«Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца» (К.Г.Паустовский). Урок-исследование, урок литературы в 11-м классе

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии

Класс: 11

Ключевые слова: К.Г.Паустовский, образ Родины


Цель: формирование умения анализировать художественный образ, сравнивать литературные произведения с целью воссоздания образа Родины.
Как к человеку приходит чувство Родины?

Задачи:

  • Образовательные: показать путем анализа художественного произведения, как к человеку приходит чувство Родины.
  • Развивающие: развивать монологическую речь учащихся (устную и письменную) в стиле рассуждения, подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением, способствовать формированию аналитического мышления и интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, готовить учащихся к исследовательской деятельности.
  • Воспитательные: учить понимать авторскую позицию, философские идеи, формировать интерес к филологическому анализу как особому виду творческой деятельности, учить чувствовать, воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование:

  • мультимедийные слайды;
  • раздаточный материал.

Методы:

  • индуктивный метод при языковом исследовании;
  • сравнительный анализ;
  • аналитическая беседа.

Технологии:

  • сотрудничество «учитель» - «ученик»;
  • элементы критического мышления;
  • элементы технологии мастерских.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя

Здравствуйте, ребята.

(Учитель читает отрывок из произведения К.Г.Паустовского)

«Каждый раз, когда приближалась осень, начинались разговоры о том, что многое в природе устроено не так, как нам бы хотелось. Зима у нас длинная, затяжная, лето гораздо короче зимы, а осень проходит мгновенно и оставляет впечатление промелькнувшей за окном золотой птицы…» Так начинается рассказ К.Г.Паустовского «Подарок». Один из героев пятнадцатилетний Ваня приносит писателю в подарок выкопанную березку, чтобы она стала холодной зимой ярким напоминанием о лете. Но деревце все равно сбрасывает листву.

Какова основная мысль рассказа «Подарок»? Константин Георгиевич напоминает читателю, что в природе все идет своим чередом, все подчиняется своим законам, и человек не должен стремиться изменить ее, а должен уметь радоваться и наслаждаться тем, чем одаривает его природа. А еще, находясь рядом с Природой, в самой Природе человек уже получает от нее главный подарок. Какой? Попробуем ответить на этот вопрос, заглянув в короткий, но необычайно сильный рассказ мастера Паустовского. Вслед за автором и его героем, на поезде, пешком, на телеге, совершим путешествие. И, может быть, сделаем открытие и получим подарок, подобно Бергу и Ване Зотову.

2. Стадия вызова

Учитель: К.Г.Паустовский писал: «Человеку нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».

Итак, рассказ писателя « Акварельные краски» посвящен теме родины, тому, как в зрелом уже мужчине пробуждается любовь к родному краю, как это чувство преображает его и как человека, и как художника. (СЛАЙД 1 (фото писателя, название урока)

Вопросы к классу.

  1. Какое впечатление оставил прочитанный рассказ?
  2. Каково ваше впечатление о герое, художнике Берге?

Учитель: Любовь к Родине не пафосная, не горделивая, не рассудочная, это любовь, идущая от сердца.

3. Стадия осмысления

Работа в группа (реализация домашнего задания)

Учитель: Работая в группах, мы будем заполнять таблицу. (Раздаточный материал на столах)

Любовь к Родине не пафосная, не горделивая, не рассудочная, это любовь, идущая от сердца.

Биографы

Литераторы

Историки

Поэты и критики

Вывод:


Выступление групп. (Форма беседы по вопросам с группой, со всем классом)

Группа «Биографы»

Беседа по вопросам.

- Что читатель узнает о детских и молодых годах Берга в начале рассказа? Что отметили в характере героя? (Детство героя прошло в пыльном еврейском городке, Берг не чувствовал разницы, где человек родился, а при слове «родина» он усмехался. Потом он учился живописи в Париже, ему случалось бывать на берегах Ла Манша. И океан был ему не сродни.)

Прочитайте цитату из текста, подтверждающую ваши мысли.(«Земля отцов! Берг не чувствовал никакой привязанности ни к своему детству, ни к маленькому еврейскому городку на Днепре, где его дед ослеп за дратвой и сапожным шилом…»)

- Что вас заинтересовало в фамилии героя? (Главный герой рассказа художник Берг - обладатель «литературной» фамилии. В памяти вспоминается персонаж романа-эпопеи Л.Н.Толстого Берг, немец по происхождению, лишенный какого бы то ни было чувства любви к России. Этот факт позволяет говорит о близости образов обоих Бергов.)

