Импрессионистическая картина лирики А.Фета

Разделы: Литература


Тип урока: интегрированный урок литературы и МХК (ведущий – литература)

Класс: 10 класс (совместная группа социально-экономического и гуманитарного)

Программа: программа по литературе под ред. В.Я. Коровиной. «Просвещение», 2009.

Учебник: «Русская литература 19 века. 10 класс». Учебник-хрестоматия в 2-х частях. Под ред. Коровина В.И., «Просвещение», 2007-2009.

Ведущий метод на основе познавательной деятельности: исследовательский с элементами проблемного изложения.

Ведущая педагогическая технология: технология личностно-ориентированного образования, творческая мастерская.

Длительность занятия: 2 урока

Цель: изучить особенности импрессионизма как метода и его воплощение в творчестве А.Фета.

Задачи:

  • Обучающие:
    • дать понятие импрессионизма в живописи, соотнося его с понятием импрессионизма в литературе и музыке;
    • выявить черты импрессионистического восприятия мира в лирике А.Фета;
    • указать на черты стилевой манеры поэта как предвестницы символизма.
  • Развивающие:
    • развивать умения синтезировать, сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщать;
    • развивать рефлексию на прочитанное, используя элементы рисования собственных эмоций;
    • развивать использование основных мыслительных операций: восприятие, понимание, сравнение, исследование, доказательство, анализ, синтез
  • Воспитывающая:
    • воспитывать глубоко мыслящую личность, человека с развитой душевной организацией.

Оборудование:

  • компьютер и мультимедийный проектор.
  • музыкальное сопровождение (Клод Дебюсси «Лунный свет»   «Снег играет», «Облака»), романсы на стихи А.Фета в исполнении Суханова и В.Пака (авторский диск), сопровождение некоторых слайдов звуками природы для усиления впечатления (шум моря, пение птиц, шум дождя). *
  • репродукции картин импрессионистов на доске и в качестве раздаточного материала (К.Моне, Э.Мане, О.Ренуар, Э.Дега, К.Писсаро, Ж.Сёра, А.Тулуз-Лотрек).
  •  эпиграф.
  • презентация «Импрессионизм как направление в живописи» (базовые сведения – Приложение 2), индивидуальное домашнее задание: 1-2 презентации учащихся (Приложение 4) – «Моё видение строчек А.Фета». Раздаточный материал: стихотворения А.Фета (Приложение 1) и таблица соответствия звука и цвета (Приложение 3).
  • краски и другие сопутствующие материалы для создания собственных рисунков.

План урока:

  1. Организационный момент. Тема и план урока, цели
  2. Повторение сведений, изученных на предыдущих уроках по теме «чистое искусство», биография А.Фета, «манифеста» направления  ст. «Шёпот, робкое дыханье».
  3. Проверка индивидуального домашнего задания: «Какими я вижу строчки А.Фета». 1-2-е презентации-размышления
  4. Рассказ учителя на основе презентации «Импрессионизм как направление в живописи» с попутным выявлением черт направления в лирике А.Фета. Реализация импрессионизма в музыкальности и мелодичности стихов А.Фета (прослушать романсы на стихи поэта)
  5. Обобщение – собственное наблюдение. Сопоставление строчек стихов и картин импрессионистов.
  6. Творческая часть: «Я рисую впечатление от строчек А.Фета».
  7. Домашнее задание.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

Учитель сообщает тему урока, его цели и план. Музыкальное оформление: Клод Дебюсси – основоположник импрессионизма в музыке («Лунный свет», «Снег играет»).

2. Проверка домашнего задания по пройденному материалу. Фронтальный опрос

  • Что подразумевает в себе направление «чистого искусства»?
  • Почему ярким представителем этого направления был А.Фет? Почему его стихотворение «Шёпот, робкое дыхание…» стало своеобразным «манифестом» «чистого искусства»?
  • Как на основе сведений по биографии А.Фета можно объяснить фразу поэта «Я между плачущих Шеншин, а Фет я только средь поющих»?
  • Какие особенности лирического мира А.Фета мы уже открыли на прошлом уроке, анализируя стихотворения «Одним толчком согнать ладью живую…» и «Шёпот, робкое дыханье…».

3. Проверка индивидуального домашнего задания: 1-2 презентации-размышления «Какими я вижу строчки А.Фета» (Приложение 4)

Учитель: Выполнение индивидуального, специального домашнего задания уже подводит нас с вами к мысли о том, что поэзия А.Фета не просто соотносит душевные переживания и состояния природы, но эти соотношения очень красочны, эмоциональны и одновременно еле уловимы. Именно эти качества ставили в основу своего мировосприятия импрессионисты.

