"Чин и человек в рассказе А.П. Чехова «Толстый и тонкий»"

Разделы: Литература


Цели:

  • Познакомить учащихся с биографией А.П.Чехова.
  • Выявить основную идею рассказа “Толстый и тонкий”.
  • Раскрыть природу смешного в рассказе А.П.Чехова.
  • Выявить особенности чеховского стиля.

Оборудование: Презентация PowerPoint, карточки.

Ход урока

I. Объявление темы и целей урока. (Слайд 1).

А.П.Чехов сказал: “Вспомните, что писатели, которых мы называем вечными или просто хорошими, имеют один общий и весьма важный признак: они куда-то идут и вас зовут туда же, и вы чувствуете не умом, а всем своим существом, что у них есть какая-то цель... Лучшие из них пишут жизнь такою, какая она есть, но оттого, что каждая строчка пропитана, как соком, сознанием цели, вы, кроме жизни, какая она есть, чувствуете ещё ту жизнь, какая должна быть, и это пленяет вас”.

(Слайды 2-3)

- Сегодня на уроке мы поговорим об Антоне Павловиче Чехове и его творчестве, проанализируем рассказ “Толстый и тонкий”, выявим основную идею произведения, а также особенности чеховского стиля.

Слайды 4 -15

II. Повторение ранее изученного материала

1. Фронтальная беседа по биографии Чехова.

- Где родился А.П.Чехов? (показ слайда “Домик Чеховых в Таганроге”)

- Что вы знаете о его детстве и его семье? (показ слайда “Семья Чеховых”)

(слайды “Таганрогская гимназия, в которой учился Чехов”, “Лавка отца Чехова”, “Конторка, за которой Антон Чехов делал уроки”)

- Какое образование получил Чехов? (показ слайда “Московский университет”)

- Как называется его первый рассказ? (“Письмо учёному соседу”.)

- Как называется первый сборник его рассказов? (“Сказки Мельпомены”)

- Какими псевдонимами подписывал Чехов свои рассказы? (слайд “Псевдонимы Чехова”)

- С какими юмористическими журналами сотрудничал Чехов? (“Зритель”, “Будильник”, “Стрекоза”, “Осколки”).

- Что ещё вы знаете о Чехове? (Рассказы учеников)

- Какие рассказы Чехова вы читали?

2. Игра “Узнайте произведение”

Слайды 16 - 18

1).К каким рассказам Чехова выполнены иллюстрации? (слайды - иллюстрации к рассказам “Каштанка”, “Белолобый”, “Ванька”.)

2). Героям каких произведений принадлежат данные предметы? (щипцы, письмо,свеча )

Слайд19

III. Новый материал

1. Слово учителя.

Антон Павлович Чехов – один из тех писателей, которые входят в нашу жизнь с детства и остаются с нами навсегда. Это человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью. Он организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он был писателем, и его рассказы помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны. Сегодня мы познакомимся с одним из самых первых его произведений, рассказом “Толстый и тонкий”

Слайд 20.

2. Чтение рассказа “Толстый и тонкий” по ролям (подготовленные ученики)

(Роли:Толстый,Тонкий,рассказчик-автор)

3. Анализ рассказа и комментарий

Слайды 21-24

- Какое событие происходит в рассказе? (Встреча двух одноклассников)

- Где встречаются одноклассники? (На вокзале Николаевской железной дороги)

Комментарий:

Николаевская железная дорога – первая железная дорога в России между Москвой и Петербургом.

- Кто первый бросается к другу? (Толстый)

- Как Тонкий называет Толстого? (Миша.Друг детства)

-Каково состояние обоих? (Оба приятно ошеломлены.)

- Что вспоминает Тонкий? (Как их дразнили в детстве.)

Комментарий:

Герострат, желая обессмертить своё имя, сжёг в 356 г. до н.э. храм Артемиды Эфесской в Древней Греции.

Эфиальт – предатель, во время греко-персидской войны 500-499гг. до н.э. указавший персам тропинку, по которой они обошли греческое войско и уничтожили его.

- Как характеризуют героев их детские прозвища?

- С каким чувством задаёт вопрос Толстый? (Восторженно глядя на друга)

- Что узнаём о материальном положении Тонкого? (Маленькое жалованье, жена подрабатывает частными уроками, он сам делает дешёвые портсигары)

- Каких успехов по службе достиг Тонкий? (Коллежский асессор, имеет орден)

(Коллежский асессор – гражданский чин 8 класса “Табели о рангах”.Пользовался титулом “Ваше высокоблагородие”.)

- С каким чувством это говорит Тонкий? (С чувством гордости)

Коллежский асессор - чин, по достижении которого давалось личное дворянство. Вот причина торжествующего тона Тонкого. Имеет орден Станислава третьей степени (это низшая награда за выслугу лет)

- А как обстоят дела у Толстого? (Он стал тайным советником, получил 2 звезды)

Тайный советник – гражданский чин 3 класса “Табели о рангах”. Пользовался титулом “Ваше превосходительство”.

Слайд 25.

Табель о рангах – закон о порядке государственной службы в Российской империи (соотношение чинов по старшинству, последовательность чинопроизводства).

Согласно Табели о рангах, существовало 14 гражданских чинов “служебной лестницы”, самым высоким из которых был гражданский чин 1-го класса. И вот настаёт страшный для Тонкого момент: он узнаёт, что его давний друг и соперник опять превзошёл его и уже навсегда. Тонкий, имеющий после многих лет службы чин коллежского асессора, не сомневается, что Толстый его обошёл, но ещё надеется, что не настолько, насколько ему подсказывает его тонкая и проницательная, как у всех худых и жёлчных, натура: “Небось, уже статский?”

