Цели урока: раскрыть художественное своеобразие М.Шолохова в изображении войны 1914г; исследовать, как война влияет на душу главного героя и какие изменения происходят с ним; показать "чудовищную нелепицу войны", ее антигуманную сущность, составить опорную схему - конспект по данной теме
Эпиграф к уроку:
Срубил человека зря и хвораю через
него.
М.Шолохов.
Ход урока
1. Орг. момент
Сегодня мы начинаем очень важную и трагическую тему в русской литературе. Вслед за Л.Толстым Шолохов обратился к теме человека на войне. Его интересует не только война, а в особенности, психология человека на войне и что делает война с человеком. Поэтому в романе "Тихий Дон" мы найдем много параллелей с романом-эпопеей "Война и мир"
2. Беседа по вопросам.
Мы прочитали только 2 части из 1 книги, мы только прикоснулись к этому великому произведению.
-О чем повествует автор?
-Что мы узнали о героях?
-Кого среди казаков выделяет автор и почему?
Вывод: в 1,2 ч. романа автор познакомил нас с мирной жизнью казаков, с их бытом и традициями. Также Шолохов выделяет их главные ценности - это нравственные, человеческие(доброжелательность , отзывчивость и, главное , ТРУДОЛЮБИЕ)
НАЧИНАЕМ РАБОТУ НАД ОПОРНОЙ СХЕМОЙ-КОНСПЕКТОМ
1 блок
3. Откройте 3 часть 1 книги и прочитайте 1 предложение.
-Что вы знаете об этой дате-1914г?
-Какова роль этой даты в романе?
-Слово "война" пока не прозвучало в тексте , но казаки уже чувствуют тревогу. Почему?
-Какой образ нарисовал автор? (Вывод по 1 блоку)
2 блок.
ЧТО ВИДИТ ГРИГОРИЙ НА ВОЙНЕ?
-грабеж мирного населения (гл.5), мародерство (зачитать значение слова по словарю)- (8гл,конец); надругательство над Франей (конец 2гл.)
-Как поступил Григорий Мелехов? Докажите. Как этот поступок его характеризует?
-Вывод по 2 блоку. Чем страшна война?
3 блок
КАК ГРИГОРИЙ МЕЛЕХОВ ВЕДЕТ СЕБЯ В БОЮ?
-открыли гл. 5, прочитаем эпизод от слов " Вдоль железной решетки"
Задание:
1. Озаглавить
2. Определить тему.
3. Найдите ключевые слова. Почему автор так подробно описывает эту сцену?
-Какие чувства испытывает Григорий, убив врага? Почему? -----10гл
Вывод: автор показал "чудовищную нелепицу войны"
4 блок
-А еще какие эпизоды раскрывают поведение Мелехова на войне?
(гл.20-раненый Григорий спасает полковника и получает Георгиевский крест)
Вывод: автор будто всегда испытывает своего героя: как он поведет себя, будучи
окровавленным и без сил, смалодушничает или поступит как настоящий человек?
(Он храбрый, сильный)
-Есть ли в романе ответ на вопрос: каким должен быть человек на войне? (гл.6,)
-Каким мы увидели его в начале войны? По своим убеждениям он к кому близок? почему? (в начале войны он честно берег свою казачью славу).
-Как вы считаете, почему так страшно и мучительно умирал Жерков?
-Какую идею хотел донести до нас автор? Мальчики, над чем вы задумались?
-Что такое война в понимании М.Шолохова ? Л.Н.Толстого?
Прежде чем дать вам домашнее задание, я прочитаю вам отрывок из романа:
"Огрубело сердце, зачерствело, будто солончак в засуху , и как солончак не впитывает воду, так и сердце Григория не впитывало жалости. С холодным презрением играл он чужой и своей жизнью; оттого прослыл храбрым- четыре Георгиевских креста и четыре медали выслужил. На редких парадах стоял у полкового знамени, овеянного пороховым дымом многих войн; но знал, что больше не засмеяться ему, как прежде, знал, что ввалились у него глаза и остро торчат скулы; знал, что трудно ему, целуя ребенка, открыто глянуть в ясные глаза: знал Григорий, какой ценой заплатил за полный бант крестов."
4. Домашнее задание: чтобы узнать, что в дальнейшем произошло с Григорием, как и почему он изменился, прочитайте ч 4.гл 4, продолжите работу над схемой-конспектом.