Идущий к себе рискует встретиться с самим собой.
(Из к\ф «Я свободен, я ничей»)
На доске портрет Есенина и репродукция картины В.Стекольщикова «Добро и зло».
1. Пролог урока:
- Обратите, пожалуйста, внимание на тему нашего урока. Она звучит просто. Но по единым орфографическим правилам в конце любого предложения ставится точка. Я не поставила ничего: ни точки, ни многоточия, ни какого-либо другого знака препинания. В конце урока мы окончательно решим, что нам делать: то ли поставить какой-то знак препинания, то ли какое-то слово или словосочетание.
А теперь прочтите эпиграф, Как вы его понимаете?
2. Осмысление личности поэта в последний период его жизни:
Звучит «Реквием» Моцарта – часть «Лакримоза»
1) Работа с письмами:
- Сергей Есенин – замечательный русский поэт – умер 28 декабря 1925 года, а его поэма «Чёрный человек» вышла в свет в ноябре этого же года. Есенин признавал влияние на свою поэму «Моцарта и Сальери» Пушкина, где фигурирует загадочный чёрный человек. Василий Фёдорович Наседкин - современник Есенина, поэт, вспоминал: «Над «Чёрным человеком» Есенин работал два года. Эта жуткая лирическая исповедь требовала от него колоссального напряжения и самонаблюдения. Я дважды заставал его пьяным, в цилиндре и с тростью перед большим зеркалом, с непередаваемой нечеловеческой усмешкой разговаривавшим со своим двойником-отражением или молча наблюдавшим за собою и как бы прислушивающимся к самому себе». Между датой появления поэмы и трагедией, случившейся в гостинице «Англетер», - чуть больше месяца.
Когда же родился есенинский «чёрный человек»? Давайте обратимся к письмам. Ведь порой именно на бумаге легче и проще высказать всё то, что наболело, или то, что успел заметить, но неудобно говорить об этом в глаза.
Выступление подготовленной ученицы – она готовила анализ писем самого Есенина и писем, адресованных ему. Её вывод:
2) Работа с воспоминаниями современников:
- Как же так получилось, что златокудрого, голубоглазого, искреннего, светлого Сергея Есенина стал побеждать «Чёрный человек»? Как это объясняют современники?
Далее уч-ся в парах работают над воспоминаниями, розданными им учителем.
- 1 пара – Фрагмент из воспоминаний В.А.Рождественского «Сергей Есенин»:
- 2 пара - работает с воспоминаниями В.Ф.Ходасевича
- 3 пара – с воспоминаниями П.И.Чагина.
- 4 пара – с воспоминаниями Н.Н.Никитина «О Есенине».
- 5 пара – с воспоминаниями Кириллова В.Т
- 6 пара – с воспоминаниями Оцупа Н.А.
- 7 пара – с воспоминаниями Чернявского В.С.
Озвучивание парами версий, которые записываются на доске.
3. Анализ поэмы:
- Чтобы разобраться, что значит эта поэма для Есенина, обратимся к самой поэме. Лирический герой говорит:
Я один у окошка,
Ни гостя, ни друга не жду.
Так сколько героев в поэме? (трое)
- Кто гость? (Чёрный человек)
- А кто же друг?
- То есть лирический герой находится между чёрным человеком и другом?
- Какими чертами обладает гость? (Отрицательными: прескверный гость)
- А с чем связывается друг? (Со светлым началом, с надеждой)
- Что представляет собой поэма? (диалог, может быть, даже спор с Чёрным человеком)
- Диалог лирический герой ведёт только с Чёрным человеком? (Диалог с другом, только скрытый)
- Какое создаётся впечатление при чтении 1 части? (У лирического героя бред)
- Зачем 11 раз рефреном автор пускает словосочетание «Чёрный человек»?
- Зачем пришёл Чёрный человек?
- Какую книгу он читает?
- Как реагирует на это чтение лирический герой? Разве Чёрный человек в этом диалоге всегда не прав, всегда лжёт? (Лирический герой уязвим, так как Чёрный человек говорит правду)
- Почему лирический герой ни разу не назвал себя поэтом, а лишь «прохвостом и забулдыгой»? (Он не признаётся, что скандальный поэт именно он: он отрекается от правды, а значит и от себя).
- А что ещё страшно в этом чтении для лирического героя? (Что прохвост и забулдыга имел много «прекраснейших мыслей и планов», неосуществлённых и неосуществимых в «стране самых отвратительных громил и шарлатанов»).
- Это о какой же стране идёт речь? О России? Ведь Есенин говори: «Я люблю родину. Я очень люблю родину». Как это расценить, как предательство?
- Когда портрет Чёрного человека начинает обретать конкретные черты, которых раньше не было? (После отречения героя от себя – во второй части).