- Есть ли имя у художника? (Нет, К.Г.Паустовский не дает герою рассказа имени, показывая, что в герое нет переживаний, нет движения души, у героя нет духовного стержня)

Вопрос классу.

- К какому выводу подводит нас писатель?

Вывод: без чувства родины человек лишается очень важной части самого себя. (СЛАЙД 2 (с выводом))

Группа «Литераторы»

Учитель: В экспозиции рассказа, когда Паустовский рассказывает о Берге в годы гражданской войны, автор показывает бойцов рядом с главным героем.

Беседа по вопросам.

- Какой принцип построения рассказа использует Паустовский? (Основным принципом построения рассказа служит антитеза)

- Рассмотрим композицию (экспозицию и развязку), ответим, как проявляется антитеза в каждой части рассказа? (В экспозиции рассказа образу главного героя противопоставлены образы бойцов, которые относятся к родине с благоговением: они «с особенным светом в глазах» говорили о «родных» местах, о «родимом» Доне (повтор однокоренных слов придает экспрессивность). Берг же, напротив, слова «родина», «земля отцов» воспринимает насмешливо и иронично, замечая цинично: «Трепотня!». Поэтому неспроста автор использует эпитет «сухарная» по отношению к душе Берга, т.е. черствая, неживая душа. На контрасте строится и развязка рассказа, когда у героя в противовес былому равнодушию появляется «ясное и радостное чувство родины»)

- Найдите в тексте цитату в развязке рассказа, прочитайте. (Автор пишет: «Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, не только своей преданностью революции, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».)

Задание для класса.

- Как прием антитезы высвечивает отношение героя к творчеству в начале и в конце рассказа? Найдите в тексте, прочитайте. (В начале «… попытки были полны неудач и неясностей» - в конце полюбил « свою землю», написал: «Выставляю только один этюд акварелью, сделанный мною этим летом, - мой первый пейзаж», «ясное и радостное чувство родины».

Вывод: В начале рассказа Берг не может обрести себя как художник, в конце герой, полюбивший родные места, участвует в выставке, чувство родины обязательно поможет Бергу найти свой путь в искусстве, состояться как художнику. Нужно только время. (СЛАЙД 3(с выводом))

Группа «Историки»

Учитель: Кроме антитезы, важным средством выражения идеи произведения становится хронотоп рассказа, который имеет символическое значение. Образ времени соотносится с реальным историческим временем, в котором живет герой.

Беседа по вопросам.

- Как угадывается время в прошлом, настоящем, будущем Берга?

(Далекое прошлое героя обозначено лишь пунктирно: детство в маленьком городке на Днепре, учеба в Париже, годы гражданской войны на Дону. Настоящее тоже дается штрихами: мы знаем, что рассказ написан в 1936 году, Берг в Москве в полночь слышит сначала бой курантов, а затем «Интернационал» на Спасской башне Кремля. Следовательно, время обусловлено 1932-1938 годами, когда на башне играл только один гимн - «Интернационал». Будущее слегка угадывается в желании Берга дальше рисовать пейзажи и подарить акварельные краски Лефранка, которыми он так дорожил, сыну лесника Ване Зотову.)

Учитель. Но автору важны не столько далекое прошлое и будущее, сколько недавнее прошлое, время, проведенное в лесу, когда художник осознал сопричастность родному краю.

- Для чего Паустовский раздвигает временные рамки, когда герой отправляется в глухие муромские места к приятелю художнику Ярцеву?

Вывод: Время намеренно замедлено автором и описано детально, чтобы подчеркнуть, как чувство родины совершенно перевернуло сознание героя и преобразило его душу. (СЛАЙД 4 (с выводом))

Группа «Поэты и критики»

Учитель: Значимым является и то, что основное действие рассказа происходит осенью - это символическое время для русской литературной традиции. К.Г.Паустовский вступает в диалог со многими текстами русской литературы.

Чтение отрывков из «Акварельных красок». (Музыка Э.Грига Соната для фортепьяно и скрипки № 3 ля де минор + СЛАЙД 5)

КРИТИК 1. У Паустовского читаем: «Август стоял жаркий и безветренный. В поезде пахло ржаным хлебом. Берг сидел на подножке вагона, жадно дышал, и ему казалось, что он дышит не воздухом, а удивительным солнечным светом.

