Я хочу образования для народа только для того,
чтобы спасти тех тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых.
А они кишат в каждой школе.
Из письма Л.Н.Толстого
к А.А. Толстой. 15–30 декабря 1874г.
В представлении древних славян наш мир - это огромный раскидистый дуб, который связывает между собой землю, нижний и верхний мир, небеса. Под сенью этого дерева есть остров Буян, на нем жили прародители всего живого, зверей и птиц. В мифологии народа Саха Вселенная представлена, как мировое Древо Жизни – Аал Луук Мас, которое состоит из трех миров - Верхнего, Срединного и Нижнего. Согласно «Мусульманскому преданию», Земля держится на роге быка, бык на рыбе, рыба на воде, вода на воздухе, воздух на влажности; когда бык перебрасывает Землю с одного рога на другой, она содрогается. А в моем представлении, Земля – это дети. Они растут, познают мир, дарят нам свои тепло и ласку, а мы можем подарить им, пожалуй, самое ценное – знания.
Я учитель русского языка и литературы. Учитель. Для меня это слово не является абстрактным пониманием какой-то профессии. Это внутренний зов, сила духа и понимание целостной картины мира. Моей собственной. Той, которую я видела в детстве, перечитывая раз за разом детские книги Льюиса Кэрролла, Корнея Ивановича Чуковского, Алана Александра Милна.
Еще в детстве я задумалась над тем, кем я стану. Шли годы. Я наблюдала за мамой, которая жадно поглощала книгу за книгой. Моя мама тоже была учителем. Она засыпала с книгой в руках, её открытые страницы обыкновенно закрывали мамино лицо, эти книги безумно вкусно пахли. Я помню запах этих старых страниц, эти высушенные обложки и задеревеневшие корочки советской литературы. Именно мама стала той движимой силой, которая привела меня в школу. Мама своим примером показала мне, что профессия не может быть чем-то абстрактным, человек должен получать удовольствие от того, что он делает. Теперь и я тоже не могу назвать свою профессию работой, - это мой образ жизни, в этом есть моя натура.
Свою трудовую деятельность я начала еще в институте. Помню слова своего наставника - учителя учителей - Базаровой Туяны Бадмаевны: «Лика, ты должна. У тебя всё получится!». Тогда я пришла в школу совсем ещё юной, но потом поняла, что нужно идти вперед. Школа распахнула для меня свои двери, а я тогда впервые открыла своё сердце детям. Меня очень удивило то, с каким воодушевлением дети смотрели на меня во время моего первого в жизни урока. Эти блестящие детские глаза врезались в мою память также сильно, как улыбка, с которой уже другой класс встречал меня на следующем занятии. Так я начала свою трудовую деятельность.
Изначально я не ставила перед собой глубоких планов. Ежедневная «зубрёжка» содержания материалов к уроку помогала мне, как молодому учителю, гордо выстоять свой урок. Знания нарабатывались вместе с опытом. Шло время. Я стала искать новые пути подхода к детям, которые, как оказалось, были разными: одни скромными, другие более отзывчивыми, кропотливыми, смелыми, одаренными. Не могу сказать, что владела методикой преподавания, даже на уровне обывателя. Я стала понимать, что тех знаний, которыми я обладаю недостаточно для того, чтобы иметь право преподавать. Стала искать новые возможности, пути, подходы к обучению, к детям.
Мне очень повезло, потому что у меня были и есть прекрасные наставники. Именно они показали, что учительство – это искусство. Оно многогранное, смелое, яркое. Это радужный поезд, который мчит навстречу новым свершениям и победам. Это станции, которые украшены ярким солнечным светом, детскими улыбками, новыми познаниями, эмоциями. Каждая из этих станций величава, она «открывает глаза» на ту работу, которая становится неотъемлемой частью жизни, которая и есть жизнь! Помогает задуматься о вечном, обрести покой в недрах светлой детской души, научить любить свою профессию, познать себя.
Станция «Первая». Первую «методическую находку» я «выдумала», будучи еще студенткой. Принесла в класс две красивые картонные коробки в форме карандаша с глазками, носиком, ушками и треугольной шляпкой-крышкой (эти коробки достались мне после поедания сладких новогодних подарков). Они отдаленно напоминали человека, возможно, героя из книги А.Н.Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Дети очень удивились происходящему. Я поставила эти коробки на самое видное место около доски, раздала каждому по листку бумаги и попросила написать те слова, которые ребята ежедневно используют в своей речи. Это могли быть слова-сорняки, жаргоны, даже нецензурные выражения. Затем каждый опустил свою бумажку на дно коробки. Мы договорились о том, что любое подобное сказанное ими слово, они будут записывать на бумажный лист и продолжать «заполнять» коробку. Забавно было наблюдать за тем, как во время очередной перемены дети забегали в класс и «скидывали» свои «грязные словечки» в эти коробки. Постепенно коробки переполнились, а ребята очень удивились. Они не ожидали, что их речь настолько «засорена». В конце года мы достали весь информационный материал из этих коробок и выбросили в мусорный бак. Ребята сами захотели сделать это. А результат действительно был. Некоторые признались, что эти коробки стали наглядным пособием. Они больше не хотели «засорять» свой язык. А коробки продолжали стоять на своем месте и наполняться, только теперь уже свои «словечки» скидывали туда другие ребята. Таким образом, я поняла, что дети хорошо воспринимают наглядно-образные методы обучения, любят тактильность, у них хорошо развиты художественное и абстрактное мышление.
