Изменения, произошедшие в содержании современного образования за последнее десятилетие, - перенос акцента с предметных знаний навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений и навыков, на развитие самостоятельности учебных действий,– неизбежно влекут за собой и изменение систем контроля и оценивания.
Система литературного образования в средней школе переживает переломный момент, обусловленный глубокими структурными изменениями в общественной жизни, экономике страны, а также в самой базовой парадигме научного знания. Все эти факты оказывают свое влияние на выработку новых концепций литературного образования в целом и на формирование новых учебных программ, создание новых учебников, использование новейших средств обучения. Меняются приоритеты в преподавании литературы, создаются новые образовательные стандарты, и, следовательно, должна меняться система оценки результатов обучения. Поэтому ЕГЭ имеет ряд сложностей. Экзаменуемый должен знать не только информацию о писателях и произведениях, но и проводить ассоциации, самостоятельно находить отдельные элементы художественной формы в тексте произведения, давать развернутый ответ в жанре сочинения.
Работа по подготовке к экзамену трудоемкая и интересная. Конечно, ребята, выбирающие экзамен по литературе, довольно начитаны, любят предмет. Начинаем обычно с литературоведческих понятий: они необходимы при выполнении первой части теста и написании сочинения. Учимся находить в тесте тропы, определять стихотворный размер, проникаем в тонкости строфики и фонетического строя стиха. Нельзя оставить без внимания и понятие “авторская позиция в литературном произведении”. Важно помнить: хорошее владение литературоведческими понятиями и умение выделять авторскую позицию – это два основных требования, предъявляемых к выполнению части С в тестах по литературе.
Специальное внимание на экзамене уделяется сквозным темам и мотивам произведений русских писателей, так как это проверяет умение видеть широкий контекст, историко – культурную перспективу, представлять, что такое литературный процесс. Во время подготовки группируем произведения. Вот несколько примеров.
Например, мотив дороги. Дорога – это древний образ – символ. В языке выражение “жизненный путь” - пространство – временная метафора. Дорога символизирует жизнь в ее развитии. Мотив дороги в литературе может быть связан с темой путешествия. В качестве примера приводим произведения. Н.В. Гоголь “Мертвые души”, где Русь – тройка и другие многочисленные метафоры связаны с дорогой и относятся к отдельному человеку и ко всему человечеству. А.Н. Радищев “Путешествие из Петербурга в Москву”. Изображение панорамы русской жизни.
- Н.А. Некрасов “Кому на Руси жить хорошо”. У путников есть конкретная цель, это организует произведение, не дает ему распадаться на части.
- А.С. Пушкин “Зимняя дорога”. Образ дороги приобретает множество конкретно – бытовых реалистических черт. Сильнее связывается с темой родины, природы. Не теряя при этом своего символистического значения. М.Ю. Лермонтов “Выхожу один я на дорогу”. Романтическое неприятие героем своего пути как бремени.
- А.А. Блок “Россия”, поэма “Двенадцать”. Актуальна тема кривых дорог, связанных с катаклизмами природы, которые в свою очередь символизируют катаклизмы социальные.
Таким образом, композиционное значение образа дороги очевидно: дорожный сюжет позволяет писателю “нанизывать” друг на друга множество разнообразных жизненных впечатлений.
Изображение Петербурга в произведениях русских писателей.
Традиция изображения Петербурга идет от А.С. Пушкина “Медный всадник”. Продолжают традиции Н.В. Гоголь (Петербургские повести),
Ф.М. Достоевский “Преступление и наказание”, Н.А. Некрасов “О погоде”.В отличие от Пушкина и Гоголя Достоевский больше тяготеет к очерково – бытописательской стороне изображения города. Это объясняется влиянием “натуральной школы”, появившейся после Гоголя. Это роднит Достоевского и Некрасова (например, сцена избиения лошади во сне Раскольникова и поэме “О погоде”). Образ Петербурга представляется не только как средоточие социально – экономических проблем всей тогдашней России, но и как заколдованное место, “миражный” город. В самом деле это символ России, где все российские несобранности представлены в концентрированном виде.
Таким образом, для писателей становятся общими такие мотивы и средства изображения Петербурга, как власть денег, богатство и нищета, жанровые сценки, городские пейзажи, интерьеры, мрачный колорит, нагнетение соответствующих эмоций. Эту традицию продолжили и символисты: А. Блок, А.Белый.
В заключение мы обращаем внимание именно на связь самого разнородного материала. Важная задача экзаменуемого – научиться оптимально использовать имеющуюся в его распоряжении информацию, чтобы она работала с наибольшим коэффициентном полезного действия. Именно поэтому мы подчеркиваем, что одна и та же информация может пригодиться и для выполнения заданий части В и С.
За помощью можно обратиться к учебникам по литературе разных авторов, а также справочникам.
- Например, Лион П.Э., Лохова Н.М. Литература.- М.: Дрофа, 2007
- В мире литературы. Под ред А.Г. Кутузова.- М.: Дрофа. 2001
- Справочник по литературе. Е. Амелина.- Ростов н/Д: Фенис. 2014