Кузнечики кричали на полянах, заросших белой засохшей гвоздикой. На Полустанках пахло немудрыми полевыми цветами.

Телега стучала по корням, скрипела в глубоких песках. Иволги печально свистели в перелесках. Желтый лист изредка падал на дорогу. Розовые облака стояли высоко в небе над вершинами мачтовых сосен. Берг лежал в телеге, и сердце у него глухо и тяжело билось. «Должно быть, от воздуха?» - думал Берг.»

КРИТИК 2. (Музыка + СЛАЙД 6)

«В лесу Берг встретил однажды бабку Татьяну. Она приплелась издалека, из Заборья, по грибы. Берг побродил с ней по чащам и послушал неторопливые Татьянины рассказы. От нее он узнал, что их край - лесная глухомань - был знаменит с давних-предавних времен своими живописцами. Татьяна называла ему имена знаменитых кустарей, расписывавших деревянные ложки и блюда золотом и киноварью, но Берг никогда не слышал этих имен и краснел.»

КРИТИК 3 (Музыка + СЛАЙД 7)

«Легкие тени ветвей дрожали на чистом полу, а за дверью сияла тихая синева.

Слово "сияние" Берг встречал только в книгах поэтов, считал его выспренним и лишенным ясного смысла. Но теперь он понял, как точно это слово передает тот особый свет, какой исходит от сентябрьского неба и солнца.

Паутина летала над озером, каждый желтый лист на траве горел от света, как бронзовый слиток. Ветер нес запахи лесной горечи и вянущих трав.»
Чтение стихотворения А.С.Пушкина «Унылая пора…» (Э.Григ Соната № 3)

ПОЭТ 1 (Музыка + СЛАЙД 8)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса…

КРИТИК. У Паустовского звучит мотив увядания: «засохшая гвоздика», « палые листья», «поредевшие леса», читатель находит перекличку с А.С.Пушкиным.

Чтение стихотворения М.Ю.Лермонтова (Музыка + СЛАЙД 9)

ПОЭТ 2

Родина

Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья,
Но я люблю - за что, не знаю сам -
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям;
Проселочным путем люблю скакать в телеге
И, взором медленным пронзая ночи тень,
Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге,
Дрожащие огни печальных деревень.
Люблю дымок спаленной жнивы,
В степи ночующий обоз
И на холме средь желтой нивы
Чету белеющих берез.
С отрадой, многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно;
И в праздник, вечером росистым,
Смотреть до полночи готов
На пляску с топаньем и свистом
Под говор пьяных мужичков.

КРИТИК. Невольно сравниваешь лирического героя Лермонтова и Берга, который полной грудью вдыхает запах полей, когда едет сначала по узкоколейке, затем - на телеге. В «Акварельных красках» и мотив необъятности и бескрайности родных просторов: «леса качались», и мотив сопричастности художника жизни народа: образы живописцев-кустарей, о которых поведала Бергу бабка Татьяны, отсылают нас к лермонтовским «мужичкам», а само имя бабки напоминает имя пушкинской героини, любительницы лесов.

ПОЭТ 3. Чтение стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной…»(Музыка + СЛАЙД 10)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё - простор везде,-
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь -
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле...

Вопрос к классу:

- Где герой обретает любовь к родине?

Вывод: Герой обретает любовь не в детстве, которое прошло в пыльном еврейском городке, не в годы гражданской войны, когда он дрался как «создатель новой жизни», а однажды осенью в глухих муромских лесах. (СЛАЙД 11 (с текстом))

Группа «Литераторы»

Учитель: Символичны и образы пространства в рассказе. Мы понимаем, почему любовь к родине не могла зародиться у Берга в детстве.

Беседа по вопросам.

- Что вызывает место, в котором родился герой? (Отвращение: «Родной город вспоминался всегда как выцветшая и плохо написанная картина, густо засиженная мухами. Он вспоминался как пыль, сладкая вонь помоек, сухие тополя, грязные облака над окраинами, где в казармах муштровали солдат - защитников отечества».)

Задание всему классу.

Найдите и прочитайте, как Паустовский противопоставляет образу города детства образ лесной глухомани, в которую по приглашению друга-художника приезжает Берг.

