Эстетическое воспитание – это целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Оно представляет собой сплав непосредственных чувств и интеллекта.
В последнее время много говорится о воспитании человека культуры. Эстетическое воспитание ставит в центр всей образовательной системы личность ребенка, обеспечение творческих и разносторонних условий её развития, реализации её природных потенциалов.
Искусство является важным средством воспитания личности. Дисциплины гуманитарного цикла призваны не только помочь учащимся овладеть определенными знаниями, умениями и навыками, но и научить их выразить себя в этом мире, ощутить свою эстетическую и нравственную сопричастность к нему.
Литература является одной из основных дисциплин в системе эстетического воспитания, так как призвана зарождать в учащихся тягу к красоте, доброте, справедливости. Изучение литературы всегда сопровождается обращением к другим видам искусства: музыке, живописи, театру, кино. И задача преподавателя литературы – помочь учащимся осознать внутреннюю логику развития литературы и искусства, вскрыть общее и особенное в их развитии на разных этапах их формирования.
В наше время, когда остро стоит вопрос о духовном возрождении, о гуманизации и гармонизации личности, вряд ли следует пренебрегать таким мощным источником духовного обогащения и эстетического воспитания учащихся, какими являются произведения живописи и музыки. Само присутствие репродукции произведения живописи известного художника или звучащего на уроке музыкального произведения как бы невольно возвышает, одухотворяет учащихся, способствует возникновению атмосферы высокой нравственности и культуры речи.
В целях более качественной работы по нравственно-эстетическому воспитанию учащихся целесообразно использовать технологию Педагогической диагностики, дающей не только представление о степени развития нравственно-эстетических качеств личности обучающихся, но и помогающей создать условия дальнейшего развития этих качеств для участников педагогического процесса.
При осуществлении диагностики развития эстетических качеств учащихся преподавателем должны быть поставлены общие и частные цели. Общие цели касаются выявления общего уровня развития, воспитания, культуры ребенка. Частные цели связаны с выявлением уровня развития ценностных ориентаций, эстетического вкуса обучающихся.
После постановки целей определяются критерии развития личности и показатели.
Например, среди критериев развития эстетической культуры можно выделить:
- полноту и разносторонность эстетических знаний;
- эстетические интересы и потребности;
- потребности в общении с искусством;
- проявление эстетических чувств при общении с прекрасным;
- глубина восприятия произведения искусства;
- способность и потребность эстетически преобразовать окружающую действительность и т.д.
В процессе изучения личности воспитанника преподаватель отбирает методы диагностики, то есть способы изучения ребенка. Это может быть: наблюдение, беседа с воспитанником (уточняющее собеседование, интервьюирование), анализ результатов деятельности, сочинения и др. используя данные методы, учитель определяет уровень развития учащихся.
Анализ результатов диагностики показывает, что каждый из критериев имеет разнообразные количественные и качественные показатели.
Например, отношение к окружающим людям может быть: добрым, внимательным, уважительным; безразличным, нейтральным; неуважительным. Развитие поэтических интересов может выражаться знанием только имени А.С.Пушкина либо знанием поэтов только школьной программы, либо знанием творчества отдельных поэтов, чтением наизусть их произведений и.т.д.
Исследователи, педагоги-практики выделяют три обобщенных уровня развития: низкий, средний и высокий.
Низкий уровень эстетического развития предполагает:
- фрагментарные эстетические знания;
- описательность и перечисляемость в ответах;
- случайность наблюдений;
- неумение выделить из массы подробностей выразительную деталь;
- неумение сформулировать свое отношение к действительности;
- отношение к произведениям искусства, к окружающей действительности, характеризующееся весьма общими показателями – хорошо или плохо, нравится – не нравится, без каких-либо нюансов;
- наивно-реалистическое (прямое, зеркальное) восприятие искусства;
- отсутствие или неразвитость творческого воображения;
- неразвитость эстетических чувств и вкуса;
- связь с массовой культурой эстетических чувств и вкуса;
- увлечение сюжетом, фабулой, ритмом, внешними атрибутами художественного произведения.
