Человек на войне. Урок литературы в 9-м классе

Разделы: Литература, Патриотическое воспитание, Конкурс «Путь к Великой Победе»

Класс: 9

Ключевые слова: работа с текстом, биография М.Нармаева


Тип занятия – урок – творческие мастерские (литература).

Цель и задачи урока:

  • Познакомить учащихся с «Фронтовой тетрадью» и стихами о Великой Отечественной войне писателя-фронтовика Морхаджи Нармаева.
  • Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи.
  • Воспитывать патриотические чувства: любовь к Родине, интерес к истории страны, своей семьи.
  • Установление межпредметных связей между уроками литературы и МХК.
  • Развитие навыков выразительного чтения стихов.
  • Подвести учащихся к выводу о том, что одной из главных составляющих нашей Победы в Великой Отечественной войне была нравственная сила защитников Отечества, их высокие жизненные идеалы.

Ожидаемые результаты:

  • Вызвать эмоциональный отклик в сердцах девятиклассников.
  • Желание изучать историю своей страны, историю Великой Отечественной войны на материале калмыцкой литературы и живописи.
  • Желание выразить отношение к войне, к подвигу русского солдата, русского народа в годы войны.
  • Желание рассказать о жизни своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Основные умения и навыки: Развивать навыки работы с текстом, навыки связной речи, умение слушать, делать записи, выводы.

Оборудование:

  • Выставка книг Морхаджи Нармаева.
  • Презентация «М.Нармаев - наш земляк».
  • Репродукции картин о войне калмыцких художников.
  • Листы А4, фломастеры.
  • Запись песни «Иньг мини» на стихи М.Нармаева в исполнении А.Манджиева и Т.Чиктеевой.

ТСО:

Этапы учебной деятельности

Характеристика компонентов урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Подготовка к уроку (здоровьесберегающие технологии)

- Проветривание помещения;
- Проверка нормы освещения, правильного расположения рабочих мест.

10 минут (перемена)

2.Организационный момент (методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; стимуляция и мотивация учебной деятельности).
Технология проблемного обучения, творческие мастерские.

Подготовка к восприятию.
Вступительное слово учителя.
Определение цели и задач
урока, мобилизация внимания и создание мотивации к действию, установка на запоминание.
Учитель создает проблемную ситуацию, направляет учащихся на ее решение, организует поиск решения, используя дифференцированный и индивидуальный подход.
Звучит песня «Иньг мини». Вопрос-проблема:
- Знакома ли вам эта песня? Знаете ли вы, кто автор стихов песни? Это песня о любви, любимой девушке? Каким может быть человек, посвящающий стихи любимому человеку?

Организация рабочего места,
оформление записи в тетради темы урока «Человек на войне», посвящённый творчеству писателя-фронтовика Морхаджи Нармаева.
Автор песни, наверное, человек мягкий, нежный, добрый человек.

5 минут

3.Изучение нового материала.
Информационная технология (презентация);
(объяснительно-иллюстративный метод с элементами диалога, личностно-ориентированный подход в обучении, метод проблемного обучения).

Ознакомление с биографией писателя М.Нармаева (1915-1993) (презентация).
Эвристическая беседа.
Примерные вопросы:
-О чём документальная повесть М.Нармаева «Фронтовая тетрадь»?
-Кто является героем повествования?
-Какие эпизоды запомнились вам? Расскажите о них.

-Давайте подробно рассмотрим один из эпизодов: 29 сентября 1943г. - форсирование Днепра.
-Почему были напряжены ребята из батальона Новожилова, в котором воевал и Нармаев?
Боятся ли смерти солдаты?
-Близость смерти постоянна. О чём может думать человек в такое время?
-Как ведёт себя Нармаев? Почему Нармаев упоминает о состоянии степняка?
-Что помогло солдатам выдержать натиск фашистов?
Думали ли они о наградах?
-Послушаем стихи М.Нармаева, их прочтут ваши одноклассники: «Самый памятный день» - Страхова Саша, «Днепр» - Зердеев Георгий, «Ржев, город российский» - Эрдниева Гиляна.
-Какие ключевые слова можно отметить в этих стихах?
-Чем должен руководствоваться человек, чтобы быть уверенным, что поступает правильно?
- Можем ли мы быть уверены, что мы то будущее, о котором они мечтали.