Запись темы, объяснение смысла творческой мастерской, запись и объяснение эпиграфа:

Скажи мне так, чтоб я тебя увидел (Аристотель)

Презентация (Приложение 2) с комментариями учителя:

1-11 слайды – история импрессионизма

12-16 слайды. На основе вопросов по сравнению нескольких картин импрессионистов делается вывод о чертах направления. Попутно раздаются стихи, и подтверждается наличие этих черт в лирике А.Фета:

Конкретизация последовательности слайдов и вопросов:

12 слайд:  На основе чего написаны картины импрессионистов? Что лежит в их основе? (пр. А.Герасимов «После дождя») – Впечатление.

Поль Верлен импрессионистам: «Душа ваша – пейзаж» – анализ    стихотворения А.Фета «Весенний дождь»

13 слайд:  Что объединяет данные репродукции в плане композиции? Законченная ли картина дана здесь или есть возможность заглянуть «за рамку»? – фрагментарность, остановленное время, выхваченность мига, эпизодичность, срезанность рамки – анализ стихотворений «Вечер», «На качелях» (Обратить внимание на время создания стихотворения «На качелях»:Фету 70 лет – лирический герой – юноша). Прослушать романс на стихи в исполнении Суханова «На качелях».

– А вы заметили, что у А.Фета не так много стихотворений с конкретным названием? Почему?

14 слайд:

–  Что можно сказать об общей тональности красок на картинах импрессионистов? – яркость и насыщенность красок, эмоциональное использование цвета для более богатого и полного впечатления.  Анализ стихотворения «В дымке-невидимке». (В стихотворении тончайшие переливы чувств)

Л.Толстой писал Фету: "Стихотворение ваше крошечное прелестно. Это новое, никогда не уловленное прежне чувство боли от красоты выражено прелестно" (11 мая 1873).

Это образец фетовского пленэра – вольный воздух. Выход на пленэр, эскизы на воздухе впервые осуществили именно импрессионисты. И в стихотворениях Фета очень много воздуха! (учитель читает стихотворение «Воздушный город»)

Какая ночь! Как воздух чист,
Как серебристый дремлет лист,
Как тень черна прибрежных ив,
Как безмятежно спит залив,
Как не вздохнет нигде волна,
Как тишиною грудь полна!
Полночный свет, ты тот же день:
Белей лишь блеск, чернее тень,
Лишь тоньше запах сочных трав,
Лишь ум светлей, мирнее нрав,
Да вместо страсти хочет грудь
Вот этим воздухом вздохнуть.

1857 (?)

Открытие импрессионистов – человек на открытом воздухе видит не конкретный предмет, а смесь цветных точек (исключение Дега), и писали импрессионисты по-особому: отдельные мазки лежали в основе их техники (на их репродукции можно смотреть только издалека, вблизи это набор разноцветных мазков).

Учитель может поделиться впечатлениями от музея Де Орсе в Париже – музея импрессионистов (берег Сены, недалеко от Лувра).

Особых высот импрессионисты достигли в передаче света и тени. Учитывались открытия в области оптики, природы световых тел – поэтому краски на палитре не смешивались, учитывалось взамовлияние красок, находящихся рядом: красный–зелёный, синий–оранжевый, лиловый–жёлтый. Находясь рядом, они усиливаются. Более того, любой цвет, положенный на белый, окружается лёгким ореолом дополнительного цвета.

Многие импрессионисты абсолютно отказались от чёрного (кроме Мане), так как он не мог играть. Интересно, что у Фета очень много ночных стихотворений. Например, вспомните «Шёпот, робкое дыханье…», или прочтите отрывки, связанные с ночными картинами. Есть ли там чёрный цвет? Почему? Чёрный – гибель оттенка чувства.

Это интересно. Звук и цвет

Свойство звуков вызывать цветовые образы было замечено давно. Много писалось о цветовом слухе А. Скрябина, который музыкальные звуки видел в цвете. Целое направление в искусстве – цветомузыка – основано на этом свойстве звуков музыки.

Есть свидетельство о том, что звуки речи, особенно гласные, тоже могут восприниматься в цвете. А. Рембо написал даже сонет "Гласные", в котором так раскрасил звуки:

 А – черный; белый – Е; И – красный; У – зеленый;
О – синий: тайну их скажу я в свой черед…

Но французский языковед К. Нироп приписывал гласным совсем другие цвета: он считал И – синим, У – ярко-желтым, А – красным. Немецкий лингвист А. Шлегель писал, что для него И – небесно-голубой, А – красным, О – пурпурный. А вот русский поэт А. Белый утверждал, что ему А представляется белым, Е – желто-зелёным, И – синим, У – чёрным, О – ярко-оранжевым. Если продолжать называть индивидуальные суждения о цвете гласных, то каждый звук окажется раскрашенным во все цвета радуг.

На основе экспериментов, коллективной интуиции и ассоциаций (звук – карточка с цветом) – сделаны выводы

Результаты эксперимента по звукоцветовым соответствиям: (Приложение 3)

Музыкальность лирики А.Фета – прослушать романсы на стихи автора (исполнение В.Пака «На заре ты её не буди», «Утренняя песенка»)

15 слайд.

