Тип учебного занятия: занятие общеметодологической направленности.
Образовательные подходы: системно-деятельностный подход, дифференцированный подход.
Образовательные технологии: технология диалога, здоровьесберегающие технологии, технология развивающего обучения: кейс-технология.
Методы в рамках технологии диалога: метод диалоговой беседы, метод обратной связи.
Методы в рамках здоровьесберегающих технологий: метод чередования заданий, активные методы деятельности учащихся.
Методы в рамках технологии развивающего обучения: метод самостоятельного поиска знаний, метод обобщения, метод анализа.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран.
Наглядно-дидактический материал: презентация “Юный патриот Ваня Солнцев”, карточки с заданиями, таблицы успеха.
Цель учебного занятия: формирование концептуальных представлений учащихся о главном герое, умение определять основные качества характера Вани Солнцева, формирование таких личностных качеств, как сопереживание.
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности | ||||||||||||||||||
Звучит песня Лебедева-Кумача
“Вставай, страна огромная…” Обращение к обучающимся. - Взволновали ли вас эта песня? - Почему? - Как, по-вашему, война – это страшное явление? - Кто принимал участие в Великой Отечественной войне? - А дети? - Какое произведение к сегодняшнему уроку вы прочитали? - Понравилось ли оно вам? - А что именно понравилось? |
Подготовка обучающихся к занятию: слушают учителя, участвуют в диалоге, демонстрируют готовность к уроку. | Задача: развитие мотивации детей
к учебной деятельности. УДД – личностные: положительное отношение к учению, познавательной деятельности. Познавательные: Осознание познавательных действий. |
||||||||||||||||
II. Самоопределение деятельности | ||||||||||||||||||
- Кто же такой сын полка? Сын полка (воспитанник полка) — ребёнок, обеспечиваемый необходимым для его жизни воинской частью. Он может быть зачислен в списочный состав воинского подразделения и поставлен там на довольствие или же такие дети “…содержались в действующей армии за счёт основного состава, и сведения о них, как правило, не отражались в учётной документации. Термин получил широкое распространение в СССР в годы Великой Отечественной войны |
Задача: актуализировать
объективный опыт учащихся. УУД: Личностные: имеют мотивацию к учению. Познавательные: извлекать необходимую информацию. Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу. |
|||||||||||||||||
III. Постановка учебной цели | ||||||||||||||||||
- Вот вы и подсказали тему
сегодняшнего урока. Какая она? - В каком жанре написано произведение? (Повесть) - Что такое повесть? Назовите особенности повести. - Каким показан Ваня Солнцев в повести? - Какую цель мы можем поставить сегодня на уроке? |
Ученики определяют тему урока Тема урока – “Юный патриот Ваня Солнцев в произведении Катаева “Сын полка”. Повесть – один из видов эпического произведения. Повесть больше по объёму и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. Цель – охарактеризовать главного героя произведения Катаева “Сын полка” |
Задача: грамотно сформулировать
учебную цель. УДД: Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, осуществлять поиск конкретной информации с помощью учителя. Регулятивные: уметь обсуждать возникающие проблемы, уметь вносить необходимые дополнения. Личностные: Иметь внутреннюю позицию, осваивать роль ученика. Коммуникативные: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. |
||||||||||||||||
IV. Систематизация знаний | ||||||||||||||||||
- Назовите эпизоды из жизни Вани Солнцева. | Обучающиеся отвечают на вопрос, называя основные эпизоды книги. | Задача: обеспечить закрепление в
памяти учащихся знаний и способов действий,
необходимых для самостоятельной работы,
обеспечить повышение уровня осмысления
материала. УДД Познавательные: извлекать нужную информацию. Регулятивные: контролировать учебные действия Личностные: желание совершенствовать свои знания. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность. |
||||||||||||||||
Дома вы работали по вопросам,
подбирали материал для работы в группах.