Но, увы, интуиция подвела: старый друг и соперник оказывается в чине тайного советника, т.е. он почти уже достиг вершины карьерной лестницы.

(Показ чинов Толстого и Тонкого на “Табели о рангах”)

Слайды 26-28

- Какие изменения происходят с Тонким? Как он выглядит? Прочитайте.

- Какой приём использует Чехов? (Метафора, доведённая до гротеска)

- Что такое гротеск? (Фантастическое преувеличение)

- Найдите гротеск в этой сцене. (“Чемоданы и коробки поморщились, съёжились”)

- Как заговорил Тонкий? (униженно)

- Найдите слова, которые выражают его подобострастность. (Присоединяет частицу –с, заикается, речь прерывиста, это выражается на письме в виде многоточия, “Ваше превосходительство”)

- В чём комизм ситуации, описанной автором?

- Что интересует Чехова: факт встречи старых приятелей или изменение характера поведения персонажей?

- Когда происходят изменения в характере отношений героев? В чём это выражается?

- Один литературовед высказал мнение, что в этом рассказе нарисованы не одна, а две встречи. Первая: встретились человек с человеком, друзья детства. Вторая: встретились два чиновника - и простая человеческая беседа уже невозможна. Можно ли согласиться с этим? Почему вы так считаете?

4. Инсценировка (или видеоролик)

- Почему рассказ назван “Толстый и тонкий”?

(Толстый – это не только физическое качество, но и признак достатка; так же, как и у Тонкого)

5. Самостоятельная работа “Сравните героев рассказа” (карточки)

  один другой
Внешний вид    
Окружение    
отношение к жизни    
Черты характера    

6. Проверка выполнения работы (Слайд29)

  один другой
Внешний вид Толстый Тонкий
Окружение Один, без спутников, налегке Обременён семьёй и вещами
Oтношение к жизни доволен измучен
Черты характера добродушный завистливый, мелочный

Слайд 30

7. Повторение понятия антитеза.

- Какой художественный приём положен в основу композиции рассказа? (антитеза)

- Что такое антитеза?

(Антитеза – стилистическая фигура, сопоставление или противопоставление контрастных понятий, состояний, образов.)

Слайд 31

8. Особенности чеховского повествования

Обратим внимание на особенности чеховского повествования.

- Чехов избегает описаний. Почему?

(Они замедляют, удлиняют рассказ, делая его менее динамичным.)

- Описывает ли Чехов душевное состояние героев? (Нет, но оно видно по их поведению)

Как писал Чехов своему брату Александру, “лучше всего избегать описывать душевное состояние героев, нужно стараться, чтобы оно было понятно из действий героев”.

Слайд 32

Для чеховских рассказов характерно отсутствие описаний и развёрнутых авторских рассуждений, но здесь есть очень ёмкие детали, описывающие героев. Они лаконичны.

- Найдите их в тексте.

- О чём они говорят?

(Они тоже характеризуют материальное и социальное положение героев)

Слайд 33

- Кому стало противно и почему? (Толстому)

- Какое слово находит Толстый, чтобы остановить Тонкого? (чинопочитание)

- Подберите синонимы к этому ряду. (Лакейство, приспособленчество, утрата чувства собственного достоинства).

- Какая фраза проходит рефреном, повторяется? (“Были приятно ошеломлены”)

- Кто был ошеломлён в начале, а кто в конце встречи? (Сначала друзья детства, а в конце – семья Тонкого)

- Что смешно, а что грустно в рассказе Чехова?

(Забавны воспоминания детства.А грустно то, что эти воспоминания Тонкого теряют магическую власть перед его нынешними взглядами на людей, перед рабской угодливостью и чинопочитанием.)

Слайд 34

9. Знакомство с понятиями юмор, ирония и сатира.

- Прочитаем, что такое юмор, ирония и сатира.

Юмор – смех дружелюбный, добродушный, беззлобный, весёлый, сочувственный, смех-подшучивание.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Сатира – беспощадное осмеяние человеческих пороков.

Слайд 35

- Что у них общее? (высмеиваючеловеческие пороки)

- Чем отличаются? (Юмор высмеивает недостатки людей, курьёзные ситуации, а сатира бичует пороки общества)

- Рассказ “Толстый и тонкий” юмористический или сатирический? (Сатирический) Докажите свою точку зрения.

- Какой порок бичует автор этого рассказа? (Он высмеивает порок общества – чинопочитание)

- Какую роль в рассказе играют жена и сын Тонкого? (Это молчаливые персонажи.Они дорисовывают образ Тонкого)

- О чём говорит тот факт, что жену Тонкого зовут Луиза и что она лютеранка, а сына зовут Нафанаил?

(Это говорит о его желании выделиться.)

Слайды 36- 37

10. Работа с иллюстрациями

- Какой момент повествования запечатлел художник?

- Какие черты героев ему удалось передать?

Слайд38

11. Вывод по рассказу

- Что же Чехов ненавидел в людях, в обществе, что бичевал? (чинопочитание, рабское угодничество)

Став знаменитым писателем, в одном из писем Чехов советовал начинающему автору: “Напишите рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, целовании поповских рук, поклонении чужим мыслям. Благодаривший за каждый кусок хлеба,... напишите. Как этот молодой человек выдавливает из себя по капле раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течёт уже не рабская кровь, а настоящая человеческая”.

С этим-то рабом в самом себе и в других Чехов боролся всю свою жизнь, “по капле выдавливая из себя раба”.

Слайд 39

IV. Итог урока

- Что на уроке было самым интересным?

- Что новое узнали на уроке?

- О чём хотелось бы узнать подробнее?

Слайд 40

V. Домашнее задание:

1. Ответить на вопрос: Что было бы, если бы герои “поменялись чинами”

2. Прочитать рассказы Чехова “Смерть чиновника” и “Пересолил”.