Цель занятия: показать многообразие личности М.В. Ломоносова, развитие познавательного интереса к биографии и творчеству М.В. Ломоносова.
Воспитательная цель: размышление о роли знаний в жизни человека, прививать гражданские и патриотические чувства на примере жизни замечательных людей, пробуждение у детей чувства гордости, восхищения, уважения к своему краю.
Развивающая цель: создание условий для развития творческих способностей учащихся.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
Слайд 1.
Слайд2. (голос за кадром) Под рокот свирепого моря,
В своей деревеньке глухой
Немало сурового горя
Ты видел, поэт дорогой:
И быстро промчалось время
И северный серый мужик,
Узнавши тяжелое бремя,
Ты стал знаменит и велик Слайд 3. ( звучит колокольный звон.)
Слайд 4.
1 ведущий. Невозможно представить современную жизнь без наук. Испокон веков люди, познавая окружающий мир, совершали открытия. Многие из них облегчили жизнь человека, усовершенствовали её. Но так, мало мы знаем о тех, кто всю свою жизнь посвятил изучению наук.
2 ведущий. Одним из таких людей был замечательный русский исследователь, выдающийся ученый-энциклопедист, первый русский академик Михаил Васильевич Ломоносов, гениальные открытия которого вместили в себя семь веков до него и почти три века после него.
Слайд 5.
1 ведущий. На нашем научно-познавательном юбилейном вечере, мы познакомим вас с его жизнью, научными открытиями и творчеством.
Чтецы. <Приложение 1>
Слайд 6.
Первая страница журнала "Детство. Юность".
2 ведущий. О первых годах жизни М.В. Ломоносова имеется немного сведений, основаны они на воспоминаниях, написанных им самим.
Слайд 7.
1 ведущий. На реке Двине стоял город Холмогоры. В 60-ти верстах от него на одном из островов находилась деревня Мешанинская. Там 19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов. Он был единственным сыном в семье, рос здоровым и крепким. Как и все дети, он с детства помогал своим родителям.
Слайд 8.
Сценка "Хорошо ли быть Ломоносовым?" (по произведению В. Киприянова). <Приложение 2>
Слайд 9.
2 Ведущий. Архангельская губерния была областью сравнительно высокой технической культуры, край смелых мореходов. Своеобразные черты русского Севера наложили свой отпечаток на интересы и стремления юного Ломоносова. С 10 лет отец брал мальчика с собой в море. Какое чувство гордости испытывал мальчик, стоя на палубе новенького отцовского корабля "Чайка", летевшего на всех парусах! Отец научил его ориентироваться по звездам, пользоваться компасом, определять направление ветра, ставить парус.
Слайд 10.
1 ведущий. Впоследствии в своих учёных и поэтических сочинениях Ломоносов вспоминал Белое море, природу, то время, когда он был юнгой, а потом помощником отца на паруснике-галиоте "Ломоносов". "Из поморья вынес Ломоносов свой физический закал, здесь впервые воспитал он в себе вольнолюбивый, свободный дух, железную настойчивость и положительный ум".
Слайд 11-17.
Сценка "Разговор с отцом". <Приложения 3>
2 Ведущий. В доме сложилась тяжёлая обстановка. Страсть к знаниям, проблемы в семье заставили молодого Ломоносова принять решение оставить родной дом и отправиться в Москву для того, чтобы "поступить там в ученье". С помощью земляков он получил паспорт, занял у соседа Фомы Шубного "полукафтан и три рубля денег" и в декабре 1730 года, тайно покинув родительский дом, отправился с рыбным обозом в столицу; Ломоносову тогда было 19 лет.
Слайд 18-20.
Н. Некрасов "Школьник". <Приложение 4>
Слайд 21
Вторая страница журнала "Славяно-греко-латинская академия"
Слайд 22.
1 Ведущий. Упорно, но довольно медленно двигался будущий учёный к цели. Скрыв своё происхождение, выдав себя за дворянского сына, 26 января 1731 года, Ломоносов поступает в Славяно-греко-латинскую академию.
Слайд 23.
Диалог ведущего и Ломоносова. <Приложение 5>
Слайд 24.
СЦЕНКА ( Михайло вошёл в класс, многие ученики в удивлении рты раскрыли, да так и замерли. Новичок был выше самого высокого из них, шире самого плечистого и по виду старше всех. Ребята сразу же подняли Михаила на смех)
- Глядите, какой болван пришёл с нами учиться! - Верзила, верзилой. - Дядь, достань воробушка! (Михайло приподнял одного из них за шиворот, словно котёнка, и, стараясь быть серьёзным проговорил) - Что с тобой делать? На крышу забросить?
2 Ведущий. Больше над Ломоносовым не смеялись. А как начал Михайло отвечать на занятиях, на него и вовсе, как на чудо стали смотреть
- Да он лучше учителей всё знает (шептались школяры).
