Цели урока.
1. Провести целостный анализ стихотворения.
2. Формировать навык многоуровневого анализа стихотворения.
3. Воспитывать любовь к поэзии, учить ее понимать.
Оборудование урока.
- Портрет М. Ю. Лермонтова.
- Запись романса А. Е. Варламова “Белеет парус одинокий”.
- Репродукции картин Айвазовского о море: “Парус”, “Буря у мыса Айа”, “Кораблекрушение”, “Радуга”.
- Текст стихотворения, написанный в 2 цветах:
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом!..
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?..
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! Он счастия не ищет,
И не от счастия бежит!
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой…
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в бурях есть покой!
Ход урока
1. Чтение текста. (В записи, учителем или подготовленным учеником).
2. Прослушивание романса Варламова.
3. Сообщение 1 ученика.
М.Ю. Лермонтов - младший современник А.С. Пушкина. Он очень его любил, восхищался его поэтическим даром, был потрясен его гибелью, унаследовал вольнолюбие Пушкина.
Стихотворение “Парус” было написано в 1832 году, когда Пушкин был еще жив. В стране царила последекабристская реакция. Лермонтов оставил университет, Москву, переехал в Петербург, поступил в школу гвардейских прапорщиков. Свобода и независимость студенческой жизни остались в прошлом, впереди поэта ждал режим военной казармы. Неясность будущего, смутная тревога перед ним, тоска по счастью, одиночество, непонятость, стремление гордо встретить все жизненные бури - вот сложный комплекс пере живаний, волнующий юношу.
Глядя на неяркий морской пейзаж Финского залива он сочиняет “Парус”, в котором отразились его характер, размышления, чувства.
4. Работа с картинами. 2 ученик.
- Посмотрите на картины. Каковы ваши впечатления? (Высказывания учеников).
- Оставляет ли море кого-нибудь равнодушным? (Естественно, нет.)
О море писали Пушкин, Жуковский, Фет, Тютчев. И у каждого море свое. Какое же море у Лермонтова?! (Он тоже определенно не относится к нему равнодушно.)
5. Беседа учителя с учениками.
- Прочитайте только строки о море.
- Это пейзаж моря? (Да. Это прекрасное описание картины моря).
- Как показано великолепие моря?(С помощью эпитетов: голубой туман ,струя светлей лазури, золотой луч, белый парус. Мы видим яркий, сверкающий, манящий мир.)
- Слышим ли мы море? (Да, поэт применяет звукопись: “ветер свищет”, “мачта гнется, скрипит”).
- Сколько состояний моря показано? (Три: спокойное ,бурное, снова спокойное.)
- Это три разных пейзажа? (И да, и нет. И три разных пейзажа, и одновременно изображение одного предмета в разных состояниях, предмета непостоянного, изменчивого , не могущего быть статичным, спокойным, застывшим. Это целостная динамичная картина вольного, свободного, беспредельного, вечно волнующегося моря.)
- Какое чувство должно невольно возникать при взгляде на эту картину? (Чувство радости, гордость за море, ощущение его силы.)
- Возникает ли оно? Что нас настораживает?(1 строка - “белеет парус одинокий”).
Учитель.Это лирический зачин, ключ, эмоционально перенастраивающий читателя. Поэт переключает внимание на парус, заставляет задуматься о слове “одинокий”.
Читаем строки о парусе.
- Это описание? Пейзаж? (Это размышления лирического героя о Парусе).
- В чем их особенность? (Слово “парус” больше не повторяется. Оно заменено местоимениями : он ищет, “он кинул”, “ он счастия не ищет”, “он просит бури”).
- Говорят ли так о неодушевленном предмете? (Нет. Это метафоры, парусу сообщаются признаки живого существа, мы начинаем воспринимать его как живого).
- На какого человека он похож? (Очень смелого, не боящегося бури, в борьбе с бурей ищущего смысл жизни. Он активен, непокорен, напрягает все свои жизненные силы.).
Учитель. Здесь заявлена тема стихотворения: романтический порыв сильной личности к идеалу.
- Как определяет лирический герой состояние Паруса? (Мятежный)
- Какие синонимы можно подобрать? (Тревожный, мятущийся, неспокойный, бурный).
Учитель. Состояние Паруса полностью связано с картиной моря:
море спокойно - Парус в нем одинокий, от этого грусть, тревога;
море бурное – “увы!”, на возникшие вопросы нет ответа, счастье невозможно;
море спокойно – Парус мятежный, ощущается сочувствие Парусу и гордость за его силу и мужество.
В этом и заключена идея стихотворения - сочувствие Парусу в его одиночестве и гордость за его мятежность.
- Как вы понимаете последнюю строку “как будто в бурях есть покой”? (В ней заключен глубокий философский смысл. Это точный ответ на поставленный вопрос “что ищет он”. Парус ищет такую свободу, как у моря, безграничную свободу быть таким, каким хочет. Обретя такую свободу, Парус обретет и покой, и счастье как божественную гармонию природы).
- Что такое гармония, дисгармония? (Гармония - стройность в сочетании чего- нибудь , согласованность. Дисгармония - разлад , отсутствие согласованности).
Учитель. В этом стихотворении прослеживается двуплановость. В художественном мире Лермонтова море соотнесено с бушующим житейским морем, жизнью как таковой, а Парус с человеком, одиноким в этом море. В этом плане стихотворение является размышлением о жизни человека в житейском море и утверждением, что счастье - это вечная неуспокоенность, вечный поиск человека , что это и есть гармония его существования. Без неуспокоенности невозможно найти истину.
Движение к гармонии - вечное состояние человека, ведущее к обретению истины.
- Обычный ли это образ – образ Паруса? Как называется такой образ? (Это образ - символ, предмет, условно выражающий суть какого-нибудь явления. Парус - символ человека, воплощение мятежности человеческого духа , человеческой неудовлетворенности, конфликта со всеми законами бытия ради обретения гармонии).
- Какой образ еще является символом в стихотворении? (Образ моря).
- Каково его значение в стихотворении? (Он помогает понять и прочувствовать одиночество и мятежность паруса, которые просто невозможно было бы понять и почувствовать без образа изменчивого и беспредельного моря.)
6. Итоги урока.
Учитель. Простым и непонятным кажется это стихотворение только при беглом и поверхностном чтении. На самом же деле в нем заключены чрезвычайно сложные чувства: грусть и мятежность, ликование и тревога, пылкость и безнадежность. В нем заключены также и глубокие размышления об одиночестве и страстном стремлении к счастью, желании активного вмешательства в жизнь и отказе от покорности судьбе.
Нам только надо научиться читать. А великий поэт может нас возвысить в наших поисках истины
7. Домашнее задание.
- Выучить стихотворение наизусть; научиться рассказывать, подчеркивая различные чувства лирического героя.
- Сравнить стихотворение Лермонтова и романс Варламова. Что больше понравилось и почему.