Главная проблема изучения литературы в старших классах – это большое количество произведений и их объем. Каждый учитель решает эти проблемы по – своему.
Я в своей практике использую индивидуальные карточки. Они заранее раздаются ученикам перед уроками по тому или иному произведению, чтобы была возможность качественно подготовиться.
Каждый ученик знает, какой вопрос ему зададут на следующем уроке. Он осознанно включает свои знания, добытые им дома, в урок, чувствует свою ответственность при подготовке к уроку.
Все индивидуальные карточки разноуровневые. Это позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход в обучении.
Карточки категории В рассчитаны на ребят, воспроизводящих знания. Такой ученик самостоятельно может прочитать текст, пересказать, подготовить выразительное чтение эпизода, но ему трудно сопоставлять, делать выводы, особенно, отвечать на проблемные вопросы.
Карточки категории Б рассчитаны на учащихся, которые могут делать небольшие выводы, находить в тексте говорящие детали и ключевые слова.
Карточки категории А для ребят, которые могут отвечать на проблемные вопросы, создавать свой текст, анализировать эпизод, сравнивать явления, героев. Такие карточки выдаются «сильным» учащихся.
Приступая к созданию индивидуальных карточек, учитель должен иметь в виду следующее:
1. Учитывать род, жанр, индивидуальные особенности стиля произведения.
2. Учитывать объём произведения, степень погружения учащихся в текст.
3. Видеть сегодняшний уровень развития ученика и перспективу его развития.
4. Оформлять карточки-задания определенным образом.
5. Использовать карточки на каждом уроке.
Вот примеры карточек для работы.
Задание № 1
Материал для наблюдения: глава 1, строфы I-XII
Первая глава – первое знакомство с Онегиным.
Как Пушкин представляет своего героя? Сколько лет Онегину на момент первой встречи с героем? Внимательно отберите и воспроизведите все характеристики, которые дает герою Пушкин: воспитание, круг интересов, образ жизни.
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.
Задание № 2
Материал для наблюдения: глава 1
Почему Пушкин описывает лишь один день Онегина? Чему конкретно подчинен этот день? В чём причины равнодушия Евгения Онегина к жизни?
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.
Задание № 3
Материал для наблюдения: глава 2, строфы XXIX–XXXVI.
Подготовьте ответ на тему «Праздники, обряды, обычаи, приметы в жизни семьи Лариных». Как данная информация характеризует это семейство?
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.
Задание № 4
Материал для наблюдения: глава 2
Владимир Ленский. Внимательно отберите и воспроизведите все характеристики, которые даёт герою Пушкин: возраст, где учился, каково отношение к жизни, к её ценностям? Как вы думаете, почему Пушкин «делает» Ленского поэтом?
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.
Задание № 5
Материал для наблюдения: главы 2 и 4
Владимир Ленский влюблён в Ольгу Ларину. Какой предстает героиня на страницах романа? Дайте ей характеристику. Как проводит дни счастливая пара? Что можно сказать о героях, наблюдая картину их счастливой любви?
Как оценивает Пушкин эту любовь и сам предмет любви?
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.
Задание № 6
Материал для наблюдения: глава 6, XX–XXIII.
Стихи Ленского…
Что говорят они об авторе, как характеризуют его в драматический момент жизни? Почему Пушкин говорит о стихах Ленского иронически?
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.
Задание № 7
Материал для наблюдения: главы 2 и 5.
Татьяна Ларина. Что формировало её характер? Что воспитывало её убеждения? Почему Пушкин не даёт портрета своей героине? Пушкин называет её «русская душою». Как вы понимаете этот эпитет? Подтвердите его цитатами из главы № 5. Как вы объясните вспыхнувшее чувство любви к Онегину? Серьёзно ли оно?
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.
Задание № 8
Материал для наблюдения: глава 3
Как вы думаете, почему Татьяна решилась на письмо к Онегину? Что можно сказать о героине, прочитав такое письмо? Какие сомнения смущают её и в чём она уверена? Почему в обращении к Евгению Онегину Татьяна переходит от «вы» к «ты» и наоборот?
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.
Задание № 9
Материал для наблюдения: глава 4
Найдите сцену объяснения Онегина с Татьяной. Почему высказывание героя можно назвать проповедью? (найдите лексическое значение слову «проповедь»).
В чём её смысл? Как подействовала проповедь на Татьяну? Изменилось ли отношение Татьяны к Евгению Онегину после объяснения?
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.
Задание № 10
Материал для наблюдения: глава 7
Как вы думаете, зачем Татьяна посещает дом Онегина в его отсутствие? Что она узнаёт о своём возлюбленном?
Результат вашей работы: письменно оформленные записи с чёткими ответами на поставленные вопросы.
В классе для быстроты и эффективности анализа произведения вы представляете (читаете по тетради) результаты своей работы.
Время выступления: 3-5 минут.