Цели урока:
- Познакомить учащихся с биографией Ф. И. Тютчева и ее отображением в поэтических произведениях. Показать значение творчества Тютчева.
- Выявить основные темы и мотивы лирики.
- Развивать навыки сопоставительного анализа, самостоятельность суждений, творческие способности учащихся.
- Воспитывать интерес к жизни и творчеству Ф.И. Тютчева, изучению искусства.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы и приёмы: объяснительно-иллюстративный, использование компьютерных технологий, инсценировка, сообщения учащихся по биографии и творчеству поэта, заполнение хронологической таблицы, показ слайдов, словарная работа, выразительное чтение стихотворений Ф.И.Тютчева, использование межпредметных связей с музыкой, искусством ХIХ века.
Оборудование:
- Компьютер, мультимедиа проектор, презентация, созданная в среде MS POWERPOINT на тему: “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева.
- Основные темы и мотивы лирики”.
- Музыка П.И.Чайковского “Времена года”.
- Выставка иллюстративных и документальных материалов о жизни и творчестве Ф.И.Тютчева.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя о целях и задачах урока.
Учитель показывает слайд №1 (тема урока). “Этапы биографии и творчества Ф.И. Тютчева. Основные темы и мотивы лирики” (запись числа и темы урока в тетрадь).Слайд №2 (эпиграфы к уроку).
- В этом году (в ноябре месяце) исполняется 205 лет со дня рождения Ф.И. Тютчева.
Тютчев… создал речи, которым не суждено умереть.
И.С. Тургенев…для Тютчева жить – значит мыслить.
И.С. Аксаков
- Посмотрите, какие замечательные слова сказаны о Федоре Ивановиче Тютчеве
(запись одного эпиграфа в тетрадь).
- С поэзией Тютчева вы знакомы ещё с начальной школы. Что вы знаете об этом поэте?
- Какие стихи учили, читали?
- О чём пишет этот поэт?
- Итак, это в основном пейзажная лирика поэта. А сегодня на уроке мы не только
познакомимся с биографией поэта, но и прочитаем стихи и поймём, что главное у
Тютчева не изображение природы, а её осмысление, т.е. натурофилософская лирика.
Перед вами предстанет новый для вас Тютчев, т. е. прозвучат стихи о любви, о Родине, философская лирика.
В конце урока мы сделаем вывод:
- Каковы основные темы и мотивы лирики Тютчева?
- Приготовьте для заполнения хронологическую таблицу “даты – события”.
(Заранее подготовленный ученик читает сообщение “Жизнь и творчество Ф.И. Тютчева”, остальные учащиеся записывают даты и события с экрана в таблицу).
3. Сообщение ученика о биографии писателя.
Слайд №3 (Тютчев в детстве. Портрет неизвестного художника. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич).
Фёдор Иванович Тютчев родился 23 ноября 1803 года в селе Овстуг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье среднего достатка. Фёдор Иванович был второй, меньший сын Ивана Николаевича и Екатерины Львовны Тютчевых. Отец Иван Николаевич не стремился к служебной карьере, был радушным и добросердечным хозяином-помещиком.
Фёдор Иванович Тютчев и по внешнему виду (он был худ и малого роста), и по внутреннему духовному строю был совершенной противоположностью своему отцу; общего у них было одно благодушие. Зато он чрезвычайно походил на свою мать, Екатерину Львовну, женщину замечательного ума.
Дом Тютчевых ничем не выделялся из общего типа московских боярских домов – открытый, гостеприимный, охотно посещаемый многочисленной роднёй и московским светом.
В этом, вполне русском семействе Тютчевых преобладал и почти господствовал французский язык, так что не только все разговоры, но и вся переписка родителей с детьми и детей между собой велась по-французски.
С самых первых лет Фёдор Иванович был любимцем и баловнем бабушки Остерман, матери и всех окружающих. Благодаря своим умственным способностям, учился он необыкновенно успешно (комментарии учителя к слайду №3).
- На этом слайде вы видите Тютчева ребёнком. Портрет выполнен пастелью неизвестным художником. Слева - мать, Екатерина Львовна. Справа - отец, Иван Николаевич.
Слайд №4 (С.Е. Раич)
Родители Тютчева ничего не щадили для образования своего сына и на десятом году жизни пригласили к нему воспитателем Семёна Егоровича Раича. Выбор был самый удачный. Человек учёный и вместе вполне литературный, отличный знаток классической древней и иностранной словесности. В доме Тютчевых Семён Егорович пробыл семь лет. Под влиянием учителя будущий поэт рано приобщился к литературному творчеству и скоро стал гордостью учителя. Уже в 14 лет Тютчев перевёл стихами послание Горация к Меценату, которое впервые было опубликовано в 1819 году (комментарии учителя к слайду №4).
