Одно из требований ФГОС – “формировать умения воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении” [1, c.23].
“Необходимы изменения в содержании обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Современный педагог должен стать создателем новых заданий, педагогических ситуаций, направленных на использование обобщенных способов деятельности, создание учащимися собственных продуктов в освоении знания” на основе базовых понятий. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиться оптимального результата [2, с.67].
В процессе работы с художественными текстами были выявлены методические приемы работы с произведениями малой прозы, собран банк таких текстов для учащихся 5-11 классов.
Новизна представляемого материала заключается в том, что художественные тексты, используемые на уроках внеклассного чтения, - это тексты произведений, которые не имеют методического сопровождения.
Актуальность определяется тем, что предложенные тексты способствуют духовно-нравственному воспитанию младших подростков и старшеклассников, решают задачу социальной адаптации учащихся, стимулируют интерес к изучению классической, краеведческой литературы через современную проблематику, поиск ответов на личностно-значимые для учащихся вопросы-проблемы. Актуальность опыта обуславливается и тем, что с каждым годом увеличивается количество детей, выбирающих экзамен по литературе в 9 и 11 классах; умения анализировать художественный текст дает широкие возможности для подготовки учащихся к экзаменам, олимпиадам, творческим литературным конкурсам. Задания в формате ОГЭ и ЕГЭ по литературе связанные с анализом литературного произведения для многих учащихся оказывается самым сложным, потому что требует суждений самого ученика, основанных на умении анализировать художественный текст.
Решить эти задачи помогают уроки обучения анализу эпического произведения. Для таких уроков собраны произведения, интерпретация которых может быть проведена на одном уроке литературы или уроке внеклассного чтения.
Разработана модель урока литературы в 10 классе по теме: “Обучение анализу эпического произведения. На примере рассказа Юрия Яковлева “Сердце земли”. (Приложение 1 “Модель урока литературы”)
Собран банк малой прозы (список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся), тексты используются учителем на уроках, учитывая возраст учащихся, степень сформированности литературоведческих компетенций, некоторые из произведений были даны для целостного анализа художественного прозаического текста на муниципальном этапе олимпиада по литературе в 2011-2016 г. (Приложение 2 “Список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся”).
Литература
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения).
- Практики гуманитарного образования: проектирование – событийность – текст. Москва – Киров, 2016.-199с.
- Дрозд Б.Д. Уроки анализа литературного произведения. - Ростов н/ Д: Феникс, 2008.- 248с.
- Развитие научно-методического ресурса школы по осуществлению комплексного подхода к оценке достижения планируемых результатов ФГОС”: / авт.-сост. Г.Н. Карсакова.– Киров.–2014 -207с
Модель урока литературы
Дидактическая цель: способствовать развитию комплекса умений для подготовки учащихся к ЕГЭ средствами средствами технологии проблемного обучения.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний и умений
Цели по содержанию:
Познавательные:
- уметь анализировать художественное произведение, особенности композиции, образной системы, мотивов и проблематики
- уметь давать прямой связный ответ на вопрос, опираясь на авторскую позицию
- уметь подтверждать свои мысли текстом.
Развивающие:
- развитие образного, логического, критического мышления
- развитие речи учащихся
- развитие творческих и аналитических способностей учащихся
- развитие навыков работы с текстом с целью поиска необходимой информации
Воспитательные:
- формировать гражданскую позицию на основе принятия традиционных национальных и общечеловеческих гуманистических ценностей
- формировать готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
- формировать художественный вкус, умение ориентироваться в мире литературы.
- помочь осознать свои сильные и менее сильные стороны в анализе эпического произведения (как важной части подготовки к ЕГЭ)
Методы: проблемного обучения.
Формы организации познавательной деятельности учащихся:
- групповая,
- фронтальная.
Средства обучения:
Рассказ Ю.Яковлева “Сердце земли”
- Словарь литератураведческих терминов. Автор-составитель С.П. Белокурова (М.: Просвещение, 1989).
- Тетрадь ученика по литературе.
- Мультимедийное сопровождение урока.
