«Всё начинается с любви. Мы родились на свет людьми – давайте жить как люди!»
Владимир Башунов
(Приложение 1. Слайды 1-2)
Цель урока: создать условия для анализа произведений Е.В.Габовой и В.Н. Крупина Слайд 2.
Задачи:
- Образовательный аспект – познакомить ребят с творчеством Е.В.Габовой и В.Н. Крупина с целью анализа художественных средств выразительности рассказов «Не пускайте рыжую на озеро» и «А ты улыбайся»
- Развивающийся аспект – развивать навыки чтения текста с извлечением конкретной информации, развивать ассоциативно-образное мышление, память;
- Воспитательный аспект – создать условия для развития интереса к современной литературе, осмысление поступков подростков, осознание того, что нет людей, похожих друг на друга, человек должен ощущать себя частью целого и прислушиваться к себе и к окружающим людям.
Оснащение урока: мультимедиа проектор.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент урока
Учитель: Мы с вами прочитали рассказы
Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро» и В.Н.
Крупина «А ты улыбайся!»
Какие вопросы вы хотели бы задать учителю и друг
другу? (Ученики предлагают круг вопросов для
обсуждения)
А какие основные проблемы поднимает автор этих
рассказов, запишите их на листочках и приклейте
их на схеме фишбоун. Работа в группах.
II. Основная часть урока
1) Учитель: Мир детства всегда интересен нам, он чистый, яркий, своеобразный, но и жестокий, суровый, который наносит свой отпечаток на всю жизнь. Вот об этом нам рассказывает Елена Габова. Но сначала слово о писателе.
2) Сообщение ученика о Е.В.Габовой. (Приложение 1. Слайды 3-4)
Ученик: Елена Васильевна Габова (Столповская) родилась в 1952 году в городе Сыктывкаре. Закончила сценарный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Автор 12 книг для детей и подростков, изданных в Москве, Киеве, Японии. За рассказы и повести для детей удостоена звание лауреата Государственной премии Республики Коми в области литературе. Лауреат Международной литературной премии Владислава Крапивина (2006 г.) за сборник повестей и рассказов «Никто не видел Рыжего», «Не вставайте с левой ноги», утверждающие доброту, совестливость и уважение к людям. Она заслуженный работник культуры Российской Федерации, член Союза писателей России.
3) Аналитическая беседа по прочитанному рассказу Е.В. Габовой «Не пускайте рыжую на озеро»
– Какой вы представили главную героиню рассказа? (Света Сергеева осталась без отца, у нее мать и две сестренки, семья живет очень бедно и внешность её совсем не примечательна: рыжая, волосы, как проволока, глаза блестящие. Большая фантазерка, любит ходить в походы, одноклассники её не любят, особенно девчонки, презирают за бедность, внешность и за непослушание)
– Какой художественный прием использует автор, чтобы описать внешность девушки? (Основной прием – антитеза. В начале рассказа перед нами скромная, застенчивая Света Сергеева, а в конце – «золотоволосая красавица. Как она величаво идет! Молодая женщина на сцене прямо-таки роскошная.» Удивительная метафора: «… от всей её наружности веет благородством»)
– Почету так Света стремилась в поход с одноклассниками? (Основная причина – отправиться на озеро, заплыть далеко-далеко и петь, чтобы слушал весь мир её)
– А как она пела? (Ребята считали, что она выла (начало рассказа), а в конце – она пела высоким, удивительно знакомым голосом, так пели только оперные артисты, это была восходящая звезда Светлана Сергеева. Тоже основной прием – антитеза)
– А как вы думаете, где кульминация рассказа? (Когда Женька выбросил сумку Светы на берег, ей ничего не оставалось, как покинуть теплоход)
– Ваше отношение к её одноклассникам? (Жестокие, бессердечные, никто не возразил, безмолвные, думаем не все были на стороне Женьки)
