Цель урока:
- познакомить с этапами биографии и творчества писателя;
- раскрыть особенности художественного мира как писателя-сатирика.
ХОД УРОКА
1. Слово учителя
М.Е. Салтыков-Щедрин – писатель большого поэтического диапазона. Его творчество продолжает и углубляет сатирическое направление в русской литературе, начатое А.С. Грибоедовым и Н.В. Гоголем. Писатель-сатирик, публицист, критик, редактор – всё это блестяще включал в себя талант М.Е.Салтыкова-Щедрина.
15(27) января 1826г. в селе Спас-Угол Тверской губернии в семье помещиков Салтыковых родился сын Михаил, однако через тридцать лет, в 1856г., он появился ещё раз, но уже как литератор Салтыков-Щедрин. Тридцать лет, разделяющие эти даты, многое определили в судьбе и жизни этого человека.
В 1836 г. Михаил поступил в 3 класс Московского Дворянского института, а спустя два года за отличные успехи в учёбе был переведён в известный Царскосельский (позже Александровский) лицей.
«Я вырос на лоне крепостного права, вскормлен молоком крепостной кормилицы, воспитан крепостными мамками и, наконец, обучен грамоте крепостным грамотеем…» – вспоминал писатель.
Своё детство, картины жизни и быта усадьбы, отношения в семье он позже воссоздаст в «Пошехонской стороне» и в «Господах Головлёвых».
Большое влияние на будущего писателя оказал В.Г.Белинский. Так характеризует Салтыков-Щедрин его роль в своей судьбе: «он учил меня мыслить, наполняя сердца наши скорбью и негодованием и вместе с тем, указывая цель для наших стремлений».
В 1844г. Салтыков-Щедрин был выпущен из Лицея и направлен в канцелярию военного министерства. Тогда же он примыкает к одному из кружков, заседания которого проходили на квартире М.Буташевича-Петрашевского. Благодаря способностям и трудолюбию Щедрин постоянно «повышается в должностях». Друг за другом в 1847 и в 1848г. выходят его первые повести. Одна из них – «Запутанное дело» – появилась под псевдонимом «Н.Щедрин».
Почему же Салтыков вдруг стал Щедриным? В мемуарах сына писателя можно найти одну из версий: «Дело обстояло так. Ему, когда он ещё состоял на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией». Но не только настоящая фамилия автора-чиновника, под которой было опубликовано первое произведение, вызвала гнев начальства. В дневнике чиновника по особым поручениям Н.В.Кукольникова читаем: «Неприятная история. Приказано арестовать чиновника» «за какое-то сочинение, напечатанное без ведома начальства». Этим чиновником и был Салтыков-Щедрин, который, по высочайшему повелению, за публикацию повести «Запутанное дело» был сослан на Вятку.
«Вятский плен» был спасением: так, после разгрома кружка Петрашевского, Салтыков-Щедрин хотя и был привлечён к допросу по делу, наказания за участие в работе кружка так и не последовало. Там же, в Вятке, он встретил свою будущую жену Лизу Болтину.
В 1855 г. указом императора Александра11 чиновнику Салтыкову было дозволено «проживать и служить, где пожелает». 1848 по 1856г. в литературной деятельности был перерыв. И хотя в 1856г. выходят «Губернские очерки», принесшие писателю поистине признание и славу, он продолжает служить сначала в Министерстве внутренних дел, а потом вице-губернатором в Рязани и Твери. «Я не дам в обиду мужика!» – эти слова писателя стали девизом всей деятельности на поприще службы. Современники писателя отмечали, что на службе он был в высшей степени правдив и человечен. В 1862 г. Щедрин решил оставить должность и посвятить себя литературному труду.
По приезде в Петербург он вошёл в состав редакции журнала «Современник», активно сотрудничал в тот период, когда журнал подвергался настоящим преследованиям со стороны правительства. С 1864 по 1868г. вновь служит чиновником из-за материальных затруднений. Действительный статский советник в 1868г. уходит в отставку, на этот раз навсегда. «Я – писатель, в этом моё призвание», – говорил Щедрин. В том же году он становится членом редакции и активным сотрудником журнала «Отечественные записки», который выпускает Н.А.Некрасов вместо запрещённого журнала «Современник». В 1877г. после смерти Некрасова он возглавит журнал, на страницах которого будут публиковаться пьесы А.Н.Островского, роман «Подросток» Ф.М.Достоевского, рассказы и повести В.М.Гаршина и многих других.
Весной 1884г. после неоднократных предупреждений журнал «Отечественные записки» был закрыт.
Подводя итоги своей жизни, осенью 1887г. Салтыков-Щедрин написал: «В 1868г. совсем оставил службу и исключительно отдался литературе. Написал 22 названия книг…» Действительно, на одной литературе сосредоточились его помыслы и интересы, ради неё он пожертвовал многим, о ней думал в последние минуты своей жизни.
2. Сообщение обучающегося «Традиции русских сатириков в творчестве Щедрина»
В своём творчестве Салтыков-Щедрин продолжал и развивал традиции русских сатириков Фонвизина и Гоголя. Вслед за ними он использует смех как острейшее оружие. Это «оружие» очень сильное, говорил сатирик, «ибо ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан, и что по поводу его уже раздался смех».
Вспомните, как мастерски пользовался оружием смеха создатель «Недоросля», выступая против крепостного права. Рисуя пороки современного общества, Фонвизин показывал одновременно смешную и страшную, трагическую сторону. Это сочетание смешного и трагического – одна из характерных черт и сатиры Щедрина.
Однако Фонвизин верил, что возможно установить справедливые отношения между классами в рамках существующего строя.
Тесные преемственные связи соединяют Щедрина с Гоголем. Как и Гоголь, Салтыков-Щедрин создаёт широкие обобщения, образы-типы. Как за образами помещиков и чиновников вставала вся Россия «мёртвых душ», так и за щедринскими «органчиками», «иудушками», «пескарями» вставали образы российских правителей, бюрократов, трусливых обывателей. Непримиримое отношение сатирика ко всей государственной системе России того времени определило и общий настрой его произведений. В результате ни один из русских писателей не подвергался таким цензурным гонениям как Салтыков-Щедрин. Перечисляя недуги, от которых он страдает, писатель однажды пошутил, назвав среди них «цензурные сердцебиения».
3. Опрос учащихся (см. слайд 7)
4. Домашнее задание. Составить план-схему по биографии Салтыкова-Щедрина, используя материал урока, учебник и дополнительные материалы.