Ход урока
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Оргмомент | Приветствует учащихся. Создаёт позитивный настрой. Предлагает проверить готовность рабочих мест. |
Приветствуют учителя. Проверяют готовность рабочего места |
2. Целеполагание и мотивация | Сообщает учащимся, что цель урока -
учиться писать “Рассуждение на заданную тему”
(задание в формате ЕГЭ) на материале рассказа
Ю.Яковлева “Сердце земли”. Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”. Называет тему урока “Анализ эпического произведения”, предлагает учащимся вспомнить содержание прочитанного дома рассказа “Сердце земли” и ответить на вопрос: “Какова тема произведения?” С какими произведениями на эту тему вы знакомы? Подводит учащихся к формулировке проблемного вопроса урока “Почему рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в Великой Отечественной войне”? |
Слушают учителя, осмысливают цель, тему
урока. Вспоминают “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” Вспоминают содержание рассказа, отвечают на вопрос. Формулируют проблему урока с помощью учителя. |
3. Актуализация знаний | Предлагает найти в словаре определение
понятия “реквием” Предлагает учащимся ответить на вопросы: - Определите, как связано название с темой, образами в рассказе. - Каким образом соотносятся заглавие и содержание текста? - Какое изобразительно- выразительное средство лежит в основе названия рассказа? - Определите, как “развертывается” заглавие в тексте, какие художественные образы произведения связаны с ним. - Кому посвящен рассказ? |
Находят определения в словаре, выбирают
правильный вариант. Отвечают на вопросы учителя, используя содержание рассказа. |
4. Систематизация и обобщение | Организует работу учащихся в группах. Предлагает ответить на проблемные вопросы, используя текст, материалы записей в тетрадях: 1 группа “Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?” 2 группа “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?” 3 группа “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?” 4 группа “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел” 5 группа “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)” (Приложение 1) Предлагает представителям групп выступить с сообщениями, а остальным учащимся по ходу выступлений продолжить краткие записи в тетрадях. |
Работают в группах, выполняют задания.
Слушают сообщения. Делают краткие записи в рабочих тетрадях по ходу выступлений представителей групп |
5. Применение учебного материала в знакомой и новой учебной ситуации | Предлагает, используя текст, материалы
выступлений, записи в тетради, продумать
вывод-сообщение по проблеме урока “Почему
рассказ Юрия Яковлева “реквием” по погибшим в
Великой Отечественной войне?” Обращает внимание учащихся на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” Предлагает одному ученику выступить с сообщением по проблеме урока, остальным, при необходимости дополнить ответ. |
Каждый ученик готовит вывод-сообщение
по проблеме урока с учетом требований к развернутому ответу. Делают вывод-сообщение по проблеме урока, ориентируясь на “Критерии проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом”. |
6. Проверка уровня обученности | Предлагает учащимся оценить сообщение ученика по проблеме урока в соответствии с “Критериями проверки и оценивания выполнения заданий с развернутым ответом” | Оценивают сообщение в соответствии с “Критериями оценки “Заданий с развернутым ответом”. |
7. Информация о домашнем задании | Предлагает учащимся домашнее задание: Дайте связный ответ на вопросы в объеме 5-10 предложений: 1. Как в финале рассказа проявилась авторская позиция? 2. Какие художественные средства показывают трагедию войны? Выполняя задание, опирайтесь на позицию автора, раскрывая собственное видение проблемы.(Приложение 2) |
Осмысливают задание, записывают задание в дневник. |
8.Рефлексия. | Подводит итог урока, анализирует ответы
учащихся. Предлагает продолжить предложение: В моей памяти война живет в образах… |
Вместе с учителем подводят итог урока. |
Приложение 1 (задания группам)
1 группа.
Задание. Какова роль пейзажа как элемента композиции в раскрытии идеи произведения?
1.Ответьте на вопросы
1) Какие слова одной лексико-семантической группы повторяются при описании весеннего пейзажа?
2) Какие образы доминируют в начале и в финале рассказа?
3) Какой из них является сквозным? Почему?
4)Какие функции выполняют эти образы в тексте?
2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко иллюстрирует состояние героя в финале рассказа.
2 группа.
Задание. “Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?”
Многозначность образа дома в рассказе.
1.Ответьте на вопросы
- Как вписан в смысл названия и композицию рассказа образ дома?
- Как через рассказ о нём раскрывается духовный мир ребёнка?
- Как отразились в образе дома человеческие, семейные отношения?
- Что свойственно всем обитателям дома?
- Каково отношение автора к ним и как оно выражается?
- Какова роль образа дома в раскрытии идеи произведения?
- Как происходит расширение границ пространства дома?
2.Прочитайте отрывок из письма, который наиболее ярко описывает тоску по дому.
3 группа.