– Надо ли идти на поводу у других или быть самим собой, всегда удаётся защитить слабого? (Думаем не всегда, надо иметь большой авторитет, чтобы возразить «сильному»)
– Нашлись бы в нашем классе ребята, которые защитили бы «слабого»? (Ребята называют несколько человек)
– А Светы Сергеевой класс был ли дружным? (Конечно, нет, их дружба заключалась в том, чтобы хорошо развлечься, а мало кто любовался природой, наслаждался свежим воздухом. Они давно уже изгнали из «своего круга» Свету, это постоянно подчеркивается в рассказе: «бродила одна по лугам, одна у костра сидела, когда все уже по палаткам расходились, ела то, что с собой из дома брала»)
– Что же помогло героине выстоять? (Она была старшей в семье, оставшись без отца, она научилась сдерживать слезы, страдать, чтобы не видела мать, но главное – умела прощать одноклассникам (делилась своей едой, улыбалась «через силу»), она могла себя выразить в пении, её голос сливался с миром природы: озеро оживало, деревья стихали, ей даже солнце подчинялось. В лесу, на озере ей «пелось», здесь её никто не обижал)
– А как рассказчик относится к пению Светы? (Жалобно, заунывно, никогда я таких песен не слышал. А голос Рыжухи все раздавался, и было в нем что-то родственное с начинающей расти травой, легкими перистыми облаками, теплым воздухом…)
– Внимательно прочитайте последнее предложение. Какие приемы использует автор, чтобы передать пение Светы? (Сравнение, умолчание)
– Почему рассказчик не подошел к Свете
Сергеевой в оперном театре? (Наверное, было
стыдно, стыдно за всех, кто причинял ей боль, а
она, вопреки обстоятельствам, шла к своей главной
цели – доказать всем, что она талантлива,
умна, имеет право на счастье.)
– А как вы думаете, из какой сказки пришла к нам
Света Сергеева? (На память приходит сказка Г.Х.
Андерсена «Гадкий утенок» и стихотворение
К.Бальмонта «Белый лебедь»)
4) Ученик наизусть читает стихотворение К.Бальмонта «Белый лебедь»
Белый лебедь, лебедь чистый,
Сны твои всегда безмолвны,
Безмятежно-серебристый,
Ты скользишь, рождая волны.
Под тобою – глубь немая,
Без привета, без ответа,
Но скользишь ты, утопая
В бездне воздуха и света.
Над тобой Эфир бездонный
С ярко Утренней Звездою.
Ты скользишь, преображенный,
Отраженный красотою.
Символ нежности бесстрастной,
Недосказанной, несмелой,
Призрак женственно-прекрасный
Лебедь чистый, лебедь белый!
– Что объединяет рассказы Елены Габовой и
Владимира Крупина? (Подростковая жестокость,
невнимание к людям, несправедливость взрослых и
одноклассников)
А теперь познакомимся с творчеством Владимира
Крупина. Презентация «Владимир Крупин». (Приложение 1. Слайды 5-9)
5) Аналитическая беседа по рассказу Владимира Крупина «А ты улыбайся!»
– Чем интересен рассказ? (Мал по объёму, но событие, которое происходит в рассказе, совсем простое: мальчишки, играя в футбол, избивают друг друга.)
Учитель: Автор обращается к
современной молодёжи, к их нравственным и
духовным ценностям. Владимир Николаевич имеет
особый неподражаемый дар: не описывать картину в
подробностях, а расположить её так, что она сама
начинает играть и рассказывать. Его трудно с
кем-то перепутать. «Это какая-то особая манера
повествования – живая, бойкая, воодушевлённая,
образная, в которой русский язык «играет», как
порою весело и азартно «играет» преломляющееся в
облаках солнце», – так о его рассказах писал
Валентин Распутин. Ваши впечатления после
прочтения рассказа?
(Рассказ интересен тем, что повествуется о нас,
подростках. Мы порой не замечаем, как бываем
жестоки. Главные герои не играют в футбол, а
дерутся. Маленькие дети потом копируют их.
Старшим детям нужно всегда помнить: за вами
следят малыши, и они хотят походить на вас.)
– Что больше всего удивило рассказчика?
(Мальчишки играли зло, азартно, использовали
силовые приёмы, приговаривая: «А ты улыбайся!» И
тот, кого били, улыбался и отвечал тем же.)
– Что же на самом деле творилось на поле?