Слайд №5 (Московский университет. Неизвестный художник. 1820-е годы)
В 1818 году Тютчев поступил на словесное отделение Московского университета, его товарищ был М.П. Погодин, впоследствии известный историк.
В студенческие годы формируется умеренное политическое вольномыслие, но Тютчев остаётся противником революционных выступлений, преобладают интересы художественные, эстетические, философские.
В студенческие годы Тютчев много читает, участвует в литературной жизни университета, его ранние опыты выдержаны в духе поэзии классицизма и сентиментализма (комментарии учителя к слайду №5).
В 1821 году, когда Тютчеву не было ещё 18-ти лет, он сдал отлично свой последний экзамен и получил кандидатскую степень. После окончания университета Тютчев был отправлен в Петербург, на службу в Государственную коллегию иностранных дел, получил место сверхштатного чиновника русской дипломатической миссии в Баварии и в 19 лет отправился в Мюнхен.
За границей Тютчеву предстояло провести 22 года.
Инсценировка.
Слайд №6 (Портреты Тютчева и Амалии Лерхенфельд)
- А сейчас мы вам покажем небольшую сценку, в которой предстанут перед вами чиновник русской дипломатической миссии в Мюнхене, 20-летний Ф.И. Тютчев и 15-летняя Амалия, дочь графа Лерхенфельда, мюнхенского дипломата (сценка).
- Прослушайте романс “Я встретил Вас…” в исполнении С. Захарова.
(комментарии учителя к слайду №6).
Слайд №7 (Элеонора Петерсон)
Вскоре, после увлечения Амалией Лерхенфельд, в 1826 году Тютчев женился на вдове русского дипломата Элеоноре Петерсон (комментарии учителя к слайду №7).
Ученик рассказывает стихотворение “Стояла молча предо мною…”
На пароходе “Николай”, на котором Элеонора с тремя дочерьми возвращалась из России в Италию, случился пожар. Элеонора проявила мужество, спасая своих дочерей. После нервного и физического потрясения жена Тютчева умирает. По семейному преданию “ Тютчев, проведя ночь у гроба жены, поседел от горя”.
Ученик рассказывает стихотворение “Стремился я к тебе душой…”
За границей он жил вне русской языковой стихии, к тому же обе жены поэта были иностранками, знавшими русского языка.
Французский язык был языком его дома, его службы, его круга общения, наконец, его публицистических статей и частной корреспонденции, по-русски писались только стихи.
Как поэт Тютчев сложился к концу 20-х годов. Значительным событием в литературной судьбе Фёдора Ивановича стала публикация большой подборки его стихов в пушкинском “Современнике” в 1836 году под заголовком “Стихи, присланные из Германии” с подписью “Ф.Т.”.
После этой публикации на Тютчева обратили внимание в литературных кругах, но читателям имя Тютчева по-прежнему оставалось неизвестным.
Слайд №8 (Эрнестина Дернберг)
В 1839 году Тютчев женится на Эрнестине Дернберг (урождённой баронессе Пфеффель).
Комментарии учителя к слайду №8.
- Перед вами портрет Эрнестины Дернберг.
В минуты великой радости и в пору глубокого отчаяния у изголовья больного духом и телом поэта склонялась верная Нести. Так называл Эрнестину Тютчев. Как-то он застал её сидящей на полу, с глазами, полными слёз. Вокруг были разбросаны письма, которые они писали друг другу. Почти машинально она брала их из пачек одно за другим, пробегала глазами строки любви и признаний и так же машинально, словно заведённая механическая кукла, бросала в огонь камина тонкие, пожелтевшие от времени листки. Так родилось стихотворение “Она сидела на полу…”
Ученик рассказывает стихотворение “Она сидела на полу…”
В 1844 году Тютчев с семьёй навсегда переселился в Россию.
Он жил в Петербурге, имел необыкновенный успех в высшем свете, покоряя всех изысканной беседой, блистательным остроумием. Мало кто знал, что любимец петербургских салонов “под влиянием великих политических и социальных потрясений …являл собою вдохновенного пророка”.
В это время Тютчев почти не писал стихов: осенью 1849 года он приступил к созданию большого историко-философского тракта на французском языке “Россия и запад”. Работа эта осталась незавершённой.
