Чтобы понимать ребёнка, надо уметь поставить себя в его положение, надо перечувствовать его горе и радость.
Д.И. Писарев
Каждый твой день, проведённый в школе, каждое
общение с ребятами всегда приносят радость.
Учитель должен понимать ребёнка, входить в его
положение, вместе с ним сопереживать и
радоваться. Иначе и быть не может.
Учитель старается с первых дней работы в школе
прививать интерес к предмету, развивать
способности ребёнка, учить жить в обществе.
Думаю, что использование технологии
индивидуально-ориентированной системы обучения
(далее – ИОСО) на уроках литературы помогает мне
решать эти проблемы.
Вот уже четвёртый год продолжается моё
“исследование” по программе и учебникам А.Г.
Кутузова “В мире литературы”
Работа над методической темой
Методическая тема |
С какого года работает |
Что наработано |
В какой форме защищает тему |
Результат |
Перспективы |
ИОСО | 2003–2004 | Дидактический материал. Тематическое планирование уроков литературы в 6 классе. Индивидуально-ориентированный план (далее – ИОП). |
Доклад на ШМО | Повышение качества ЗУН по литературе. | Продолжить работу по ИОСО в 7-м классе |
2004–2005 | Тематическое планирование уроков
литературы в 7 классе. ИОП. Дидактический материал. “Карта совместных наблюдений с психологом школы динамики психологического развития учащихся” |
Проведение открытых уроков | Положительная динамика
психологического развития учащихся. Повышение качества ЗУН по литературе. |
Продолжить работу по ИОСО в 8 классе. Создать творческую группу “ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” |
|
2005–2006 |
Тематическое планирование уроков
литературы в 8 классе. ИОП. Дидактический материал. “Карта совместных наблюдений…” |
Проведение занятий творческой группы “ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” |
Творческая группа. Положительная динамика психологического развития учащихся. Повышение качества ЗУН по литературе. |
Продолжить работу по ИОСО в 9 классе. Продолжить работу творческой группы “ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” |
|
2006–2007 |
Тематическое планирование уроков
литературы в 9 классе. ИОП. Дидактический материал. “Карта совместных наблюдений…” |
Проведение занятий творческой группы “ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” |
Творческая группа. Положительная динамика психологического развития учащихся. Повышение качества ЗУН по литературе. Выпуск 2-х брошюр: 1. “Мониторинг отслеживания результатов на уроках литературы”; 2. “Структура описания опыта внедрения технологии ИОСО на уроках литературы” |
Продолжить работу по ИОСО в 10 классе. Продолжить работу творческой группы “ИОСО на уроках литературы. Проведение мониторинга отслеживания результатов” Помочь каждому учащемуся составить индивидуальную образовательную программу и индивидуальный учебный план. |
С самого начала работы были трудности с родителями, но сейчас их нет. Остаются они с учащимися (не все умеют адекватно оценивать свои возможности). Завышенная самооценка у 9 человек из класса (38%, всего 24 человека). Большинство учащихся научились сдавать в срок, определённый индивидуально-ориентированным планом (далее ИОПом), задания (13 человек из 24 – 54%). Двое постоянно работают с опережением материала (9%).
В 9 классе сейчас использую углубленное изучение материала в теме, исключая некоторые занятия по внеклассному чтению, из-за нехватки времени, которое теряется при полном соблюдении структуры уроков-лекций и лабораторных занятий.
Календарно-тематическое планирование
Календарно-тематическое планирование дополняю колонкой “Рефлексия”, которая помогает при анализе любого урока. Например, календарно-тематическое планирование по теме “Духовная литература”, 7 класс (учебник под редакцией А.Г. Кутузова “В мире литературы”, 7 класс, М, “Дрофа”, 2002 г.)
Раздел |
Количество часов по плану |
Факт | Резерв |
Форма изучения |
Темы |
Сроки проведения |
Рефлексия | Термины, понятия, оборудование |
Духовная литература | 6 |
6 |
1. Урок-лекция | Духовная литература | 03.12 |
1. Духовная литераура 2. Житие 3. Идеальный образ 4. Слова на сносках (стр.155-168) |
||
2. Отработка теоретического материала |
Способы создания характера в произведениях духовной литературы | 06.12 |
||||||
3. Тренаж | Борис Зайцев. “Житие Сергия Радонежского” | 10.12 |
||||||
4. Практикум | Дмитрий Балашов. “Похвала Сергею” | 13.12 |
||||||
5. Практикум | Образы “героев” духовной литературы | 17.12 |
||||||
6. Зачёт | Духовная литература | 20.12 |
Индивидуально-ориентированные планы (ИОПы)
ИОПы для учеников составляю сама по форме:
Справочная литература |
Сроки |
Знать и уметь | “3” | “4” | “5” | Дополнительные задания |
Урок-лекция
Соблюдаю структуру школьной лекции по ИОСО:
- психологический настрой, сообщение темы, цели – 5 минут;
- лекция – 15 минут;
- работа в группах, парах – 20 минут;
- подведение итогов – 5 минут.