2 Ведущий. Прошло полгода, и Ломоносова как способного перевели во 2 класс, а вскоре и в 3 класс.
Слайд 25
Третья страница журнала "Студенческие годы в Германии"
Слайд 26.
1 Ведущий. Как одного из лучших учеников его направляют для дальнейшего обучения в Петербургскую академию наук, а оттуда в Германию для обучения химии и горного дела.
Чтец:
"И всё Михайле мало, мало -
Так воду жаждущие пьют.
Казалось, знаний не хватало,
Пробел, глядишь, то там, то тут.
И в край загадочный и дальний
Плывёт Михайло кораблём.
Весёлой чайки взмах прощальный
И к горлу подступает ком:"
Слайд 27
2 Ведущий. В 1736 году Михайло Ломоносов вместе с Виноградовым и Райзером становятся студентами Марбургского Университета. Нелегко ему жилось на те деньги, что получал он из России. Несмотря на это, русский студент восхищал иноземных педагогов своими знаниями.Во Фрейнберге Михаил Ломоносов посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Генкеля, затем путешествует по Германии и Голландии.
Слайд28
1 Ведущий. В это время русские войска взяли Хотин - "неприступную" турецкую крепость на Балканах. Это событие вошло не столь в историю военного дела, сколько в историю литературы, потому что никому не известный студент написал оду о взятии Хотина и письмо о правилах российского стихотворства Слайд 29(видеозапись о взятии Хотина).
Слайд30
Четвертая страница журнала "Петербургская Академия наук".
2 Ведущий. В 1741 году сформировавшемся учёным возвращается Ломоносов в Россию в Петербургскую Академию наук.
1 Ведущий. В 1742 году Михаил Васильевич Ломоносов стал первым русским профессором.
Слайд 31 (запись о назначение профессора)
Слайд 32
2 Ведущий. В Петербургской Академии наук впервые была прочитана лекция на русском языке. Это сделал Ломоносов. До него в академии наук "научные должности" занимали иностранцы.
1 Ведущий. Трудно назвать какую-либо отрасль науки, в которую бы Ломоносов не внес крупного творческого вклада. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили свое время.
Слайд 33
Открытия М.В.Ломоносова в области "Химия"
Ломоносов (в глубине сцены): "Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания".
Слайд 34
Сценка Ломоносов и Рихман ставят химические опыты. <Приложение 6>
Слайд 35-36
1 Ведущий. В 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории. Через два года М.В. Ломоносов открыл первую химическую лабораторию рядом с домом, ведь многие химические опыты он проводил целыми днями, а то и ночами, в этой лаборатории ему удалось найти состав для получения фарфора. Слайд 37
Слайд 38
2 Ведущий. Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым.
1 Ведущий. Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол.
Ломоносов: Необходимо Российской империи завесть фабрику делания разноцветных стёкол и из них бисеру, пронизок и стеклярусу и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего ещё поныне в России не делают, но привозят из-за моря ценою на многие тысячи.
Слайд39
2 Ведущий. Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На фабрике применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё, прессование, шлифовка, полировка, гранение.
Слайд40
1 Ведущий. В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I.
Слайд 41
2 Ведущий. Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало "Полтавская баталия". Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра.
Слайд 42
1 Ведущий. Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.
Слайд 43
Открытия М.В.Ломоносова в области "Физика"
Ломоносов (в глубине сцены): ": Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рожденным только воображением".
Слайд 44
2 Ведущий. М.В. Ломоносов переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины: термометр, формула, атмосфера, барометр.
1 Ведущий. Видное место в научной деятельности Ломоносова занимало конструирование приборов различного назначения: телескопы, различные варианты барометра, перископ, особо точные весы, "большой маятник" для измерения силы тяжести, им созданы аэродинамическая машина, которая позволяла наблюдать за метеорологическими процессами в атмосфере многие другие слайд45 (видео материал о прохождении планеты Венера).
Слайд46
Чтец.
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит,
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолимей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?
Он дал такой ответ: что в том Коперник прав;
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такого,
Которой бы вертел очаг кругом жаркова?
Слайд 47
Открытия М.В.Ломоносова в области "История"
Ломоносов (в глубине сцены): "Открой мне бывшие, о древность, времена;
Ты разности вещей и чудных дел полна"
2 Ведущий. Чтобы лучше понять личность Ломоносова, нужно представить себе время, в котором он жил.
Слайд 48
1 Ведущий. Имя М.В.Ломоносова неразрывно связано с именем Ивана Ивановича Шувалова - это был его ученик в области стихотворства, а впоследствии стал покровителем Ломоносова. Шувалов был воспет М.В.Ломоносовым в многочисленных поэтических произведениях:
А ты, о Меценат:тебе похвальны все, приятны и любезны:
2 Ведущий. Ломоносов нашёл в нём своего истинного ценителя, друга. Дружба Шувалова и Ломоносова, безусловно, была выгодна каждому из них в отдельности. Однако её результатом стал феномен, принадлежащий России в целом - Московский университет. Вместе они обсуждали проект устава университета.