Сообщения учащихся о жизни М.Нармаева, участника самых тяжёлых боёв, самых значительных сражений Великой Отечественной войны, в которых решалась судьба Отечества: битва под Москвой, под Ржевом на Северо-Западном фронте, освобождение Сталинграда, Курская дуга, форсирование Днепра.
-Книга о военных годах жизни автора, о друзьях-однополчанах.
-В центре внимания - боевые друзья, о себе рассказывает редко и скупо..
-Днепр был широк, а им предстояло днём форсировать его.
-Человек на войне испытывает потребность соотнести конкретное, конечное(возможность гибели), с высоким, вечным.
-Нармаев не мог плавать, никогда не видел рек, но ведёт себя спокойно, чтобы поддержать солдат.
-Тайна победы: герои думают не о себе, а о Родине, о друзьях и близких. О наградах не думали.
-Ключевые слова: память, памятный, помню
-Каждый шаг человека есть ошибка, если не руководствуется он любовью и милосердием.

15 минут

4.Первичное закрепление, воспроизведение и коррекция опорных знаний
(особенности технологии- внимание к деталям «деталь» - «вопрос» - «проблема»).
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Индуктор. Запишите в два столбика слова «память» и «война», подпишите к ним слова, возникающие по ассоциации. Можете советоваться со своей группой. Теперь сопоставьте получившиеся два ряда слов. Какие мысли возникли? Запишите их. Представьте своей группе. Выберите лучший вариант, представьте его всему классу.
- Посмотрите на высказывания об этих словах на доске, прочтите.
- Какое из них более всего подходит к нашему уроку? Можно ли взять его эпиграфом к нашему уроку? Обоснуйте свой выбор.
Записи на доске:
1.Человек есть то, что он помнит.
2. Кто не помнит своего прошлого, обречён пережить его снова. Джордж Сантаяна.
3. Настоящее – это суммарно взятое прошлое. Томас Карлейль.
- Услышали ли вы что-то общее с вашими мыслями о человеке и памяти? Подумайте над этим.
- А сейчас вашему вниманию предлагаются репродукции картин калмыцких художников о войне. Запишите свои мысли, которые возникнут у вас при этом.

При работе особое внимание обращается на художественную деталь, способную выделить проблему.
Приобретается навык работы с информацией через чтение и письмо.
Исследуя средства языковой художественной выразительности, ученики делают вывод об отношении автора к героине, о важной роли детали, о роли языковых особенностей для правильного восприятия, глубокого эмоционального воздействия на читателя.
Социализация в группе, затем – в классе.
-Небезразлично для будущего, для вечности нравственное содержание человеческой личности. Человек – высшее создание Вселенной – «мыслящая материя» - с неизбежностью воплощается в космосе в новые формы жизни. Она-то и несёт с собой в будущее начала человечности.

5 минут

5.Итог урока.
Работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений.
Технология «Педагогика сотрудничества».

Учитель предлагает сделать самостоятельный вывод по теме.
Анализ перерастает в обсуждение гуманистической проблемы.
Оценки за урок

Учащиеся самостоятельно делают вывод о том, что в произведениях писателя-фронтовика поднимаются проблемы любви к Родине, высокой ответственности и мужестве простых солдат. Сам писатель предстаёт перед нами как человек скромный, внимательный, честный, бесстрашный и терпеливый. Нам нужно быть благодарным священной памяти беззаветных защитников Отечества, не забывать стоны израненных солдат, слёзы их вдов и матерей, вечно хранить о мире, который защитило поколение наших дедов и прадедов. Совместная развивающая деятельность учителя и учащихся, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом произведения.

7 минут

6.Домашнее задание.
(Технология личностно-ориентированного подхода)

Написать сочинение-эссе «Открытие писателя»

Метод творческих заданий направлен на «открытия».
Прием творческих заданий способствует раскрепощенному творческому процессу.

3 минуты.