Юмор на страницах поэмы А.Т. Твардовского "Василий Теркин" и в военном фольклоре ХХ века

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)


Целеполагание:

I.

  • Определить идейно-тематическую и художественную значимость юмора в поэме А.Твардовского “Василий Тёркин”.
  • Познакомить учащихся с особенностями военного фольклора 40-х годов XX века на примере жанров частушки, песни, солдатской бывальщины, пословицы, поговорки.

II.

  1. Активизировать исследовательскую деятельность школьников.
  2. Развивать умение анализировать текст, определять его идейнотематическую, композиционную, изобразительно-выразительные особенности.
  3. Продолжать развитие навыков сравнения, сопоставления, обобщения.
  4. Способствовать развитию творческих (актёрских) способностей учащихся через элементы драматизации.

III.

  1. Воспитывать чувство гордости за славное прошлое Отчизны, любви к малой родине.
  2. Прививать эстетическое восприятие художественного слова, уважение к родному слову.

Тип урока – урок-концерт

Оборудование:

  • Компьютер для показа презентации на соответствующую тему “Юмор на страницах поэмы А.Т. Твардовского “Василий Тёркин” и в военном фольклоре XX века”.
  • Магнитофон (для использования фонограммы песен “День Победы” (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), “Вася-Василёк” (муз А. Новикова, сл. С. Алымова), “Валенки” в исполнении JL Руслановой).
  • Ксерокопия плаката А. Голованова “Дойдём до Берлина!

Выставка книг:

  1. Друзья-однополчане: О песнях, рождённых войной. - М., Воениздат, 1975
  2. Песни, опалённые войной / Сост. и коммент. Ю. Бирюкова. - М.: Воениздат., 1984
  3. Пословицы и поговорки Великой Отечественной войны / Сост. И. Лебедев. - М.: Воениздат, 1961
  4. Русские частушки (Из коллекции Николая Старшинова). - М.: Тверь, 1993
  5. Самоцветная частушка. Из собрания семи поэтов / Сост. А. Бобров, Н. Старшинов. - М. Сов. Писатель, 1992
  6. Твардовский А.Т. Василий Тёркин. Поэма. Письма читателей. Ответ читателям. - М.: Современник, 1976
  7. Фольклор в период Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1969
  8. Слуцкий В. Память сердца // Молодёжная эстрада. -1989. -№6
  9. Левин И. Музы в военной шинели. //Молодёжная эстрада. - 1985. -№1
  10. “Крокодил” в солдатской шинели. //Крокодил. -1995. -№5.
  11. Частушки / Сост. JT.A. Астафьева. М.: Современник, 1987
  12. Словарь литературоведческих терминов.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Постановка целей и задач урока. (Слайды презентации №1 -5)

3. Проверка домашнего задания.

Учащиеся зачитывают юмористические строки из поэмы “Василий Тёркин”. Перед цитированием детьми этих отрывков ставится задача: определить, кто более выразительно и артистично сможет юмористически прочитать цитаты домашнего задания.

На доске открыта номинация “Лучший чтец”.

Учитель: С какой целью автор не просто констатирует факты, а передаёт их с помощью юмора? (Работа со словарём литературоведческих терминов.)

Учащиеся: Во-первых, усиливается достоверность, ведь Тёркин – простой солдат, его речь безыскусная, народная, пестрит прибаутками, отражает мудрость и жизненный опыт обыкновенного человека. Во-вторых, в то тяжёлое время необходимо было поднять дух воина, скрасить трудности военного быта и сражений, снять напряжение всех физических и моральных сил человека. В-третьих, яркость, образность, эмоциональность и в то же время простота художественного текста предназначена и для читателя.

4. Изучение нового материала (с использованием элементов драматизации).

Учитель: (Слайд №6) Итак, юмор, смех и шутка, хорошая песня помогают в трудные минуты. Чувство юмора на фронте создавало хорошее настроение, облегчало трудности походов, поднимало дух солдат. Вблизи полей сражений часто звучали задорные частушки. Взрывы смеха вызывали анекдоты про вражеских солдат и генералов, сатирические стихи про Гитлера. Юмор рождался ВОПРЕКИ и НАПЕРЕКОР опасности. Так появился герой одноимённой поэмы А.Т. Твардовского – Василий Тёркин.

Сегодня в роли актёра, играющего роль Василия Тёркина, выступает ваш одноклассник (называется фамилия ученика, он появляется одетым как, Василий Тёркин – гимнастёрка, пилотка, с ним выходит Ведущий).