Настоящая драка: мальчишки били не по мячу, а по
ногам, по спине, отпихивали руками, кричали:
«Силовой приём!»
6) Поисковая работа в группах с извлечением
художественно-выразительных средств языка и
стилистических фигур.
(Несколько раз употребляется одно предложение:
«А ты улыбайся!» Лексический повтор отличается
мощным эмоциональным зарядом: выделяется
ключевое понятие, которое несёт основной смысл,
это же противоестественно, если мы испытываем
радость, когда человеку больно. Такого не должно
быть!)
Риторический вопрос усиливает эмоциональность
высказывания, заставляет задуматься нас (Но что
это было?) И основной вопрос, который задаёт
автор: «Что делать с подростковой жестокостью?
Как остановить насилие среди детей?»
Ребята выделяют эпитеты, метафоры, сравнения.
– А какая часть речи несёт основную нагрузку в
произведении?
Думаем, что это глаголы.
– Как называется прием, который использует
автор?
Это градация-последовательность в
расположении ряда слов по степени нарастания их
смыслового и эмоционального значение. (Подросток
вспыхнул, одёрнулся, ударил, влепил мяч.)
– Мы говорили с вами, что манера повествования у
Владимира Крупина бойкая, живая. А почему? (Скорее
всего, это разговорная лексика (влепливать,
шарахивать, потянулся народ) помогает увидеть
реальную картину на футбольном поле.)
7) Обсуждение финала рассказа.
– Давайте прочитаем финал рассказа и
прокомментируем его. Какова основная мысль?
(Маленькие дети, глядя на мальчишек,
расстреливали снежками вылепленных из снега
и папу, и маму, и себя, и всю родню. После
прочтения этого рассказа чувствуешь боль за
всех: и за старших, и за младших детей, и за их
родителей.)
III Обобщение по теме и заключение
– Можно ли было остановить жестокие действия мальчишек или одноклассников Светы Сергеевой? (Можно, но это сделать могли только взрослые мальчишки, у которых есть авторитет. О причине жестокости детей говорит Владимир Крупин: «Насмотрелись телевизора».)
– Дают ли Елена Габова и Владимир Крупин готовые рецепты поведения человека в коллективе? Чему они учат? (Конечно, нет. Но они учат нас быть внимательными друг к другу, уметь постоять не только за себя, но и учить « слабого» защищаться, быть самим собой в любой ситуации.)
Вы выделили основные проблемы в рассказах Елены Габовой и Владимира Крупина, как бы вы решили их в своём классе? (Приложение 1. Слайд 10 – схема «Фишбоун»)
Проблемы
1. Подростковая жестокость
Решения
– смотреть добрые передачи
– на классных часах подбирать материал на эту
тему, формирование такого классного коллектива,
в котором не было бы места невежам, вовлекать
подростков в активную жизнь класса
2. Проблема одиночества
– привлечь таких детей к работе в классе, помочь найти друзей по интересам, классный руководитель обязан быть более внимательным к этому ученику;
3. Бездушие и безразличие учителей к судьбе детей
4. Зависть девочек
– таким учителям не место в школе (такой была
учительница Светы Сергеевой),
– больше читать рассказов о доброте, об истинной
красоте человека
Учитель: Каждый раз, глядя на
«униженного», помните, что на его месте может
быть самый близкий вам человек. Чем
больше будете делать добра людям, тем легче вам
будет жить в обществе, зло будет прятаться, не
«высовываться», оно растворится в добре. Что
каждый для себя возьмёт с урока?
(Быть внимательным к людям, уважать
одноклассников, стремиться к знаниям, нужно
хорошо учиться, быть целеустремлённым,
развивать свой талант, быть всегда человеком.)
Быть всегда человеком – это и легко, и трудно.
Быть самим собой легко, но защищать интересы
других трудно. Помните, что только добрые люди
оставляют свой след на Земле. И мне хочется, чтобы
вы запомнили навсегда два высказывания:
«Знания должны увеличиваться с добротой».
(Фазиль Искандер)
«Чем человек умнее и добрее, тем больше он
замечает добра в людях» (Блез Паскаль)