В чём особенность ракурса мира, увиденного импрессионистами? (Неожиданный ракурс).  – анализ стихотворения А. Фета «Пчёлы».
По словам А.В.Дружинина, "одно из самых фетовскмх", что вызвало и традиционные упрёки в "недоконченности выражения" и "крайней странности". «Пчёлы»

Возможен вопрос: Как вы думаете, почему так дороги картины импрессионистов до сих пор? (В ноябре 2009 года сессия торгов на «Сотбис» («Импрессионисты и современное искусство») закончилась триумфом – 182 милн. Долларов за 66 лотов).

16 слайд.  Абсолютно ли точно передаётся действительность или импрессионисты дают волю воображению? (Игра воображения и мечты) – анализ стихотворения «Уснуло озеро». Много символики. М. Волошин: Фет предвосхитил символизм.

Эти стихи вызвали пародию Д.Минаева (1863), одну из самых примечательных среди многочисленных пародий на Фета. Минаев переписывает стихотворение Фета без изменений в обратном порядке – от последней строки к первой, причём утверждает, что так "описываемая картина выражается последовательнее". Композиция палиндромона Минаева действительно реализует традиционную логику развёртывания смысла и тем самым помогает оценить парадоксальность собственно фетовской логики.

17 слайд. Импрессионизм не сумма приёмов, стилевая манера, а философско-поэтическая концепция.

  1. На парты раздаются репродукции с картинами импрессионистов и учащиеся ищут соответствия со строчками А. Фета
  2. Комплексный анализ с точки зрения импрессионизма стихотворения А.Фета « Какая грусть…» (Учесть разную трактовку, например «серебряных змей»:  В.Брюсов – садовые тропинки, протоптанные в глубоком снегу, Асеев – снеговая пыль, Озеров – предчувствие вешних ручьёв, Бунин – метель, позёмка)
  3. Я рисую впечатление от строчек А.Фета. (Л.Н. Толстой говорил Фету: «Ваши стихи – картины»). Можно сдать работы на следующий урок.

Домашнее задание.

  1. Анализ с точки зрения импрессионистической манеры А.Фета стихотворений «Я пришёл к тебе с приветом…», «Это утро, радость эта…», «Сияла ночь, луной был полон сад….», «Над озером лебедь в тростник утонул…»
  2. Индивидуальное задание: Сравнение творческой манеры Фета и Тютчева. Общее и отличия.

Используемая литература:

По творчеству А.Фета:

  1. Благой Д.Д. Мир как красота (О «Вечерних огнях» А. Фета) // Фет А. А. Вечерние огни. — М., 1981 (серия «Литературные памятники»).
  2. Бухштаб Б.Я. А.А. Фет. Очерк жизни и творчества. — Изд. 2-е — Л., 1990.
  3. Лотман Л.М. А.А. Фет // История русской литературы В 4-х томах. Том 3. Л.: Наука, 2001.
  4. Эйхенбаум Б.М. Фет // Эйхенбаум Б. М. О поэзии. — Л., 1969.

Методические пособия:

  1. Безносов Э.Л. Раздаточные материалы по литературе 8-11 кл. Методическое пособие. –2-е изд., стереотип. – Дрофа, 2004 г. – 320с.
  2. Воронова О.Е. Есенин и Фет: уроки поэтического мастерства. Литературная традиция как предмет школьного изучения. –с.38, ж-л Литература в школе №6-1995 г.
  3. Львова С.И. Уроки словесности 5-11 кл. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа 2000 г., 416 с. (Библиотека учителя)
  4. Маймин Е. А.А. Фет., М.: Просвещение, 2002 г., серия “Биография писателя”, с.159. Книга для учащихся.

По импрессионизму:

  1. Корецкая И.В. Импрессионизм в поэтике и эстетике символизма. — В кн.: Литературно-эстетические концепции в России конца XIX — начала XX вв. М., 2003
  2. Андреев Л.Г. Импрессионизм. М., 2005
  3. Ревальд Дж. История импрессионизма. М., 1994
  4. Михайлова Т.В. Верлен и импрессионизм. — В кн.: Михайлова Т.В. Влияние ранних французских символистов на творчество В.Я.Брюсова.: Дисс. на соискание ученой степени канд. филол. наук. М., 2000
  5. Толмачев М.В. Импрессионизм. — В кн.: Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003

По цвету и звуку:

  1. Журавлев А.П. Фонетическое значение. СПб, 2000.
  2. Иванова-Лукьянова Г.Н. О восприятии звуков. – В кн.: Развитие фонетики современного русского языка. М., 1966.
  3. Корж Н.Н., Пенова И.В., Сафуанова О.В. Денотативные значения цветонаименований // Психол. журн. 1991. Т.12, №4

* Ссылка на музыкальные приложения не приводятся из-за размеров не соответствующих требованиям. (Прим. ред.)