Инновации в работе сельской малокомплектной школы и в деятельности учителя русского языка, литературы

Разделы: Русский язык, Литература

Ключевые слова: сельская школа


Современная школа ищет различные пути реализации своих функций, одним из которых является инновационная деятельность. В связи с этим характерной особенностью развития школы является наличие инновационных процессов, стремление педагогического коллектива преобразовать образовательное учреждение и педагогический процесс в целом. Также и общество диктует формирование принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческих компетентностей, готовности к переобучению.

Инновационные процессы, происходящие в современной сельской школе зачастую остаются без особого внимания, потому что недостаточная остепененность педагогического состава, большое количество статистической и документальной работы не позволяют педагогам-новаторам в полной мере осуществлять инновационную деятельности. Поэтому перед учителями стоит трудная задача: компенсировать эти недостатки, чтобы ученики, окончив сельскую школу, не чувствовали себя ущербными только потому, что учились в малокомплектной школе.

В наше время малокомплектная школа выступает стабилизирующим фактором сельского поселения, поэтому требуются новые подходы к сохранению, эффективному использованию, развитию материальной базы сельских школ. И конечно, такая школа имеет свои минусы: малочисленность, из-за небольшого количества обучающихся получается низкая результативность, удаленность от культурно-просветительных благ, некоторые семьи имеют достаток ниже прожиточного уровня. Из шестидесяти четырех учащихся у  двадцати есть компьютеры, ноутбуки. Нашей школе зачастую искусственно приходиться быть в центре происходящих инновационных процессов, поскольку являясь социокультурным центром села она объединяет сельскую интеллигенцию, муниципальные власти, индивидуальных предпринимателей, фермеров в единое образовательное пространство. Нам не приходиться стоять в стороне и выжидать результатов как делают многие городские жители, и поэтому мы в большинстве случаев занимаем активную жизненную позицию. И в основном наши инициативы положительно поддерживаются социальными институтами села и жителями.

Наша школа имеет опыт реализации инновационных программ и осуществляет по следующим направлениям:

  • обновление содержания образования;
  • внедрение новых педагогических технологий и методик;
  • инноваций в организации образовательного процесса;
  • организация интеллектуально-творческой деятельности учителей;
  • организация интеллектуально-творческой деятельности учащихся;
  • реализация инновационных педагогических проектов и программ;
  • работа над созданием имиджа школы.

Инновационная деятельность в сельской школе представляет собой процесс внедрения и организации деятельности, направленной на развитие школы. И поэтому наибольшую значимость играют представители администрации, которые задают тон и собственным примером способны увлечь за собой педагогический коллектив.

Повышение эффективности профориентационной работы и процесса развития личностно-профессионального самоопределения сельских старшеклассников, воспитания патриотических ценностей, любви к малой Родине, философском осознании сельскохозяйственного труда является социальное партнерство с другими учреждениями. Поэтому мы считаем максимально важным реализовать систему профориентационных программ, профессиональных и социальных проб. Здесь очень значимым считается компетентность сельских педагогов, осуществляющих психолого-педагогическое сопровождение, а также профессионалов-тьюторов, реализующих профессиональные пробы. Реализация модели социального партнерства сельской школы с социальными институтами современного села направлены на улучшение социально-экономических условий и повышение эффективности профориентационной работы, направленных на сельскохозяйственные и аграрные специальности.

При организации уроков в сельской школе, важно учитывать, прежде всего, специфику сельского социума и те проблемы, которые выявлены специалистами при изучении состояния педагогического процесса сельских школ: низкий уровень самостоятельности, коммуникативности, профессиональной ориентированности, деловитости и предприимчивости, неумение быстро адаптироваться в новых условиях.