Слайд №9 (Елена Александровна Денисьева)
Когда Тютчеву было 47 лет, началось любовное увлечение, обогатившее русскую поэзию бессмертным лирическим циклом. Денисьевский цикл – вершина любовной лирики Тютчева, 24-летняя Елена Александровна Денисьева училась в Смоленском институте с дочерьми Тютчева. Они полюбили друг друга и 14 лет были связаны гражданскими узами и двумя детьми.
Ученик рассказывает стихотворение “Чему молилась ты с любовью…”.
Любя Денисьеву, Фёдор Иванович Тютчев не покидал семьи; в письмах и стихах обращался он с покаянным признанием к жене: “Ах, насколько ты лучше меня, насколько выше! Сколько достоинства и серьёзности в твоей любви, и каким мелким и жалким я чувствую себя рядом с тобой!..Увы, это так, и я вынужден признать, что хотя ты и любишь меня в четыре раза меньше, чем прежде, ты всё же любишь меня в десять раз больше, чем я того стою”.
В глазах высшего света связь с Денисьевой была скандальной, вся тяжесть осуждения и отвержения пала на плечи Денисьевой. Не только “свет” отвернулся от Елены Александровны, но и родной отец отрёкся от неё. Весь цикл стихов, посвящённых Денисьевой, проникнут тяжёлым чувством вины, насыщен роковыми предчувствиями. В этих стихах нет ни пылкости, ни страсти, только нежность, жалость, преклонение перед силой и цельностью её чувства, сознание собственной недостойности, возмущение “бессмертной пошлостью людской”.
Смерть Елены Александровны в возрасте 38 лет от чахотки вызвала в поэте взрыв глубочайшего отчаяния, которое отразилось в стихах этого периода.
Комментарии учителя к слайду №9.
Ученик рассказывает стихотворение “О, как убийственно мы любим…”
Слайд №10
В 40-е годы Тютчев почти не печатался 10 лет и только в 50-е годы Некрасов и Тургенев опубликовали в журнале “Современник” 92 стихотворения Тютчева. А в 1854 году выходит в свет первый поэтический сборник стихотворений Фёдора Ивановича Тютчева. Высокую оценку его поэзии дали писатели и критики разных направлений: Чернышевский, Добролюбов, Лев Толстой, Фет, Аксаков. Всё это означало, что к Тютчеву пришла поздняя, но подлинная слава.
В 1958 году Тютчева назначили председателем комитета иностранной цензуры. В 1868 году выходит последний прижизненный поэтический сборник Тютчева.
Умер Фёдор Иванович Тютчев 15 (27) июля 1873 года в Царском Селе. Похоронен в Петербурге.
Комментарии учителя к слайду №10
-Фёдора Ивановича Тютчев никогда не был литератором-профессионалом, стихи создавал как бы “невольно”, о судьбе их мало заботился и нисколько не хлопотал об авторской славе. Его волновало иное:
“Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовётся, -
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать…
Гениальное поэтическое слово Тютчева получило в нашей стране поистине всенародный отзыв. Память о поэте бережно сохраняется в подмосковном музее-усадьбе Мураново, главном тютчевском мемориале страны.
На слайде вы видите письменный стол и личные вещи Ф.И. Тютчева, которые находятся в музее-усадьбе Мураново.
4. Основные темы и мотивы лирики. Слово учителя.
- Поэзия Тютчева относится к непреходящим ценностям литературы прошлого, которые и в наши дни обогащают духовную культуру каждого человека. Творчество Тютчева привлекало внимание многих выдающихся писателей, мыслителей, учёных, но до сих пор оно осталось недостаточно изученным и понятным. О творчестве Тютчева высказано немало противоположных мнений: им восхищались, его не воспринимали. Каждый должен будет выработать свою точку зрения на его творчество. Но нельзя его поэзию представить без лирики природы.
Судьба Тютчева – поэта необычна: это судьба последнего русского поэта-романтика, творившего в эпоху торжества реализма и всё-таки сохранившего верность заветам романтического искусства.
Романтизм Тютчева сказывается, прежде всего, в понимании и изображении природы. И в сознание читателей поэт вошёл, прежде всего, как певец природы.
Преобладание пейзажей – одна из примет его лирики. Правильнее называть её пейзажно-философской: картины природы воплощают глубокие, напряжённые трагические раздумья поэта о жизни и смерти, о человеке, человечестве и мироздании: какое место занимает Человек в мире и в чём его Судьба.
Тютчев неповторимо запечатлел в своих стихах все четыре времени года.
Слайд №11 (Весна).