(Глубокое озеро «с черной водой», «заросли золотых берез», «пахучий можжевельник». Этот «…пустынный, лесной и торжественный край, полный безымянных озер, непролазных зарослей, сухой листвы, мерного гула сосен и воздуха, пахнущего смолой и болотными мхами» пробуждает в герое чувство родины. Художник «с любопытством» рассматривал цветы и травы, осенние листья; слушал, как «…звенела жара, сухие травы, жуки и кузнечики».)

Учитель: Спустя месяц, после того как научился и видеть, и слышать по-новому, когда произошло духовное преображение, Берг рисует свою первую акварель. Так рождается новый человек и новый художник.

Благодаря К.Г.Паустовскому, мы понимаем, что чувство родины в человеке не зависит от особенностей исторической эпохи, от реалий «нового» времени, «Интернационал» на Спасской башне, оно, чувство любви к Отечеству, вечно. Пушкин, Лермонтов, Тютчев, художник Берг, сын лесника Ваня Зотов, Паустовский - все они связаны единым чувством любви к родине.

4. Стадия рефлексии

Вопросы классу:

  1. Какой подарок получил Берг? (Творчество)
  2. Что является символом преемственности в рассказе? (Акварельные краски. Чувство любви к родному краю передастся от художника Берга Ване Зотову вместе с коробкой акварельных красок Лефранка.)
  3. Что для человека Родина?

Вывод: Любовь к родной земле - связующее звено между разными историческими эпохами, между разными поэтами и писателями. Эта любовь завещана и Бергу, и нам А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Ф.И.Тютчевым и многими другими русскими писателями и поэтами. Это и завет автора произведения К.Г.Паустовского читателю. (СЛАЙД 12 (с текстом))

Творческая работа: мини-сочинение: «В чем смыл названия рассказа «Акварельные краски»?»

(На столах есть словарная статья об акварели)

5. Домашнее задание

  1. В продолжение рассуждения о смысле названия найти образы света в рассказе. Какую нагрузку выполняет символ света?
  2. Прочитать письмо Д.С.Лихачева «Раздумья о родине». Написать сочинение в формате ЕГЭ.

Приложение1

Работа с таблицей

Любовь к Родине не пафосная, не горделивая, не рассудочная, это любовь, идущая от сердца.

Биографы

Литераторы

Историки

Поэты и критики

Без чувства родины человек лишается очень важной части самого себя.

В начале рассказа Берг не может обрести себя как художник, в конце герой, полюбивший родные места, участвует в выставке, чувство родины обязательно поможет Бергу найти свой путь в искусстве, состояться как художнику. Нужно только время.

Время намеренно замедлено автором и описано детально, чтобы подчеркнуть, как чувство родины совершенно перевернуло сознание героя и преобразило его душу.

Герой обретает любовь не в детстве, которое прошло в пыльном еврейском городке, не в годы гражданской войны, когда он дрался как « создатель новой жизни», а однажды осенью в глухих муромских лесах.

Вывод: Любовь к родной земле - связующее звено между разными историческими эпохами, между разными поэтами и писателями. Эта любовь завещана и Бергу, и нам А.С.Пушкиным, М.Ю.Лермонтовым, Ф.И.Тютчевым и многими другими русскими писателями и поэтами.
Это и завет автора произведения К.Г.Паустовского читателю.

Список литературы

  1. К.Паустовский. Повести и рассказы. - Лениздат: Авторский сборник, 1979. - 672 с.
  2. Литература. 5-11 классы. Образовательные технологии: инноваци и традиции: авт. - сост. Е.Н.Попова и др. - -Волгоград: Учитель, 2009. - 298 с.

Интернет-ресурсы

  1. Григ. Соната
    https://power.gybka.com/q/%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B3+%D1%81%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D1%82%D0%B0/
  2. Паустовский К.Г.: Воспоминания о Паустовском.
    Источник: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/vospominaniya/index.htm
  3. Подлубнова Юлия: Константин Паустовский.
    Источник: http://paustovskiy-lit.ru/paustovskiy/kritika/podlubnova-paustovskij-porazhenie-modernista.htm?
  4. Нестандартные уроки литературы в старших классах и методика их проведения.
    Источник: https://pandia.ru/text/80/528/5907.php?