Передвигается в ступе по воздуху, погоняя помелом. Гостей не любит, но может быть злой или доброй.

Откуда же возник этот персонаж? Почему образ злой бабки не меняется из сказки в сказку? Подобными наводящими вопросами стимулирую у учеников желание найти ответы. Предлагаю энциклопедические справочники и другие книги (список прилагается). Далее объясняю ученикам, что появление злой старухи как персонажа народной сказки произошло в результате смены одного социального уклада (охота и собирательство) на другой (земледелие). Поэтому всё, что связано с “лесной” религией, “превращается в сплошную нечисть, великий маг – в злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму, похищающую детей”. (В.Я. Пропп). По закону сказки, Баба Яга будет наказана, а это значит, что сказка сложилась в более позднее время, нежели то, которое описано в ней; время, когда ранее страшное перестало быть страшным (и теперь его надо принизить и высмеять, сделать непривлекательным). Очень интересна для изучения и анализа сказка “Василиса Прекрасная”. Дети отмечают и неслучайность трёх всадников на конях, занятия крестьянок (рукоделие), матушкино благословение (зачатки христианской религии). А Баба-Яга выступает как “пережиток”-злая сила, которая не должна быть среди людей.

При работе над сказкой отмечаем, что главное в ней – победа добра. Обращаю внимание учеников на это. Что входит в понятие добра? Ответы самые разные: освобождение героя из плена, смерть Кощея, возвращение жизни и благосостояния и т.д. Но как же быть со сказками, в которых никто никого не убивает, никого не похищают? Возникает следующая тема “ Народная сказка как носитель общественной морали и норм человеческого общежития”. Рассмотрим известную детям сказку “Репка”. Медленно воспроизвожу текст, попутно комментируя сюжет.

…Посадил дед репку. Выросла репка большая-пребольшая. Взялся дед репку тянуть. Тянет-потянет – а вытянуть не может… Конечно, сказке свойственно преувеличение, но мы уже можем сказать, что данная сказка была создана при более позднем социальном укладе, когда люди стали заниматься сельским хозяйством. Но тем не менее, репка – это не просто нейтральный персонаж, а художественный приём, иносказание, символ большого,  трудно преодолимого препятствия, которое одному превозмочь не под силу. (Вводим понятие гиперболы)

…Позвал дед на помощь бабку (потом внучку). Не могут вытянуть репку. Позвали на помощь Жучку (потом кошку и, наконец, мышку). Тянут-потянут – и вытащили репку!... Обращаю внимание учеников, что препятствие преодолевают вместе и люди, и животные. Все приходят на помощь друг другу, никто не отказывается, не говорит, что мал и слабосилен. Почему же только с помощью мышки удалось вытащить репку? – задаю вопрос ученикам. Помогаю с ответом. Иногда и небольшая помощь оказывается решающей; даже слабое существо приносит пользу, нет никого лишнего; не всегда проблему решают большие и сильные, бывает, что надо взяться всем дружно и слаженно; наши далёкие предки жили в гармонии с окружающим миром.

Вот так простая детская сказка учит человеколюбию, взаимовыручке, т.е. добру.

Можно предложить ученикам поразмышлять над другими известными им сказками: “Курочка Ряба” (сострадание и утешение), “Колобок” (наказан непослушный, хвастливый Колобок) и т.д. Обобщая эту работу, называем моральные качества и законы общественной жизни, “зашифрованные” в сказках, пытаемся понять, почему народ их ценил, бережно передавал по наследству другим поколениям.

Вместо заключения

Проводя такие дополнительные уроки, формируем уважение к народному творчеству, создаём морально-нравственную, эстетическую основу для восприятия более сложных текстов, предлагаемых школьной программой. Подобные уроки являются прекрасной основой для изучения других гуманитарных дисциплин. Но самое главное – что пятиклассники глубоко погружаются в русскую историю и культуру и начинают понимать, что народная сказка – это не развлечение, а жизненная мудрость,  которая отражает историю страны и народа.

…Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!

Использованная и рекомендуемая литература

1.В.Я. Пропп. “Исторические корни волшебной сказки”. “Лабиринт”. Москва. 2010 г.

2. Поурочные планы по программе А.Г. Кутузова. Составитель Л.М. Серёгина. “Учитель”. Волгоград. 2003 г.

3. Энциклопедия русских преданий. “Эксмо-Пресс”. Москва. 2001 г.

4. А. Белов. “Возвращение русских богов”. “Амрита”. Москва. 2010 г.

5. В.И. Даль. “Поверья, суеверия и предрассудки русского народа”. “Эксмо”. Москва. 2008 г.

6. Славянская мифология. Энциклопедический словарь. “Эллис Лак”. Москва. 1995 г.

7. Т. Прозоров. “Откровения славянских богов”. “Веды”. Санкт-Петербург. 2011 г.