Станция «Тактильное мастерство». Следующую «образовательную находку» я «подглядела» у более опытных учителей. Всё думала: «Как же у них, получается «держать» такое большое количество учеников? Порой классы переполнены – по тридцать-сорок человек, и каждый ребенок просит внимания, ждет особого к себе отношения, поощрения, каждый хочет, чтобы заметили именно его». Учителя «старой закалки» использовали различные методы и технологии. Я до сих пор считаю их «образовательную игру» высшим пилотажем подхода к обучающимся. Это были всевозможные карточки с заданиями, которые они заполняли от руки. Цветные, сшитые своими руками из мягкого материала и рифлёные, вырезанные из картона мини-пособия для обозначения гласных и согласных, твердых и мягких звуков. Тогда я решила, что нужно обратить особое внимание на данную технологию и, вооружившись цветным картоном, изготовила свои «ответные карточки». Они представляли собой прямоугольную бумажную полоску высотой до тридцати сантиметров. С одной стороны карточка была белой с нарисованным вопросительным знаком. С другой стороны, верхняя часть карточки была красного цвета, снизу желтого. Я раздала эти карточки ребятам. Каждая из них была именной. Мы договорились, что каждый раз, когда ребенок захочет что-либо спросить, он будет поднимать карточку с той стороны, где изображен знак вопроса, и, напротив, если ребенок был готов ответить на мой вопрос, он поднимал карточку красной гранью вверх, если не был готов – желтой. Детям понравилась такая система. Они перестали заниматься посторонними делами во время урока, воцарился порядок. Сначала они воспринимали эти карточки, как игру, но вскоре просто привыкли. Теперь я могла впервые осознанно гордиться собой, ведь молодой учитель вызывает обычно больше интереса к своей персоне, чем интерес к обучению. А благодаря такой технологии, мои ученики стали более организованными, более сосредоточенными. Им понравилось, что карточки были именные, они полюбили эти карточки, некоторые стали раскрашивать их, иногда даже приходилось подклеивать. Тактильное восприятие сыграло не последнюю роль. Мне было очень приятно, когда встретив одного из тех ребят, он сказал мне, что на всю жизнь запомнит учителя, который подарил ему именную бумажную карточку, с которой он не расстался даже спустя пять лет. Он хранит ее в своем фотоальбоме.
Станция «Художественная». Несколько лет назад мне предложили преподавать уроки мировой художественной культуры в старших классах. Это был исключительно интересный опыт. Множественные методические рекомендации, перечитывание бесконечных конспектов, оставшихся со времён обучения в институте, не дали долгожданного результата. Старшеклассники. Уже такие взрослые дети, тихие, спокойные. Наборы тогда были маленькие, всего по семь - десять человек в классе. Как их заинтересовать? Чем? Они сидели со стеклянными глазами и вопрошали новых знаний, интересных, красочных. Тогда я впервые сознательно запаниковала. Мои уроки не были интересными для них, я видела, как их пытливые умы молчаливо укоряют меня за «скучные» уроки. Те «методические находки», которые действовали со школьниками среднего звена, не имели никакого эффекта в старших классах. Тогда я решила вновь искать что-то новое и обратилась к своим наставникам: Матвеевой Анне Джорджевне, Мишлимович Мире Яковлевне. Эти замечательные педагоги стали искать со мною пути выхода из сложившейся ситуации. Нам нужно было «найти» что-то особенное для моих учеников, такую технологию, которая могла бы возбудить в них интерес к самостоятельному обучению мировой художественной культуры. И мы нашли этот путь. Как оказалось, современные дети требовали «современных технологий» в обучении. Мы «создали» целую «программу освоения новых учебных знаний», используя продуктивные методы обучения. Вооружившись поддержкой своих преподавателей, я вошла в класс. Ученики ожидали нового монотонного урока, который не представлял для них особого интереса. Здесь важным будет отметить, что мне предложили воспользоваться «технологией критического мышления». Это тот тип мышления, который помогает с осмыслением относиться к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, формулам в обучении, методам. Это необходимое условие свободы выбора, ответственности за собственные решения. Системную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации «учебного движения». На этапе «вызова» актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом. Формируется личный интерес, определяется цель обучения. На стадии «осмысления» обучающийся вступает в контакт с новой практикой действий. Происходит систематизация полученной информации. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала. Этап «размышления» (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления, чтобы включить в них новые понятия. В ходе работы, в рамках этой модели обучающиеся овладевают различными способами интегрирования информации, учатся вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений, строят умозаключения и логические цепи, выражают свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим. Я использовала основные методические приемы развития «критического мышления»: кластер, таблицы, учебно-мозговой штурм, интеллектуальные разминки, «зигзаги», эссе, «корзину идей», составление синквейнов, «перепутанные логические цепочки», «перекрёстные дискуссии» и пр. Ребята не просто «овладевали» информацией о художественном искусстве древних цивилизаций, средневековой Византии, Европы и Древней Руси, культуры эпохи Возрождения, Просвещения и Новейшего времени. Они «спорили» о смыслах, жанрах, о значении, о видах искусства. Мы изготавливали гипсовые скульптуры, византийские вазоны из соленого теста и барельефы из папье-маше.