Учитель: Внимательно слушая слова выступающих, анализируя представленное на экране (см. презентацию Слайд №7), вы должны отметить, какие из представленных жанров военного фольклора назовут и охарактеризуют рассказчики.

Тёркин:

Если ночь застанет в роще
И придётся спать в ночи
Или дома на печи;
Если холодно к тому же
И костра не разложить,
Будь с весёлой шуткой дружен,
С грустью незачем дружить.

Звучит фонограмма песни “Вася-Василёк”.

Тёркин:

А сейчас я задам вопрос:
Загадаю вам загадку.
Невзирая на огонь,
Кто на фронте в трудный час
Пел про валенки для нас?

Учащиеся: Лидия Русланова. (Слайды №8, 9)

Ведущий: Лидию Русланову знали в нашей огромной стране и любили все. И не только за то, что у неё были редчайший по тембру голос, типично русская внешность, но и за умение проникнуть в душу каждого, кто её слушал. В годы войны знаменитая исполнительница была не передовой, часто попадая под бомбёжки, но дарила уставшим бойцам свою звонкую русскую песню. Песня действительно была её оружием! ( По возможности можно организовать исполнение куплета песни “Валенки” детьми, занимающимися в музыкальной школе или в хоре).

Тёркин: Каких только курьёзов не происходило на войне с русским солдатом!

Учитель: Объясните, как вы понимаете лексическое значение слова “курьёз”. (Ответы уч-ся, работа со словарём, запись в тетради.)

Тёркин: Ну чуть-чуть приукрасит свою историю солдат, как будто ему смерть не страшна, а сколько выдумки, смекалки! Вот послушайте солдатские бывальщины. (Заранее подготовленные уч-ся пересказывают истории).

1-й рассказчик: Когда я попал в разведроту, стал ходить “за языками”. Однажды наскочил на засаду – здоровенный отряд. Тут со мной неполадка вышла: чем-то по голове ударило. В глазах стало темно, как в могиле. Пока я, как говорится, удивлялся и приводил мысли в порядок, отволокли меня немцы довольно далеко, стали допрашивать. “Ничего, – говорю, – вы от меня не узнаете, кроме того, что сам пожелаю сказать: по национальности русский, и во рту у меня русский язык присягу не нарушает”. Повели меня на расстрел. Тут наши прилетели на самолёте – как свистнет! Я обер-лейтенанту вынос устроил: до самых наших окопов тащил на себе. А в сумке у него карта важная оказалась. Артиллерия наша через 2 часа накрыла их живые точки дубовой крышкой.

Учитель: Интересная история? Прослушайте и другую солдатскую бывальщину. Похожи ли будут эти две истории на поэму А. Твардовского “Василий Тёркин”? На этот вопрос ответите после монолога другого солдата.

2-й рассказчик: (Слайд №10)

А вот у меня такой был случай.

Летела стая гусей. В немецких окопах поднялся переполох: охота фрицам свежей гусятинки отведать. Они и давай палить. Дружным огнём (автоматы, пулемёты, зенитка) удалось немцам ранить одного гуся, и он упал. Тут фашисты к реке, куда гусь свалился. А мы тоже не зевали - тут же открыли огонь. Тринадцать немцев удалось убить! А гусь-то на нашу сторону упал и угодил в наш солдатский котёл.

Уч-ся: Эти солдатские бывальщины похожи на рассказы о приключениях на войне из поэмы “Василий Тёркин”: образность, разговорные слова, эмоционально окрашенная лексика, высмеивание нерадивых, неприспособленных врагов, смекалка, смелость русских солдат, вера в победу в любой (даже, казалось бы, в безвыходной) ситуации, чудесное избавление от трудностей и препятствий.

Учитель: С помощью какого средства, объединяющего всё это, достигается такой эффект?

Уч-ся: С помощью юмора.

Тёркин:

А я расскажу, как я однажды “за языком” ходил:
Вот сижу я, значит, братцы,
Под покровом темноты,
Слышу: шорох, вижу, братцы,
Немец лезет...

Ведущий: Ну, а ты?

Тёркин:

Ну а я решил упрямо:
Взять живьём его должон,
Автомат наставил прямо,
Будь что будет.

Ведущий: Ну, а он?

Тёркин:

Я на фрица, на верзилу
Прямо с маху сел верхом.
“Хальт! - кричу, - не то стреляю! Ходу!”
И к затылку приставляю
Свой заветный автомат!