Объясняется это многими причинами, в том числе и малочисленностью классов, которая создаёт ряд проблем:

  • отсутствие соревновательности на уроках и в целом в учебе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;
  • психологическая незащищенность ребенка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;
  • однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Поэтому, я считаю, что в малокомплектной сельской школы – необходимо применять такие педагогические средства, которые способствовали бы раскрепощению личности, развитию ее способностей и важнейших социально-значимых качеств. К таким средствам нельзя не отнести инновационные образовательные технологии. Кроме того, изучив познавательные интересы обучающихся своей школе, я пришла к выводу, что русский язык и литература не имеют высокой рейтинговой оценки. Причина заключается в высокой сложности изучения: исключения из правил в русском языке, большой объем произведений по литературе. Исходя из этого, я стараюсь повышать мотивацию на своих уроках за счет создания игровых ситуаций, использования нетрадиционных форм и методов преподавания, а также активного внедрения инновационных образовательных технологий, способствующих развитию интереса и индивидуализации обучения.

Основными целями, которые преследую, применяя инновационные образовательные технологии, являются:

  • развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся;
  • формирование личностных качеств учащихся;
  • выработка умений, влияющих на учебно-познавательную деятельность и переход на уровень продуктивного творчества;
  • формирование качественных знаний, умений и навыков.

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федерального государственного образовательного стандарта. Новый стандарт – высокая планка качества школьного образования. Формируется новый подход, который направлен на развитие способностей каждого ребёнка, готовности его к жизни в современном обществе. В профессиональной жизни педагогов уже утвердилось понятие «инновации». Основными целями инновационного обучения являются: развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся. Данными целями определяются и задачи инновационного обучения: оптимизация учебно-воспитательного процесса; создание обстановки сотрудничества ученика и учителя; выработка долговременной положительной мотивации к обучению, включение учащихся в креативную деятельность; тщательный отбор материала и способов его подачи. Учитель стремится к прогрессу, стремится по-новому изменить свою деятельность. Именно этот процесс является инновацией.

Использование ИКТ технологий позволяют расширить возможности учебной информации, активно вовлечь учащихся в учебный процесс, качественно изменить контроль за деятельностью обучающихся, приобщить их к достижениям информационного поля. Практика показывает, что учащиеся охотно идут на занятия с использованием ИКТ.

Одним из современных инновационных подходов является и проблемное обучение, поскольку оно направлено на включение ученика в поисковую, творческую деятельность и предполагает использование активных методов обучения. Проблемное обучение обостряет внимание, развивает творческое воображение, сообразительность и является актуальным в условиях введения новых образовательных стандартов. Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности школьника.

На уроках большое внимание должно уделяться развитию видов деятельности учащихся проектных и исследовательских работ. Проектная технология делает учебный предмет творческим и целенаправленным, а учащиеся учатся подходить к знаниям ответственно и целеустремлённо. Одним из современных требований к уроку русского языка является работа с текстом. В связи с этим используется такая форма урока, как исследование. В самом названии «урок - исследование» просматривается основная задача - исследование языкового материала на основе текстов. Урок на основе групповой технологии может представлять собой работу в микрогруппах, в парах и т.д. Опыт показывает, что групповая работа особенно эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана технология их обсуждения в коллективе. Исследовательский урок – это форма обучения школьников на основе познания окружающего мира, организации исследования того или иного предмета или явления. Цель исследовательского урока – использование, развитие и обобщение опыта учащихся и их представлений о мире.

Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий положительную мотивацию. Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Ситуация успеха – это целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в учебной деятельности. Это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Только положительная мотивация даёт энергию для преодоления трудностей школьника. На фоне этого состояния могут формироваться устойчивые чувства удовлетворения. При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно могут применяться следующие приемы: ассоциативный ряд, опорный конспект, ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления), мозговая атака, групповая дискуссия, кластеры, синквейн, «продвинутая лекция», эссе, ключевые термины, перепутанные логические цепочки, дидактическая игра, лингвистические карты, работа с тестами.

Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.

Инновационный деятельность школы и инновационный подход учителя к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы направить знания обучающихся на развитие способностей к самосовершенствованию, самостоятельному поиску решений, к совместной деятельности в новой ситуации.

В основе современного образования лежит активность как учителя, так и ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.