Цели:
- Методом критического мышления вывести учащихся на осмысление и понимание творчества Пастернака;
- Учить размышлять, делать выводы относительно точности и ценности полученной информации;
- Совершенствовать умение работать в группе
- Воспитывать у учащихся интерес к творчеству Бориса Леонидовича Пастернака; толерантность.
Стадия вызова.
– Как Вы думаете, каждый человек хочет, чтобы
его помнили?
– А как Вы считаете, почему люди, прожившие
иногда свою жизнь тихо, незаметно, остаются в
памяти других надолго?
– А какую память оставил о себе Б.Л. Пастернак? (он
заслужил стать классиком, поэтому его знают,
читают, изучают в школе).
Изучив творчество Пастернака мы сегодня обобщим
свои знания.
Наш урок необычен по своей форме. Это урок
мастерская. Мастерская – это место, где в
процессе работы рождается что-то новое. Я очень
надеюсь, что к концу урока каждый из Вас
определится с мнением о таком ярком поэте. В этой
связи хочу обратить Ваше внимание на слова
М.Цветаевой:
«Пастернака долго читать невыносимо
От напряжения (мозгового и глазного)
Как когда смотришь в чрезмерно острые
Стекла, не по глазу (кому не глазу)».
– Как Вы поняли последние слова, кому он не
глазу. (Его не каждый может понять).
– Что хотела этим сказать Цветаева? (подчеркнуть
необычность, своеобразие, масштабность
творчества)
Слайды №1,2
Актуализация знаний (повторим изученное).
Прием «Гигантские шаги».
- Б.Л. Пастернак родился в феврале 1890 года в Москве.
- Отец его – Леонид Осипович Пастернак был известным художником, мать– талантливой пианисткой.
- Свое призвание Пастернак – гимназист поначалу связывал с рисованием, жизни без которого не представлял (музыкой)
- Другое увлечение юности, когда он уже был студентом историко- филологического факультета Московского университета – философия.
- Большинство из своих первых стихотворений он перепишет заново, считая их незрелыми.
- Художественная и гражданская совесть не позволяла Пастернаку в конце 20 годов славить октябрь, который в сущности обманул народные массы – не дал ни свободу, ни земли, ни хлеба, вовлек в гражданскую войну.
Деление на группы «Стихи Пастернака»
1 группа «Февраль» |
2 группа «Зимняя ночь» |
1. Достать чернил и плакать | 1. Мело, мело по всей земле |
2. Писать о феврале навзрыд | 2. Во все пределы |
3. Пока грохочущая слякоть | 3. Свеча горела на столе |
4. Весною черною горит | 4. Свеча горела |
5. Достать пролетку. За шесть гривен | 5. Как летом роем мошкара |
Работа в группах
1 группа.
– Кто были родители Пастернака? Расскажите о их роли в воспитании Бориса? (отец был известным художником, академик живописи, преподаватель Московского училища живописи, ваяния и зодчества – Леонид Осипович. Он часто рисовал Л.Н Толстого, первым иллюстрировал его произведения. Мать – Розалия Коуфман, пианистка европейской известности. Именно она внушила сыну долго владевшую им любовь к музыке).
Слайд.
2 группа.
– Кто из известных людей бывал часто в гостях у Пастернака? (гостями семьи бывали известные художники:Серов, Врубель, Репин, Шишкин, Толстой, Скрябин).
Слайд.
1 группа
– Через какой город лежал путь поэзии
Пастернака? (Марбург)
Цель : освоить прием «Колесо последствий».
Используя прием «Колесо последствий» обрисуйте
путь Пастернака к поэзии
Защита
2 группа
Под влиянием каких поэтов происходило становление Пастернака как поэта?
Цель: освоить стратегию Исикавы.
Задание. Используя стратегию Исикавы напишите об окружении поэта. (становление Пастернака происходило под влиянием окружения. Сначала это символизм, он увлекался видением мира по А.Блоку и А. Белому, позже он примкнул к футуристам и состоял в творческой группе футуризм).
Слайд, слайд.
Защита.
1 группа.
– Где сложилась 1 книга стихов? (все лето 1913 года Б.Пастернак жил на даче в Молодях и там же сложилась первая книга его стихов «Близнец в тучах».Туда же и вошло стихотворение «Февраль».)
2 группа
– Сколько вариантов написания имеет
стихотворение «Февраль» (имеет 3 варианта
написания, датированных 1912, 1928, 1945 годами).
Вы сейчас будете слушать вариант 1928 года.
Прочтение.
– Чего в этом Пастернаковском стихотворении нет?
(нет словесного выражения лирического героя в
виде местоимения «я»).