Средний уровень предполагает:
- владение определенными понятиями об эстетических ценностях;
- стремление не столько описывать события, сколько рассуждать о них;
- анализировать свое отношение к действительности;
- не всегда устойчивые эстетические вкусы;
- связь эстетических интересов и идеалов, как с массовой культурой, так и с истинными её достижениями;
- восприятие искусства преимущественно как занимательные игры мыслей, наглядное оформление тех или иных социальных проблем;
- заинтересованное отношение воспитанников к проблеме, отраженной в художественном произведении (но не к художественным достоинствам самого произведения, мастерству автора).
Высокий уровень предполагает:
- целостность восприятия искусства и окружающей действительности;
- умение чувствовать природу искусства (умение узнавать произведения, почерк, особенности творчества художника);
- потребность в художественном творчестве, эстетическом преобразовании действительности;
- разносторонние эстетические интересы и потребности;
- развитый эстетический вкус;
- ярко выраженную индивидуальность в определении интересов и идеалов.
В результате применения данных приемов Педагогической диагностики преподаватель может не только выявить уровень эстетического развития учащихся, но и подобрать наиболее подходящие для данной группы пути его совершенствования.
Произведения искусства оказывают широкое и многогранное воздействие на человека. В духовную работу включаются все силы и творческие способности: чувства, интеллект, память и воображение. При восприятии искусств человек находится в состоянии напряженной духовной деятельности, в которой участвуют почти все психические процессы личности: мышление, восприятие, ощущение, воля, воображение, эмоции, внутренняя речь. Воздействуя эмоционально, вызывая сопереживание у учащихся, произведение живописи надолго остается в памяти и тем самым содействует формированию личности в определенном социальном плане.
На своих уроках я отбираю такие произведения живописи, которые позволяют активизировать речевую деятельность студентов, способствуют психологической, интеллектуальной и нравственной коррекции личности обучаемых, развитию его художественного вкуса.
Работа на уроке с репродукциями с картин или заслушивание музыкального произведения, созвучного с изучаемым литературным произведением, развивает в студентах наблюдательность, воображение, критическое чутьё, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать их.
Известно, что демонстрация картин на уроках развивает в учащихся наблюдательность, критическое чутье, широту мысли, любовь к обобщениям, а также приводит в действие все многообразные мыслительные процессы, способствуя развитию у учащихся наблюдательности, внимательному отношению к литературным явлениям, помогая осознать эти явления. Работая с репродукциями, студенты не только получают культурологические знания, но и самостоятельно извлекают факты культуры и содержания картины и находят им словесный эквивалент. Этому способствует то, что картина, действуя на органы чувств человека, дает возможность воспринимать действительность более глубоко и всесторонне, содействует развитию эмоциональной сферы человека, его мышления и на этой основе формирования мыслительных и речевых процессов.
Применение современных компьютерных технологий дает преподавателю возможность плодотворно использовать на уроках большой наглядный материал, совмещая различные виды искусства, разнообразить деятельность учащихся. На любом уроке уместен разговор о связи литературы и живописи, театра, музыки, размышления над эстетическими понятиями.
В моей практике есть разнообразные формы таких уроков: урок-презентация, уроки с элементами театральных постановок, урок-экскурсия и другие. (Приложения №1,2) Во внеурочной работе эстетическому развитию способствует проведение литературных вечеров и литературно-музыкальных композиций, которые являются средством мобилизации интереса как стимула самообразования, средством гармонизации личности, развития эмоционального сопереживания как основы для полноценного восприятия искусства и формирования художественных способностей учащихся.
Конечной целью эстетического воздействия является формирование человека с чуткой, красивой душой, здоровыми вкусами, с творческим умом и глубокими знаниями. И такие уроки станут толчком для духовного и нравственного роста молодого поколения.
Литература
- Глущенко Е.Л., Полуянов В.П. “Картина и иллюстрация на уроках литературы”, М. “Просвещение”, 1985;
- Детская энциклопедия. Искусство. Т.12, М., “Педагогика”, 1987;
- Краткий словарь по эстетике: Книга для учителя, М. “Просвещение”, 1993;
- Плаксина И.В. “Работа психолога в школе”, Владимир, 2004;
- Сборник материалов и программ эстетического воспитания школьников, М, 1989;
- Пьянкова Н.И. “Эстетическое воспитание средствами изобразительного искусства и музыки на уроках русского языка и литературы”, М, 2002;
- Смелкова З.С. “Литература как вид искусства”, М, 1998.