По моему мнению, уроки внеклассного чтения не только не должны уйти из нашей школьной практики, но должны быть непохожими на программные, что-то в них должно быть необычным, может быть, даже праздничным. И, конечно, более самостоятельными, ведь для внеклассного чтения книги стараешься подобрать по возрасту, с теми проблемами, которые подростков волнуют. Выбор сегодня огромен и разнообразен. Хотя, по совести сказать, не все книги современных писателей детей могут заинтересовать: воспитываем-то мы читателей на классике, на образцах. После Достоевского, Толстого, Лескова, Астафьева, Распутина какими художественными качествами должны обладать тексты, чтоб увлечь юного читателя!
Летом, когда я просматривала подростковую литературу, работники детской библиотеки обратили мое внимание на книжки в ярких обложках-- сказочные повести екатеринбургской писательницы Светланы Лавровой. Полистала -- хороший язык, юмор...
В сентябре принесла эту стопку книг в 6 класс со словами: "Это книги нашей уральской писательницы. Фэнтези. Знаю, что молодые читатели сегодня любят этот жанр. Но я воспитана на другой литературе и прочитать книги Лавровой не смогла. Однако, если вы, прочитав повести, убедите меня, что это интересно, обещаю книгу прочитать".
И три недели книжки ходили по рукам. Кто-то прочитал несколько повестей (они не длинные), кто-то только две. Но впечатление, видимо, сложилось, потому что по истечении условленного срока прозвучали четыре названия: "Замок между мирами", "Требуется гувернантка для детей волшебника","Кошка до вторника"," Остров, которого нет". Мои ученики разделились на четыре группы с намерением презентовать понравившуюся книгу, выбрали руководителей групп. Те собрались на совет: как можно прорекламировать книгу, какие выбрать формы, чтоб не было повторов. А потом началась секретная работа. В течение двух недель готовились презентации. Быстро не получалось: оказалось, что дети очень заняты в разных кружках и собраться вместе -- проблема.
На урок я пригласила своих коллег, им предстояло решить, чья презентация будет самой убедительной.
Выступления получились яркие, содержательные, интригующие -- с инсценированием эпизодов, рекламой, интервью, иллюстрациями, даже исполнением в стиле рэп:
Представляем книжку Светланы Лавровой.
Название ее очень простое.
Активная женщина, любит читать,
придумывать, фантазировать, сочинять.
Работает медиком, науки изучала и много книг уже написала.
Книги занятные, интересные, классные!
Советуем прочитать вам на внеклассное.
Читаем, читаем, не расслабляемся, утром и днем мы занимаемся!
Мы класс активный, и мы это знаем.
Все книги на свете мы прочитаем!
Вы задаете нам вопросы опять?
Мы отвечаем. И ставьте нам "пять"!
Судьбу выступления решало количество конфет, которые гости урока положили на поднос команды. Победителями в конкурсе презентаций стали ребята с книгой "Требуется гувернантка для детей волшебника". Эту повесть я и прочитала в каникулы. Написана легко, весело, с выдумкой, с юмором, с точки зрения педагогики не придраться.
Но на этом наш проект не исчерпал себя. Шестиклассники выступили перед учениками 4 класса, перед сверстниками соседней школы. И когда я перед краевым конкурсом творческих проектов зашла в библиотеку, чтобы взять книги С.Лавровой, из семи книжек на полке стояла только одна. Думаю, проект 6"б" в популяризации книг писательницы сыграл свою роль.