– В каком году выходит книга «Второе рождение» и
почему она так названа? (это не только взгляд на
жизнь страны, но и поэтическая летопись зрелой и
вместе с тем безумной влюбленности в Зинаиду
Николаевну Нейгауз. А вышла в свет в 1932 году).
Слайд.
На стихи, вошедшие в этот цикл, написана песня,
давайте послушаем её.
– Как Вы думаете, автор музыки угадал? Передал ли
он авторские ощущения?
1 группа
– В каком году поэт совершил поездку на фронт? (1943 год)
2 группа
– Какие произведения в результате этого
появились? (появился очерк «В армии», стихи
«Смерть сапера», «Ожившая фреска», «Весна»).
Слайд.
Радость победы в войне возрождала надежды на
обновление общества. Росла потребность
высказаться о себе и об эпохе, но предвестия
свободы оказались ложными. Когда не оправдались
надежды на обновление жизни. Пастернак приступил
к своему роману, чтобы дать исторический образ
России за последние 45-летие.
Задание:
– Дайте ассоциации по роману «Доктор Живаго»,
составив кластер.
Цель: Научить методике составления кластера.
(содержание романа – это духовная история самого
Пастернака, представленная как история жизни
другого лица, доктора Юрия Андреевича Живаго.
Живаго – форма Винительного и родительного
падежа слова «живой» в древнерусском языке, она
вызывает с именем сына Бога – живаго. Роман
«Доктор Живаго» – это роман о преодолении
смерти).
Поменяться постерами. Защита постера.
Цель: Научиться защищать свою точку
зрения..
Как соотносится выражение поэзия в прозе с
романом «Доктор Живаго». (В нем присутствуют и
дневниковые записи, и записки, и стихи и письма).
Мне хочется обратиться к одному письму – письму
Антонины.
Анализ страниц романа (глава 13 часть 18)
Задание 1.
Вам дается текст, разрезанный по предложениям,
соберите текст, используя прием «Мозаика».
Даю подсказку: 2 первых слова и 2 последних.
«Юра – писала ему»; 2 последних … человека лучше
тебя.
Прочитать готовый текст.
– Как Вы думаете, письмо написано по правилам (в
нем нет адреса, нет начала, нет слов прощаний).
Мысли Тони прыгают, то она говорит о себе, то о
событиях вокруг, то вновь обращается к своим
чувствам.
– В каком жанре написано письмо (это крик души,
который заставляет трепетать и наши души).
– В чем сила письма (это письмо о любви, у которой
нет будущего)
– Чем это письмо не похоже на остальные (оно
прощальное и в нем высвечивается вся
замечательная душа Антонины Александровны –
огромная и умеющая любить).
– первоначально роман назывался «Свеча горела»
– Почему? Стихотворение о чем оно? Что
символизирует?
– За что в 1958 году Шведская Академия Наук
словесности и языкознания хотела присудить
Пастернаку Нобелевскую премию? (за выдающиеся
достижения в современной лирической поэзии и
продолжение благородных традиций великой
русской прозы). Слайд.
1 группа.
– Что случилось после этого? (поэта вынудили отказаться то нее)
Составьте рисуночный конспект о той черной недели.
Цель: научиться составлять рисуночный конспект.
25 октября – газета, разгромный отзыв, прошла
демонстрация «Вон из СССР»
28 октября – исключение из Союза писателей
29 октября – пленум
31 октября – «Дело Пастернака» 500 писателей
устроили суд
Защита.
2 группа
Составьте, пожалуйста, карту понятий «Время, в которое выпало жить Пастернаку»
Цель: научить составлять «карту понятий»
Вывод: все это вместилось в рамки
одной жизни, которую Пастернак прожил очень
достойно, за это он я думаю, достоин уважения
потомков.
– где провел свои последние годы Пастернак?
Почему его называли затворником, и он не считал
себя таковым? (последние годы провел у себя на
даче, он был всего лишь философ, закрывшись от
мира).
От какой болезни умер Пастернак? (от рака легких).
– Был ли поэт реабилитирован ? (19 февраля 1987 года
Секретариат отменил Постановление Президиума
Правления Союза писателей 1958 года «Об исключении
Пастернака из членов Союза писателей СССР)
– Какое событие произошло в декабре 1989 года?
(Шведская Академия вручила Нобелевскую премию
сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже
нет в живых) слайд
Рефлексия
1 группа составляет диаманту тема: «Пастернак – человек»
Цель: Научить составлять синквейн.
2 группа составляет синквейн «Пастернак – поэт»
Оценивание
Домашнее задание: Написать эссе «Что человек не может простить своему поэту».