Лабораторные занятия
К лабораторным занятиям относятся тренажи и практикумы, направленные на закрепление теоретического материала по теме.
Сначала составляю проект учебного лабораторного занятия (далее – УЗ) по теме, а потом только пишу конспект урока. Я приведу пример подробного проекта УЗ по теме: “В.Г. Короленко “Парадокс”
1. Педагогическая ситуация:
8 класс (средний), учитель – 1 категория, материал – учебник, ИОП, день недели – вторник, 2-й урок
2. Тема:
Литература: В.Г. Короленко “Парадокс”, практикум (2-е лабораторное занятие).
Значимость: отрабатываются ЗУНы с применением теории на практике; предполагается
выявление фундаментальных понятий, определение их значений для понимания дальнейшего и осмысления пройденного ранее теоретического материала.
Сложность материала (анализ):
- интерес;
- дифференцированные задания в группах;
- право выбора;
- рефлексия через самостоятельную работу.
3. Цель:
- отработать полученные теоретические знания на практике;
- организовать самостоятельную работу учащихся на уроке и проанализировать её;
- создать условия для нравственного развития ребёнка, диалогического и монологического общения, проанализировать способности, сделать выводы, связать с другими дисциплинами, жизнью.
4. Дидактическое обеспечение:
ИОСО:
- темп ребёнка;
- самостоятельная работа по ИОПу;
- работа в группах.
Данный проект помогает не только грамотно написать конспект урока, но и грамотно его проанализировать
Дидактические материалы
Проблему отсутствия и составления дидактических материалов решаем вместе с учениками. На практикумах учащиеся выполняют задания:
1. Задание на углубление в тему (оформляется в отдельной тетради). Сдать 24 декабря:
- обобщите все знания, полученные ранее по теме “Фольклор”;
- жизнь старцев в монастыре (подробное изложение материала);
- объясните значение слов и их употребление в современное время: черноризец, просфора, литургия, протопоп, томный, турбачить).
Приложение:
- выбор категории сложности осуществляете сами;
- в конце работы заполните, пожалуйста, анкету:
- лёгкие вопросы;
- сделал с подсказкой;
- не выполнил, потому что…
Желаю успеха. Т.Н. Быстрицкая.
2. “Помоги себе сам”: ученики самостоятельно разрабатывают дидактический материал по теме.
3. “Повторяю, расширяя кругозор”: ученики составляют на выбор дополнительные вопросы к теме урока или общей теме цикла уроков.
Чаще всего этим занимаются ребята, выбравшие уровень на отметку “5” – творческий и уровень на отметку “4” – применения знаний.
Зачёт
Часто использую групповую форму проведения, так как предмет устный. Привлекаю в качестве “консультантов” учеников, которые идут с опережением материала, а также учеников, сдавших мне зачёт, (которые выбрали уровень на отметку “5” – творческий), но только по их желанию.
С первого раза, в основном, сдают 18 человек, 3 человека – со второго раза, 3 человека – с 3, 4 раза.
Пробовала отпускать учеников, которые идут с опережением материала, с урока, но трудность была в том, какой по счёту урок в расписании. Им приходилось заниматься или в кабинете (в своём темпе), или в библиотеке.
Проблема в том, что только два предмета по ИОСО в классе (физика и литература), но, думаю, что-то в скором времени изменится.
Динамика психологического развития учащихся
Любая, предлагаемая к внедрению новая педагогическая технология, имеет право на своё существование только при условии эффективности, доказывающей её полезность для учащихся по полученным за определённый период результатам.
По ИОСО вместе с психологом тщательно отслеживаем каждого ученика, фиксируем полученные данные, проводим 3 вида контроля в течение учебного года (входной, промежуточный, итоговый), оформляем результаты в специально оформленных индивидуальных папках. Приведу пример одного из результатов психологического развития учащихся:
Уровень тревожности
Уровни |
7 класс |
8 класс |
9 класс |
Высокий | 25 % |
21 % |
19,2 % |
Выше среднего | 42 % |
40,1 % |
37,5 % |
Средний | 34 % |
33,2 % |
32,4 % |
Ниже среднего | 9 % |
8,3 % |
8,3 % |
Если говорить в целом, то благодаря применению технологии ИОСО, у учеников повысился уровень учебной мотивации, познавательной активности, уровень общительности, снизился уровень тревожности, произошли положительные изменения в отношениях с одноклассниками, учителями, по сравнению со стартовым уровнем (сентябрь 2003 г.).
Остаётся сказать последнее: “Для того, чтобы Ваш ученик был успешным в жизни, для того, чтобы понимать ученика, надо не только “поставить себя в его положение”, но и не бояться пробовать и экспериментировать, выбирая лучшее, как для своего ученика, так и для себя”.