Вы посмотрите на эту женщину – мышь…
ведь ничего…
И тут вдруг она – уже львица. Ох, эта загадка.
Ох, эта вечная тайна – женщина…
Р.Реню«Человек – это загадка, и в основе человечности всегда лежит преклонение перед этой загадкой», - писал Т.Манн. Действительно, это так. Человек является высшим творением природы, загадочным и неповторимым. И поэтому к тайным и неисповедимым глубинам человеческой души и их нравственному осмыслению стремилось и будет стремиться ещё не одно поколение мыслителей. Среди них тонкий исследователь человеческой души – А.С.Пушкин.
«Капитанская дочка» - повесть, волею судьбы ставшая итогом творческого пути Александра Сергеевича Пушкина, венцом того сложного единства, что называют художественным миром писателя. Как же реализуется безыскусственное повествование в многообразии открытий пушкинской прозы? И каково место в нем чём же загадка этой, казалось бы, непримечательной девушки?
Многое сказано о «ничтожном, бесцветном характере», «пустом месте всякой первой любви» - и эти оценки словно заслонили собой живого человека. Позже Гринев признается: «…Я смотрел на неё с предубеждением. Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою…». На первый взгляд героиня повести и в самом деле выпадает из причудливых отношений Гринева и Пугачева. Но лиризм не исчерпывается лишь линией взаимоотношений центральных героев, да и сами они что были бы без той духовной энергии милосердия и любви, олицетворением которой в повести и становится Маша?
В портрете её нет ничего необыкновенного. бросающегося в глаза. «…Девушка лет осьмнадцати, круглолицая, с светло-русыми волосами, гладко зачёсанными за уши, которые так и горели…», одетая «…просто и мило…» - вот и всё, что сказано о её внешнем облике. Красоты нет – портрет составляет лишь общее выражение кроткой, безмятежной ясности да способности нести во всё гармонию, свет и любовь. И этого достаточно для волшебного преображения мира. Происходит оно и благодаря главной героине произведения. Рядом с такой скромной, незаметной Машей Мироновой глухие и отдаленные места перестают тяготить Гринева, в душе его не остается места для озлобленности и обиды.
Но не только в светлой любви остается Маша такой; с разрушением всякой надежды на счастье она находит в себе душевные силы покориться судьбе: « …Буди во всем воля Господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Пётр Андреич, будьте хоть вы счастливы… Коли найдешь себе суженую, коли полюбишь другую – Бог с тобой, Пётр Андреич, а я за вас обоих…» В Маше находит воплощение этический идеал, путь к самоотречению. Так неожиданно приоткрывается ещё одна сторона характера этой простой, ясной, кроткой девушки.
Наделённая скромностью и осторожностью, пушкинская героиня отличается внутренней гармонией, высоким строем души, который ничто не может разрушить. Её осторожность – это не страх за себя и не хитрая расчётливость, скорее, это боязнь открыть свои чувства.
Сюжет романа позволяет воссоздать жизненные обстоятельства, сформировавшие характер девушки. Всё её образование ограничилось русской грамотою. Она проводила время за рукоделием и в хлопотах по хозяйству, - словом, была тем, чем и должна быть дочь таких людей, как супруги Мироновы. Они не могли дать ей светского лоска и блестящего воспитания, зато окружили её атмосферой честности и несложных, но возвышенных и твёрдых взглядов на жизнь и людей. То, что она слышала в бедной старенькой Белгородской церкви, имело на неё неотразимое и решающее влияние. Те вечные истины жизни, которым она внимала из уст священника, видимо, поразили её в ранние годы и навсегда определили её мировоззрение и поступки. Церковь сделала её христианкой в истинном смысле этого слова, а отчий дом укрепил в ней добрые начала и убеждения.
Маша скромна, осторожна, благоразумна, почти незаметна, но она же – желанный предмет любви и обожания всех, кто ни столкнётся с ней. Ей посвящают стихи, за неё дерутся на дуэли, под влиянием чувства к ней и оскорбленного самолюбия совершаются злодейства Швабрина, ради её спасения бросается в стан Пугачева Гринев. В душе героини скрывается внутренний загадочный потенциал, вырывающийся на поверхность в тяжёлые минуты.
Мнение Василисы Егоровны, что Маша – трусиха, не оправдалось. В начале штурма Белгородской крепости Маша вместе с матерью появилась на валу, когда пули свистели и стрелы падали поблизости. Стойко перенесла гибель родителей. Робкая и слабая, казалось бы, должна была смириться со своим положением пленницы Швабрина. Но и здесь проявляются черты характера, которые жили в ней подспудно. Она готова умереть, лишь бы не стать женой Алексея Ивановича: «…Я никогда не буду его женою! Я лучше решилась умереть, и умру, если меня не избавят». Действительно, загадочна женская душа!
Разорванный противоречиями, пропитанный злобой и недоверием мир возвращается к своему изначальному единству милосердием и любовью. Важную роль в конечном примирении играет именно Маша. Наделенная поистине ангельским даром убеждения, способностью в любом человеке, в ком есть хотя бы частичка живой души, будить самое лучшее, Маша сумела пробудить к пониманию и милосердию прекрасную даму, встретившуюся ей во время прогулки по саду, - Екатерину II, рассказав о несчастьях Гринева.«Я в долгу перед дочерью капитана Миронова», - услышала она из уст императрицы известие об освобождении любимого человека.
И всё-таки, эта тихая, робкая, трусливая по натуре девушка смогла преодолеть все превратности судьбы, стать победительницей в сложных жизненных ситуациях.
Изображение чувств – мостик, по которому можно проникнуть в «глубины души человеческой». И, читая Пушкина, мы вновь и вновь встаем вместе с ним на нелёгкую стезю познания человека, его поступков.