Слайд 49
Сценка И.И. Шувалов и М.В. Ломоносов об Университете. <Приложение 7>
Слайд 50 ( видеозапись о назначении Ломоносова профессором, открытие университета)
Слайд 51
2 Ведущий. Это была эпоха быстрых перемен. 8 императоров и императриц сменилось на троне России за неполные 54 года жизни М. Ломоносова.
Слайд 52
Сценка Елизавета и Ломоносов. <Приложение 8>
Слайд 53
Открытия М.В.Ломоносова в области "География"
Слайд 54-55
1 Ведущий. Имя Михаила Ломоносова присвоено многим географическим объектам на суше, на океанах и в космосе.
Слайд 56
2 Ведущий. Именно Ломоносов, будучи руководителем Географического департамента Российской академии, наук, задумал создать первый Большой атлас Российской империи для доказательства практического значения географической науки. Атлас при жизни Ломоносова напечатан не был, только часть карт увидела свет в 1773 году. В течение некоторого времени М.В.Ломоносов был во главе Географического департамента Петербургской Академии наук.
1 Ведущий. Научное наследие Михаила Васильевича поистине неоценимо. Не менее велики его заслуги перед русской литературой.
2 Ведущий. О своем писательском труде Ломоносов отзывался скромно: "Стихотворство - моя утеха, физика - мои упражнения". Но мы поговорим о ломоносовской "утехе" поподробнее.
Слайд 57
Открытия М.В.Ломоносова в области "Литература"
Слайди58
1 Ведущий. Всё разнообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось в его поэзии. Русская поэзия приобрела при Ломоносове неведомую до него звучность и живописность. Это было новаторство необычайной силы.
Слайд 59
Чтец в записи.
Слайд 60
2 Ведущий. Наша новейшая орфография в наиболее существенных чертах создана Ломоносовым. Он ввел в русский язык новые слова: атмосфера, градус, термометр, мышьяк, нашатырь, скипидар, уксус, глобус, экватор, горизонт. Выпустил "Риторику", которая стала по сути первой в России хрестоматией мировой литературы
Слайд 61
1 Ведущий. В 1751 году вышел "Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова". Видное место в нем занимали оды и стихотворные надписи слайд 62 (звукозапись стихотворения Ломоносова с дочкой).
Слайд 63
Пятая страница журнала "Гений земли русской".
Слайд 64-67
1 Ведущий. Ломоносов стремился поставить науку на службу человеку, заботился о широком внедрении результатов своих исследований в производство.
2 Ведущий. Мечтая об освоении неисчислимых богатств России, он обращался к молодому поколению с призывом овладевать знаниями, дабы принести пользу Отечеству.
1 Ведущий. Его жизненный подвиг, его мысли и свершения вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры. Они в известной мере формируют наш духовный облик, отношение к своей Родине.
2 Ведущий. И характеристику личности Ломоносова дал именно Александр Сергеевич Пушкин: "Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была, сильнейшею страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник".
1 Ведущий. Жизнь и деятельность Ломоносова - ярчайший пример беззаветного служения своему народу, неутомимого, разностороннего труда на благо Родины.
2 Ведущий. Могучий русский талант, настойчивость, постоянное стремление вперёд, многолетний непрерывный труд - всё до конца было отдано науке.
1. Ломоносов (мал.):
Его слова звучат доныне
Как мудрый молодым завет.
Они важны для нас сегодня,
Хоть минуло немало лет.
2. Елизавета:
И к нам он тоже обращался
Через года, через века:
Делами, знаньями в науках
Оставил память на века!
3. Рихтер:
Достойны ль мы тебе хвалу воздать?
О, просветитель, реформатор и поэт!
За эти пять десятков лет
Не прекращал ты поднимать
Могучую Российскую державу,
4. Ломоносов (юноша):
Не думал даже опускать
Ни рук своих златых,
Ни гордую главу.
5. Ломоносов (взрослый):
И ты любовью вечной Россию полюбил,
И, словно своей честью, Россией дорожил.
6. Шувалов:
Из мрака и невежества Россию поднимал
И в одах своих дивных державу воспевал.
7. Бабка:
О, ты не просто академик,
Ты гений, ты творец, титан,
8. Дед:
Ты создал новые науки,
Открыл врата познанья нам!
1 Ведущий. Тот, кто не ищет личной славы - к тому она приходит сама.
2 Ведущий. А мы, его потомки, по прошествии двух с половиной веков, видим, что слава Ломоносова неотделима от славы нашего Отечества.