- В стихотворении “Весенние воды” ручьи – первые вестники весны оповещают о приходе праздника природы. Послушайте романс “Весенние воды” в исполнении Л. Казарновской.
(Ученики рассказывают стихотворения Тютчева о природе и высказываются о том, как воспринимаются строки Тютчева, какие чувства и ассоциации они рождают).
Ученик рассказывает стихотворение “Весенняя гроза”. Звучит фоновая музыка П.И. Чайковского “Времена года” “Апрель. Подснежник”.
Комментарии учителя к слайду.
Слайд №12 (Лето).
Звучит фоновая музыка П.И. Чайковского “Времена года” “Июль. Баркарола”.
Ученики рассказывают стихотворения “Неохотно и несмело”,
“Как весел грохот летних бурь”
Комментарии учителя к слайду.
Слайд №13 (Осень).
Ученик рассказывает стихотворение “Есть в осени первоначальной…” (Звучит фоновая музыка П.И. Чайковского “Времена года” “Осенняя песнь”)
Комментарии к слайду.
Слайд №13 (Зима).
Ученик рассказывает стихотворение “Чародейкою зимою…”
(Звучит фоновая музыка П.И. Чайковского “Времена года” “Январь. У камелька”
- С горечью и сожалением Тютчев говорит о людях, для которых живая жизнь природы чужда и непонятна:
Ученик рассказывает стихотворение “Они не видят и не слышат…”
-В чём же особенность изображения природы Тютчевым, чем его взгляд отличается от нашего?- Тютчев изображает природу не со стороны, не как наблюдатель и фотограф. Он пытается понять душу природы, услышать её голос. Природа у Тютчев – это живое, разумное существо.
- Итак, мы видим, Тютчева недаром называют певцом русской природы.
Тютчев воспринимает природу как живое, одухотворённое существо и, пытаясь проникнуть в её тайны, обращается к человеку, ибо в его жизни есть аналогии окружающего мира.
Постижение мира человека путём сопоставления его с миром природы нашло своё специфическое отражение в поэтике философского характера.
Ученик рассказывает стихотворение “Фонтан”.
Думы человека о смысле бытия, сосредоточенность личности на себе, трагические страницы жизни и одновременно оптимизм её восприятия – таково содержание большей части поэзии Тютчева.
Трагическое звучание получает тема одиночества современного человека, наиболее глубоко раскрытая в стихотворении с латинским названием “Silentium”.
Ученики рассказывают стихотворения “Silentium”, “Тени сизые смесились…”
- Ко времени возвращения Тютчева в Россию завершилось становление политических взглядов писателя, изложенных в трёх статьях – “Россия и Германия”, “Россия и революция”, “Папство и римский вопрос”.
В России он видит великую империю, исповедницу христианской веры в православном её существе. Существенные перемены происходят и в поэтическом творчестве Тютчева: хаос страстей постепенно умиротворяется. В зрелых произведениях намечается выход к православной вере, призванной спасти современную эгоистическую личность от душевного опустошения и саморазрушения.
Одновременно в лирике позднего Тютчева совершается поэтическое открытие народной России.
Ученик рассказывает стихотворение “Эти бедные селенья…”.
- За свою жизнь Ф.И. Тютчев написал около четырёхсот стихотворений. У него нет больших произведений-поэм, но зато каждое маленькое стихотворение – это незабываемый шедевр.
Любой вспомнит знаменитые четыре строки, ставшие вершиной признания в любви своей стране, написанные Тютчевым 28 ноября 1866 г.:
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить.
В этих кратких словах поэтом высказана глубокая мысль, дан образ великой Родины: мудрой и могучей.
Всю свою жизнь Ф.И. Тютчев трудился на государственном поприще за пределами России. Он честно служил интересам России, как подсказывали ему убеждения, был патриотом и гражданином своей Родины, страстно желавшим блага и процветания своему народу.
Таким образом, в структуру своего мироздания Тютчев включает всё: Свет, Хаос, Космос, природу, время, человека, историю, духовную жизнь.
5. Обобщения и выводы.
- Назовите основные темы и мотивы лирики Тютчева:
- природа
- любовь
- Россия
- поэт и поэзия
- духовный кризис современного поколения
- свобода и счастье
- христианские мотивы.
Слайд №15 (запись в тетрадь).
6. Домашнее задание. Подведение итогов. Выставление оценок.
Список использованной литературы.
- Поурочные разработки по русской литературе 19 века, 10 класс, 2 полугодие. Авторы: И.В. Золотарёва. Москва “ВАКО”, 2003. Стр. 5-36.
- Материалы сайта “Тютчевиана”.