- Так какие же качества характера Вани были выявлены в результате этой работы? Посмотрите на доску. |
Класс разбит на 6 групп, каждая из
которых работает по вопросу домашнего задания. Материал, который они собирали, записан в тетрадях. На доску вывешиваются черты характера по каждому эпизоду, написанные фломастером. Обучающиеся самостоятельно определяют черты характера мальчика |
Задача: Выявить затруднения в деятельности групп. личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: интегрироваться в группу и строить продуктивное взаимодействие. |
||||||||||||||||
1. Кейс-задания (с использованием
кейс-технологии)
2. Заключительное слово учителя.
Верно. Но чтобы достичь цели, нам помогли ребята. Очень понравилась работа учеников… Как видим, повесть “Сын полка” - произведение о судьбе простого крестьянского мальчишки, у которого война отняла всё: родных и близких, дом и само детство. Он познакомился с замечательными людьми, которые согрели его своей добротой и вниманием и помогли стать смелым бойцом, “сыном полка”. И самое главное: пройдя все испытания, мальчик не теряет чувства человеческого достоинства: он скорее умрёт, чем покорится врагу. Патриотизм и мужество – неотъемлемые черты его характера. |
Кейс-задания Дети разделились на три группы. Перед ними импровизированный кейс, в котором находятся проблемные вопросы. Поочерёдно команды вытягивают из кейса вопросы для обсуждения. Команды отвечают на вопросы. |
Задача: выявить качество и
уровень полученных знаний и способов действий,
развить способность к оценочным действиям. УУД Регулятивные: осваивать способы действия, способность внутренний план действия. Познавательные: Осуществлять поиск и выделять необходимую информацию. Коммуникативные: Уметь слушать, принимать свою и чужую точку зрения. Личностные: иметь внутреннюю позицию, уметь оценивать жизненные ситуации. |
||||||||||||||||
1. Слово учителя. Как вы думаете, ребята, был такие ребята в годы войны, которые, как Ваня, помогали старшим товарищам, участвовали в военных действиях? Да, совершенно верно, У Вани Солнцева был реальный прототип – Исаак Платонович Солнцев. Как дорогую реликвию хранил Солнцев фотоаппарат, подаренный ему самим В.П. Катаевым. Солнцев был почётным пионером Одессы. Война закончилась, когда Ване-Изе было пятнадцать лет. Платоныч горд, что получил во время войны медали: “За взятии Берлина”, “За взятие Будапешта”, “За взятие Кенигсберга”, “50 лет победы в Великой Отечественной войне”, “За оборону Сталинграда”. Особо выделял он первую боевую медаль. Дорого ему и удостоверение “Сын полка” (нагрудный знак), выданное Ракову (Солнцеву) Ивану Платоновичу “как символ далёкого фронтового детства и личного участия в Великой Отечественной войне”. - Как можно назвать таких людей, как Ваня Солнцев и его прототип? (Патриотами) - Кого называют патриотом? Сообщение подготовила ученица. 2. Словарная работа. Патриот – человек, любящий Родину. Патриотизм – любовь к Родине. Напишите синквейн на основе изученного материала 1-я строка одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна (Ваня Солнцев) 2 строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие (находчивый, храбрый) 3 строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы (помогает, рискует, борется) 4 строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы и отношение к ней ( Участвует в войне.) 5 строка – синоним ключевого слова (патриот) Ваня Солнцев находчивый, храбрый помогает, рискует, борется Ваня Солнцев любит свою Родину патриот Заполнение таблицы.
|
Обучающиеся внимательно слушают
рассказ учителя, отвечают на вопросы. Работают над словарными словами. Словарь Ожегова Патриот – человек, одушевлённый патриотизмом. Патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, своему народу и готовность к любым жертвам и подвигам во имя интересов свой Родины. Ваня Солнцев: находчивый, храбрый, помогает, рискует, борется. Ваня Солнцев любит свою Родину патриот Заполнение таблицы |
Задача: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов, обобщить, сделать вывод, произвести самооценку. УУД Познавательные: приобретают умение использовать приобретённые знания на практике. Личностные: понимают значение знаний для человека. Коммуникативные: формулируют собственные мысли. |
||||||||||||||||
На выбор:
|