Человек и природа в творчестве В.Н. Федорова (на примере работы с повестью "Звезда голуболикой Жаннет")

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Цель урока: вызвать интерес к жизни и творчеству писателя-земляка В.Н.Федорова

Задачи:

  1. выявить главную проблему повести; ознакомить с трагической судьбой экзотической обезьяны, главной героини повести “Звезда голуболикой Жаннет”;

Оборудование урока: слайды для презентации

Методы: исследовательский, поисковый

Ход урока

(Звучит песня “Край мой Кобяй!” на слова И.Н.Левина, мелодия А.К.Калининского, перевод В.Н.Федорова)

I. Вступительное слово учителя о Владимире Николаевиче Федорове (показ слайдов)

Владимир Федоров – русский поэт, прозаик, переводчик, драматург, журналист, член Союза писателей СССР с 1988 года, лауреат премии имени П.А.Ойунского, академик Академии духовности Владимир Николаевич Федоров родился 31 марта 1951 года в рыбацком поселке Таас Тумус Кобяйского района Якутской АССР. Окончил среднюю школу в поселке Сангар.

В 1975 году окончил ЯГУ, получил специальность геолога. Несколько лет работал в экспедициях, затем перешел на журналистскую работу. Был штатным сотрудником газет “Молодежь Якутии”, “Социалистическая Якутия”, одновременно руководил литературным объединением “Горизонт”.

С 1983 года в течение 10 лет сначала работал заведующим отделом, затем главным редактором журнала “Полярная звезда”. Несколько лет руководил отделом культуры газеты “Якутия”, был генеральным директором ОАО “Редакция газеты “Якутия”. В настоящее время редактор газеты “ЛИterra”.

Владимир Федоров – участник восьмого Всесоюзного совещания молодых писателей. Его стихи печатались в республиканских и центральных газетах, сборниках “Молодая гвардия”, “Современник”. Первая поэтическая книга “Звезда в снегу” издана в 1982 году. Потом появились книги “Автограф души” (1982 г.), “Красный ангел” (1986 г.), “Формула любви” (1995 г.), “Небесный пилигрим” (2006 г.).

Владимир Федоров успешно работает в жанре прозы. Написал повести “Гражданин №1 навсегда исчезнувшего города”, “Звезда голуболикой Жаннет”, “Скрипка”, “Сезон зверя”.

Последние годы работает в драматургии. Его пьеса “Одиссея инока якутского”, написанная к 2000-летию христианства, с восторгом воспринята якутскими зрителями. За эту пьесу удостоен Государственной премии имени П.А.Ойунского. К 375-летию вхождения Якутии в состав России написал пьесу “Апостол государев”.

По рассказу “Большая белая рыба” был снят художественный фильм “Русалка”.

Многие стихотворения В.Н.Федорова стали песнями.

II. Рассказы учащихся, участников экспедиции на малую родину писателя Таас Тумус

(показ слайдов)

1.

Таас Тумус – родное село писателя
Я родился в своей Вселенной,
В самом сердце земли Саха,
Где встречается с мудрой Леной
Кареглазая дочь Лунха...

“Я родился в своей Вселенной”

Таас Тумус – это устье седого Вилюя, левый приток великой Лены, ворота к Ледовитому океану. Это устье красивой Лунхи. Вот здесь и родился Владимир Николаевич Федоров. Он рос среди рыбаков и охотников. Самое первое воспоминание из детства у писателя – ледоход, ловля рыбы, охота. В десять лет ему подарили ружье, в десять он один ездил на моторной лодке проверять сети. И почти в то же время научился фотографировать: подарили фотоаппарат. Это занятие помогло в работе Владимира Федорова как геолога и журналиста.

Свидетельство о рождении Федорову дали через год, там стоял №1. Владимир Федоров – “Гражданин №1 навсегда исчезнувшего города”. Рядом с Таас Тумусом было открыто первое в Якутии месторождение газа. Были идеальные условия для строительства речного транспорта. Все думали, что их поселок будет городом. Рыбозавод, что кормил Таас Тумус и для которого нельзя было придумать лучшего места, перевели в райцентр Кобяйского района Сангар. Тогда Владимиру Федорову было семь лет. Перевезли жилые дома и строения, а рыбаков разместили в пяти километрах от реки. Остались в заброшенном поселке несколько стариков и старух...

2. Краеведческая экспедиция в Таас Тумус с учащимися Куокуйской средней школы (лето 2009, 2020 г.г.). Рассказ по презентации.

3. Воспоминание одноклассницы М.С.Максимовой, преподавателя Кобяйской детской школы искусств “Хороший друг и надежный товарищ моего детства и юности”.

