Тема по литературе: "Этот приглуповатый Хлестаков..."
Тема по русскому языку: "Однородные члены предложения "(частичный индивидуальный контроль).
Предварительная работа включала следующее:
- по русскому языку: тема "Однородные члены предложения" была дана блочно, два урока заняла фронтальная проработка материала;
- по литературе: учащимися прочитана комедия "Ревизор", проведен урок "Отцы города" (общая характеристика чиновников города).
I. Проверка домашнего задания:
1) чтение мини-сочинения;
2) три человека у доски: объясняют (с помощью схем) знаки препинания в предложениях с однородными членами из своего сочинения.
Работа по карточкам (идет одновременно с проверкой домашнего задания).
Карточка 1. Расставить знаки препинания, объяснить их графически; вставить пропущенные буквы, раскрыть скобки.
Хлестаков пытается сказать (не)что чрезвычайно сверх..естестве(н,нн)ое (не)обычайно эффектное.
Но сказать ему совершенно (не)чего и фраза часто обрывается на середине. "Легкость (не)обыкновенная в мыслях" пустота фраз (не)определенность содержания все что находится в голове Хлестокова.
Карточка 2. Расставить знаки препинания, объяснить их графически.
Потом Хлестаков захотел продолжить осмотр города совершенно освоившись в своем новом положении. Он благосклонно принимает все любезность почтительность и услужливость чиновников знаки внимания со стороны жителей города и объясняет это своими личными достоинствами.
Карточка 3. Расставить знаки препинания, объяснить их графически.
Комический сатирический эффект сцены вранья достигается не только гиперболами "арбуз в 700 рублей" "суп в кастрюльке прямо на пароходе" приехал из Парижа. Смешно не только что Хлестаков в числе своих сочинений зачисляет и комедию Бомарше и оперу Беллини и целый журнал.Комична сама неопределенность тех хвастливых фраз которыми Хлестаков хочет поразить своих слушателей.
Карточка 4. Расставить знаки препинания, объяснить их графически.
В богоугодном заведении Земляники Хлестаков увидел стол заваленный разными винами и закусками и сразу повеселел ретиво принялся за еду изредка отрываясь чтобы попросить еще вина или похвалить какое-нибудь блюдо.
II. Зрительный диктант: расставить знаки препинания, объяснить их; раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Хлестаков вовсе (не)надувает он не лгун по ремеслу он сам забывает что лж..т и уже сам почти вер..т тому что говорит.
Это вообще лучшая и самая поэтическая минута в его жизн..-почти род вдохновения.(Гоголь).
Проверка диктанта (один ученик у доски).
III. Работа с текстом.
- О какой "минуте" говорит Гоголь?
- Действительно ли Хлестаков верит своей фантазии?
Чтение по ролям явл. VI третьего действия.
- Как восприняли чиновники рассказ Хлестакова о петербургской жизни?
- До какого момента инициатива разговора в руках Хлестакова? (До реплики Марьи Антоновны.)
- Действительно ли Хлестаков обладает "легкостью необыкновенной в мыслях"?
- Замечает ли Хлестаков, что начинает врать? Как выходит из затруднительных положений?
- Как вы думаете, где высшая точка (кульминация) сцены вранья?
Почему Гоголь говорит не упал, а шлепнулся?
- Как реагируют чиновники на эту сцену? Почему?
IV. Пунктуационный разбор (вывод к беседе).
Все они, уездные, напуганные и знающие свои грешки, благоговеющие перед начальством,готовы в носе, в бакенбардах, в пустышке, в фитюльке увидеть какие угодно величественные черты, раз они признали бакенбарды и фитюльку персоной. (Гуковский.)
V. Обобщающая беседа.
- Что же помогает Хлестакову молниеносно вознестись в мечтах до генерала и даже фельдмаршала?
- Как Гоголь передает изменение настроения чиновников города?
- Каковы жизненные идеалы Хлестакова? Какая фраза лучше всего отражает сущность этого "елистратишки"?
Запись эпиграфа к уроку: "Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия!"
VI. Словарная работа: записать существительные и прилагательные, характеризующие Хлестакова.
Пустозвон, несколько приглуповат, щеголь, простодушный, тщеславный, болтун, недалекий.
VII. Объяснительный диктант: расставить знаки препинания, объяснить их; раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Герой комедии городничий и (не)почитайте Хлестакова героем комеди.. так как он создание и..пуга(н,нн)ого вообр...жения городничего призрак тень его совести.
VIII. На дом:
- по русскому языку: упр.208.
- по литературе: прочитать два последних действия, подумать, какую роль в сюжете играет каждое действие; индивидуальное задание 2 ученикам:вопрос №17на стр. 238 - подготовить характеристику городничего и Хлестакова,