Задание. “Какова роль образа времени в данном тексте?” “Почему пространственный образ имеет и временное значение?”
1.Ответьте на вопросы:
- Какие важные для автора события или ситуации выделены в повествовании?
- Почему некоторые события (какие именно) имеют значение многократности действия?
- Какие языковые средства выражения пространственных отношений в рассказе выполняют эмоционально-экспрессивную функцию?
2.Прочитайте отрывок из рассказа, который наиболее ярко описывает состояние героя в военное время.
4 группа
Задание. “Как образ рассказчика помогает понять авторский замысел”
Ответьте на вопросы:
- Каким вы видите рассказчика в начале рассказа?
- Как характеризует рассказчика его поведение на войне, каким вы видите его в эпизоде ранения?
- Как в финале рассказа показано взросление рассказчика, какой философский смысл имеет финал рассказа?
5 группа
Задание. “Как раскрывается в тексте мотив памяти (эмоциональной, обонятельной, зрительной осязательной, слуховой)”
Ответьте на вопросы:
- Как создаются зрительные образы, отражающие мотив памяти. Какие тропы использованы автором?
- Какими лексическими средствами передает автор зрительные впечатления героя, раскрывает взаимосвязь картины природы и эмоционального состояния героя?
- Приведите примеры употребляемых в рассказе выразительных средств, раскрывающих мотив памяти.
Приложение 2
(к модели урока)
Какие художественные средства показывают трагедию войны?( ответ на вопрос ученицы 10 Б класса Кудрявцевой Марии”)
Рассказ Юрия Яковлева “Сердце земли” - это настоящий реквием по погибшим в Великую Отечественную войну, по разрушенным семьям и сломанным судьбам миллионов людей. Все произведение пронизано воспоминаниями, горькими и тяжелыми. Этот рассказ напоминает нам об ужасной трагедии, которая обрушилась на нашу Родину. И чтобы погрузить читателя в атмосферу военного времени, автор использует множество художественных приемов.
Воспоминания главного героя о матери и о родном доме переплетаются с детальным описанием, природы, автор рисует перед нами весенний пейзаж, используя для этого сравнения и эпитеты: “На белом снегу красный гибкий прутик вербы возникает жилкой, в которой бьется кровь. Рядом с красной жилкой — голубая. Это весеннее солнце растопило снег и вызвало к жизни родничок талой воды. Красная артерия и синяя весна”, “ верхняя розоватая шкурка бересты лопнула и трепещет на ветру, как папиросная бумага”. Кроме того, Яковлев показывает нам холодную и мрачную картину блокадного города, для этого он использует различные метафоры: “в ледяном городе, где печи мертвы”, “в нее стреляли голодом”, также писатель употребляет приложения: “Голод — обстрел, голод — бомбежка, голод — пожар”.
Таким образом, применение различных тропов показывает нам трагедию войны.
Так как рассказ “Сердце земли” является автобиографическим, то во многих эпизодах мы можем проследить авторскую позицию, но финальная сцена является ключевой. Здесь Яковлев приводит нас к выводу о том, что сердце матери никогда не угаснет и не истлеет, оно будет вечно любить свое дитя, хранить и оберегать. Сердце матери станет сердцем земли.
Список произведений малой прозы, рекомендуемый учащимся
5-6 класс
- А.И.Куприн “Чудесный доктор”
- М.Е.Салтыков – Щедрин “Пропала совесть”
- И.С. Тургенев “Воробей”
- К.Паустовский “Заячьи лапы”
- М.Пришвин “Паутинка”
- В.Крупин “Сбрось мешок”
7-8 класс
- И.А.Бунин “Лапти”
- А.Грин “Дикая мельница”
- М.Шукшин “Микроскоп”
- Ю.Яковлев “Забор с голубым глазом”
- Л.Улицкая “Бумажная победа”
- Т.Крюкова “Творец”
- В.А.Солоухин “Мститель”
- Е.Габова “Не пускайте рыжую на озеро”
9-11 класс
- Д.С.Лихачев “Пушкин”
- В.Ф.Одоевский “ Индийская сказка о четырех глухих”
- А.П.Чехов “На святках”
- Ю.Яковлев “Сердце земли”
- К.Симонов “Свеча”
- Ю.Буйда “Все больше ангелов”
- Л.Улицкая “Народ избранный”
- З. Прилепин “Белый квадрат”
- В.Набоков “Красавица”