Все эти приёмы способны были заинтересовать даже самого незаинтересованного в мировой художественной культуре человека.
Таким образом, я пришла к выводу о том, что к каждому ученику, классу нужен свой подход.
Станция «абстрактное мышление». Это одна из моих любимых «методических находок» учебно-познавательной самореализации обучающихся. С приобретением навыков, приходит и предполагаемый опыт. Этот опыт не может быть целью содержания учебного процесса, но он есть средство его реализации. Зачастую мы сталкиваемся с тем, что дети не умеют мыслить, кто-то просто не хочет, кто-то считает, что умение мыслить в наше время – пустая трата времени и сил, ведь есть вездесущий интернет: телекоммуникационные сети. Многие знания современные дети получают именно в них. Эти «сети», никак иначе не назовешь. Плотный капкан погружает все новые и новые умы детей в пучину разномастной нужной и ненужной информации. Это и победа, и беда нашего времени одновременно.
Дети не хотят думать. Зачем? Ведь есть телефон, планшет, компьютер. Зачем ребёнку выполнять задания, кропотливо щурясь в «Энциклопедию эрудита», если можно войти в интернет и просто списать уже выполненное кем-то другим задание всего за пару минут? А задача учителя заключается в том, чтобы научить ребёнка думать. Замкнутый круг. Но выход есть всегда. Я нашла для себя следующее решение: домашние задания должны быть чётко сформулированными, будь то задание из учебника, индивидуальная карточка или проект. Ребёнок всегда должен понимать, что от него требуют. А для этого понимания, конечно, нужно изучить тему. Тут на помощь приходит технология «абстрактного мышления», так как мышление – это не только познавательная, но творческая деятельность, в результате которой создаются новые предметы и явления материальной и духовной культуры людей, предвидятся и планируются пути их личной и общественной жизни. Знания же об этих новых достижениях и открытиях являются основой для формирования новых «продуктов действия», законов и правил. Тем самым, мышление совершается в единстве практики и теории. Содержанием мышления являются понятия, правила, единичные предметы и явления, вновь познаваемые или создаваемые творческой мыслительной деятельностью. Кроме того, содержанием мышления становятся те или иные непосредственно воспринимаемые предметы и явления, представления и образы памяти, воображение, образы сравнений, практическая деятельность. Мышление является продуктом исторического развития общественной практики, особой теоретической формой человеческой деятельности и саморегуляции. С точки зрения психологии, мышление – это специально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия нового, процесс опосредствованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Приведу пример из личной практики. Пятый класс. Урок литературы. Раздел «Поэты о Великой Отечественной войне». А.Т.Твардовский, К.М.Симонов.
И снова нет блеска в глазах детей, нет желания. Такое далекое для них понятие – война. Включаем «абстрактное мышление», выполняем с ребятами следующее задание: «Закройте глаза, представьте, что Вы находитесь в пустой комнате. Вы сидите на стуле. Вы потеряли память. Вхожу я (учитель). Что я Вам скажу? Что я могу сделать с Вашей утерянной памятью?». Затем следуют ответы учеников. И вновь: «Закройте глаза. Теперь представьте, что потеряли память не только Вы, а вся наша страна. Что можно сделать с людьми, потерявшими память в таких масштабах?». Следуют ответы учеников. Вот, они уже представили, что теряют память, представили, что я могу «вложить» в их светлые головы, что произойдет со страной, если каждый гражданин потеряет память. Ужаснулись. Заинтересовались. Снова вижу блеск в глазах, заинтересованность. Кто-то задумался, кто-то уже склонил голову над учебником, у кого-то «ком в горле». Такие регулярные «включения» помогают мне изо дня в день преодолевать соблазн быть заурядной, погрузиться в монотонность бытия и забыть, зачем я пришла в школу. Подобная технология позволяет ребёнку научиться мыслить «живо», эта «живая мысль» преследует его и после уроков. Ребёнок садится за стол, чтобы выполнить домашнее задание и понимает, что интернет не сможет сказать «за него», лучше, чем он. Считаю, эту технологию большой находкой и с огромным уважением отношусь к моим преподавателям, которые научили меня инакомыслию…
Таких станций будет еще множество на моём пути. Я только начинаю идти. Хочу пожелать моим коллегам всегда «обращаться к себе» прежде, чем обратиться к ребёнку. В глубине каждого из нас живёт именно та животворящая искра, которая соединяясь с другими искрами, превращается в пламя. Его уже нельзя потушить. Это пламя любви к своему делу, к детям, к солнцу, небу, Родине. Если эти искры есть в нас, то пламя будет гореть вечно и в наших учениках.