Ведущий: Ну, а он?

Тёркин:

Куда ж деваться?
Ох, уж утром было смеху!
Из лесочка под уклон
Так на пленном я и въехал
В свой гвардейский батальон.

Ведущий: Не только солдатская бывальщина, но и другие жанры: анекдот, песня, частушка - были любимы в народе и сегодня живут в нашей памяти.

Учитель: Какие особенности этих жанров дают им возможность жить и по сей день?

Уч-ся: Простота, душевность, мелодичность, запоминаемость, оптимизм, вера в дружбу, любовь.

2-й рассказчик: А я анекдот расскажу. (Слайд №11)

Трое рядовых отдыхают в окопе на передовой в минуту затишья, и вдруг раздаётся ужасный грохот.

- Что это было: гром или бомба? - спрашивает один.

- Бомба,- отвечает другой.

- Как хорошо,- говорит третий, устраиваясь поудобнее, - а я думал, опять под дождём мокнуть.

Ведущий: Ещё один жанр народного творчества - частушка. (Слайд №12). Это своеобразная песенная миниатюра. (Запись в тетради).

Заранее подготовленные уч-ся, занимающиеся в музыкальной школе или в хоре, исполняют частушки:

Я на бочке сижу,
А под бочкой мышка.
Скоро наши придут-
Немцам будет крышка!
Дайте, дайте мне винтовочку,
Поеду воевать-
В партизанские отряды
Партизанам помогать.
На войну ушёл отец,
На войне братишка,
Брёвна возит на себе
Худенький мальчишка.
Девушки, у нас веселье,
На границе тишина:
Сорок пятого, девятого
Закончилась война!
Партизанский наш отряд
Смелый и отважный:
Разбивал фашистов враз
Даже не однажды.

Ведущий: А есть и частушки, связанные с нашей малой родиной - Орловщиной. (Слайд №13)

А мой милый лётчик, лётчик
Прилетел Орёл бомбить.
Его быструю машину
Не могли фашисты сбить.
За рекою, за Окою
Зеленеют ёлочки.
А танкистами у нас
Девчата - комсомолочки
А орловский, брянский лес
Фрицы так боятся:
Все отряды их “Эсэс”
Очень суетятся.

Учитель: Какие жанровые особенности частушки вы увидели?

Уч-ся: Всего 4 зарифмованные строчки, а сколько задора, затаённой грусти и оптимизма одновременно! Здесь ярче всего отразился русский характер.

Ведущий: События Великой Отечественной нашли отражение и в других жанрах фольклора: в пословицах и поговорках.

Тёркин:

Даже про меня народ сложил пословицы.
Будь предан России, как Теркин Василий
Тёркин - солдат на все хват.

Учитель: А теперь поработаем с таблицей на экране (Слайд №14)

Совместим начало и концовку пословиц, соединив их стрелками при записи в тетради.

Начало Концовка
В бою успех за того весь отряд стоит
Кто в отряде людей веселит после боя – шутки и смех
Кто на фронте ноет победу упустить
Шути и смейся – на победу надейся
Кто в походе пел тот себе могилу роет
На войне грустить – на войне спасение
Шутки и пение тот и отдохнуть успел

Учитель: Чем объединены эти пословицы?

Уч-ся: Их тема – юмор, песни, шутка.

Учитель: Почему большое внимание уделялось именно им?

Уч-ся: Это оптимизм, вера в свои силы, в победу.

(Слайды №15, 16) Звучит фонограмма песни “День Победы”

Тёркин:

От души я вам желаю никогда не унывать,
День Победы в светлом мае еще много лет встречать.

5. Выводы. Подведение итогов. Домашнее задание.

Учитель: Перечислите жанры фольклора, рассмотренные нами сегодня.

Уч-ся: Частушка - .....

  • Песня - ......
  • Солдатская бывальщина - ...... Ведется запись терминов в тетради
  • Пословица - .....
  • Поговорка - .....

Учитель: Что общего и различного в этих жанрах? (Ответы учащихся)

Учитель вместе с учащимися определяет победителя в номинации “Лучший чтец”.

Домашнее задание.

1. Дать определение записанным в тетради терминам (самостоятельно или с использованием словаря)

2. По желанию – сочинение-миниатюра “Что особенно запомнилось или заинтересовало меня на уроке-концерте?”

3. Выразительное чтение отрывка из поэмы “Василий Тёркин”.