Маша, Маруся, Маняша, Мария Молчанова... Теперь Мария Семеновна Максимова – преподаватель Кобяйской детской школы искусств имени Захара Степанова, ветеран труда, Отличник культуры РС (Я), руководитель клуба бабушек “Кубэйэ”.

Мария Семеновна окончила музыкальное училище в Якутске. Она – ровесница писателя

Владимира Николаевича Федорова, родилась в Таас Тумусе. Вместе росли, выросли, за годы учебы в школе сидели за одной партой. От бабушки я узнала о рыбацком поселке Таас Тумус, ездила с бабушкой и дедушкой в этот поселок в 2008 году. Бабушка показала место, где стоял ее родной дом, рассказала о поселке. Сейчас в бывшем поселке рыбаков остался только один дом. Это дом, где родился писатель Владимир Николаевич Федоров.

В июле этого 2011 года в наш улус на открытие мемориального комплекса бывшим жителям Таас Тумуса и переселенцам-чурапчинцам, открытие творческого домика писателя Владимира Николаевича Федорова приехали народный писатель Якутии Николай Лугинов, Владимир Федоров с супругой и родным братом...

В бывшем поселке рыбаков остался один дом, это родной писателя. В родном поселке, бывшем рыбацком поселке сохранился родной дом писателя Владимира Николаевича Федорова. Он стоит в нескольких десятках метров от Лены. “Вот и дом. Он еще крепкий, но время не прошло бесследно: пологой дугой просек конек крыши, волной повело доски завалин, толстые плахи крыльца окончательно растрескались, и в трещины эти лезут вперемежку трава и смородина. А вот березки у крыльца вымахали в настоящие деревья, поднялись над выбеленными дождями стенами, и оттого дом кажется маленьким, согнувшимся от старости существом” (с.94).

С веранды видны раздольная Лена, синие пики Верхоянских гор. В прошлом году в доме открыли уголок писателя, чтобы приезжающие смогли ознакомиться с писателем и его книгами. В родном доме писателя живут мать с сыном. Эта бабушка, Захарова Прасковья Егоровна с родителями приехала во время войны из Чурапчи, так и осталась. Ей 83 года.

4. Чтение стихотворения “Дом”

Там, где черный мыс с ночами слился,
Где с безлюдьем сросся окоём,
Дом стоит, в котором я родился --
Одинокий
старый
горький
дом.
А ведь было, было -- при народе,
В день моих далеких именин
Плыл он в стайке изб, как в хороводе,
И не думал доживать один...

5. Повесть “Гражданин №1 навсегда исчезнувшего города. Невыдуманный антироман”.

Таас Тумус воспели в своих произведениях писатели Николай Алексеевич Лугинов и Владимир Николаевич Федоров, прославили на весь мир.

“Эта повесть – в какой-то мере памятник моему селу и моим землякам ...”.

В октябре 1956 года было найдено первое месторождение природного газа в Таас Тумусе, устье Вилюя. На базе этого месторождения, открытого на территории улуса, рождалась газовая промышленность республики, что является примечательной страницей истории улуса.

Владимир Николаевич Федоров – первый ребенок, который родился в этом рыбацком поселке. Получил свидетельство №1. Об этом написал в повести “Гражданин №1 навсегда исчезнувшего города”. Все думали, что Таас Тумус будет городом.

В 1956 году пятилетний В.Н.Федоров со двора своего родного дома увидел первый факел газа. Это знаменательное событие подробно описывается в повести “Гражданин №1 навсегда исчезнувшего поселка”:

Повесть состоит из 13 глав, и каждую главу предваряет сон. Чтение отрывков из повести (Владимир – первый ребенок в семье; родители Владимира Федорова; река Лена; охота; времена года; близкие и родные люди - бабушки; сны...)

III. Повесть “Звезда голуболикой Жаннет” (1993) (Показ слайдов).

Тема взаимоотношений человека и природы всегда была актуальна, она интересовала писателей всех времен и народов. Эта проблема главная в повести Владимира Федорова.

Работа по раскрытию содержания повести, где главной героиней является экзотическая обезьяна с красивым именем Жаннет. (Заранее учащимся дано задание: прочитать повесть)

1. Родина обезьяны. Как обезьяна из Африки оказалась в России?

2. Новые хозяева, новые имена.

3. Почему приобретение Жаннет для дрессировщика Сурена Нодия стало решающим в судьбе? Рассказ о жизни дрессировщика до приобретения Жаннет.

4. Почему встреча Сурена Нодия с главным администратором Колымской филармонии оказалась поворотной в судьбе Сурена Нодия и Жаннет.

5. Как Жаннет, пристрастилась к алкоголю? Болезнь Жаннет.