- Любимый цвет Есенина – синий. Каким страшным эпитетом он заменяет его в поэме? Когда именно? Что это значит? (Глаза покрываются голубой блевотой – Чёрный человек похож на Есенина).
- Как в самом начале диалога Чёрный человек разговаривает с лирическим героем? А как говорит, приобретя реальные черты? Почему? (С издёвкой говорит)
- Что ещё указывает на биографическую реальность поэта? Зачем это нужно?
- Чего ждёт лирический герой? (Выздоровления)
- Но может ли оно наступить? (Без покаяния нет)
- Первая часть заканчивается словами:
…так бесстыдно и нагло
Обокравший кого-то.
Что значит «обокравший кого-то»? Кого? (Обокрал себя как личность)
- В начале второй части упомянут перекрёсток. Что вообще символизирует перекрёсток?
- Что значит перекрёсток для лирического героя? (Он стоит перед выбором)
- Кто может помочь лирическому герою сделать правильный выбор? (Друг)
- А кто же этот друг? (Вторая часть души человека; ангел).
- Почему же не появляется друг? (У лирического героя нет в нём внутренней потребности).
- Так кается ли лирический герой? (Нет, он в ярости. А физическое, без покаяния, одоление своего тёмного начала невозможно).
- Что же в итоге? (Чёрный человек окончательно завладел героем).
- Что символизирует разбитое зеркало?
- Что может значить многоточие в конце поэмы?
- А в своей судьбе поэт поставил точку в конце декабря 1925 года в гостинице «Англетер».
4. Подведение итогов:
- Так что такое Чёрный человек?
- Как вы думаете, он есть у каждого человека?
- Может, иногда полезно встречаться со своим Чёрным человеком?
- Чёрный человек есть у каждого, главное – при встрече победить его. Послушайте стихотворение современного автора. Стихотворение взято из интернета.
Мне грезились ужасные виденья:
Как будто чёрный-чёрный человек,
Зажав в руке ярчайшее свеченье,
Вопил какой-то нереальный бред.
Мне очи ярким солнцем ослепляя,
Его сжимал в руке он всё сильней;
О, как я гибели ему тогда желала!
Но он всё выше становился, всё смелей.
Сглотнув с увядших, пересохших губ
Последнюю горячую слезу,
Я слышала сквозь вопли сердца стук,
Не смея ни подняться, ни вздохнуть.
Я лишь просила небеса ответить,
Набраться солнцу снова прежних сил,
Но чёрный человек меня заметил,
И с яростью меня он раздавил.
И, задохнувшись от могучей боли,
Упала я, о милости моля,
А рядом… Рядом раздавались стоны
Раздавленных, таких же, как и я.
- А теперь послушайте стихотворение ещё одного человека, который пожелал остаться неизвестным, но со стихотворением предыдущего автора он не знаком.
БОРЬБА
Бывает, что готова я расстаться с жизнью,
Уйти туда, где кто-то обещает рай иль, может, ад.
И мысли странные в мозгу моём кишат,
В глазах ни чувства, а в душе квадрат.
Холодно, скверно, одиноко,
Тоска, как ржа, съедает весь полёт,
Уходит в зыбь череда обязательных забот,
И всё, как в зеркале кривом, наоборот.
А дни идут, и ждёшь чего-то:
Что муки кончатся, наступит вдруг рассвет,
В проёме светлом забрезжит знакомый силуэт
И тягостный на радости закончится запрет.
Но Чёрный человек вцепился крепко
Ухмылками, словами, наговорами,
Насмешками и жалящими взорами,
Сознанье рвёт уловок злыми сворами.
И он всё чётче, всё победоносней,
Час от часу всё радостней, сильней,
А я всё меньше, хуже и несносней
От смертоносных проникающих речей.
Но есть ещё в сознании осколок,
Что не даёт спокойно в немоту уйти,
Что умоляет Рубикон пройти,
От смертного греха себя спасти.
И начинаешь вдруг не соглашаться
С тупыми доводами мрачной черноты,
И бьёшься, упираешься у краешка черты,
И просишь помощи у столь далёкой высоты.
Пусть он откликнется оттуда и придёт,
И пусть я не права, но он меня поймёт,
И за руку безвольную участливо возьмёт,
И вверх настойчиво с собою позовёт.
- А теперь посмотрите на рисунок, созданный вашей одноклассницей Нади Побережной, которая таким представила Чёрного человека, правда, не своего, а лирического героя поэмы Есенина «Чёрный человек».
- Максим Яковлев поэму Есенина представляет вашему вниманию в музыкальном оформлении:
(Прослушивание автора, а затем презентация его произведения).
Ученики после всего услышанного и увиденного делятся впечатлениями.
- Так будем дорабатывать тему нашего урока? Как?
Домашнее задание: написать эссе на тему «Мой чёрный человек»