Ученик. В первый же день Жаннет простудилась и заболела пневмонией. ... Благодаря заботливому уходу и участию всех жителей “Голливуда” - общежития артистов филармонии, Жаннет выздоровела, но пристрастилась к водке, которую по совету флейтиста Сан Саныча давали ей как лекарство. Через ощущения обезьяны писатель показывает деградацию личности людей, которые споили бедное животное. “Она мысленно уже перестала называть ее “веселящей”, потому что все чаще после очередной рюмки на Жаннет нападала то смертельная тоска, то непонятная раздражительность и агрессивность” (с.193).

Но живое участие северян в судьбе больной Жаннет немного скрасило впечатление от Севера, Сурен Нодия вынужден признать: “Спасибо, люды ващи хорощие, замэчательные просто люды”.

6. Как автор показывает изменение образа жизни Жаннет в Заполярье?

Чтение описания эпикировки обезьяны: “По официальному письму Ивана Емельяновича в театральной мастерской ей сшили комбинезон, унты, рукавички, шапку из обрезков песцовой шкуры и даже шерстяную маску чулок с прорезью только глаз – на случай особых холодов. В этом Жаннет выглядела заправской северянкой и по случаю, в тумане или в сумерках, вполне могла быть принята за малышку, доставленную на руках заботливым папой-кавказцем в детский сад” (с.130). Оленеводы подыскали для Жаннет детскую люльку из шкур на оленьей нарте, чтобы она ездила в ней во время гастролей.

7. Жизнь Жаннет в “Голливуде”. Друзья и враг Жаннет.

Это девочки-близняшки Юля и Аня, которые любят Жаннет, играют вместе, утешают. Жаннет приходит к ним в горестную минуту. Чтение отрывка из текста: “Через полчаса Жаннет в старой Юлиной пижаме и в кухонном чепчике на голове сладко спала на диване между сестренками” (с.152).. “Дядя Сурен! Дядя Сурен! Просыпайтесь, мы вашу Жанночку привели. Она у нас поночевала. Только вы ее больше не выгоняйте в коридор, а то она у нас навсегда останется жить. По-точному”.(152).

Конферансье и фокусник Егор Михайлович Соловьев – злой и мстительный человек.

Соловьев не мог простить Жаннет своего испуга, хотя та как раз хотела пожалеть его. Всех, кто читал эту повесть, наверное, взволновал эпизод мести, когда Соловьев наливает Жаннет в рюмку чистый спирт, а затем еще дает вторую порцию запивать. Даже собутыльники обвиняют его в мерзости: “Ну и сволочь ты, Егор, она же не человек все-таки, животное”.

8. Как автор передает главную идею повести? Переживания и сны Жаннет.

Чтение отрывка из текста: “...голубым фонарем – совсем как у нее, родное и близкое. А музыка все звучит и звучит, поднимает в поднебесье. И такими жалкими после этой великолепной картины показались собственные кувырки и скачки, что она тяжело вздохнула и снова погрузилась в хандру” (с.132).

Из прочитанного можно сделать вывод: любовь к прекрасному свойственна не только людям, но и животным, и прежде всего обезьянам, от которых произошли мы, люди

IV. Незнакомый мир Заполярья (сообщения учащихся)

Зима. Большую роль в повести играет природа. Жаннет, попав в незнакомый мир Заполярья, рассматривала жизнь за двойными стеклами. “Она была совершенно необычной, эта жизнь – белой-пребелой. В белый цвет были одеты крыши домов, проезжая часть улицы, белые горбы высились на кузовах застывших автомобилей, собачьих будках и поленницах дров во дворах и даже люди несли этот на своих плечах и шапках и клубами вдыхали изо рта. А цвет как будто не мог насытиться своим могуществом, то и дело добавляя, досыпая с неба новую белую крупу. И во всей этой белизне не проглядывало даже ни малейшего зеленого пятнышка. Жаннет никак не могла понять, куда же подевались кипарисы, пальмы, трава, наконец? Утонули в захлестнувшем все и вся белом половодье? Она прижималась лбом к холодному стеклу, как бы пытаясь нырнуть в белизну и все собственноручно выяснить” (с.150).

Вывод: пейзаж помогает автору раскрыть внутренний мир обезьяны, понять ее переживания.

2. Приключения Жаннет в тундре (рассказы учащихся с опорой на текст повести):

- интересная ягода-голубика: “Голубая, будто покрытая инеем ягоде не только утоляла голод, но и разливалась какой-то обезбаливающей волной по желудку...Жаннет не могла остановиться, она прыгала от одного куста к другому, на котором ягоды казались крупнее и слаще, потом перескакивала к третьему, мчалась в глубь поляны, возвращалась назад, не смея поверить неожиданно свалившемуся на нее счастью.

Какие человеческие лакомства могли сравниться по вкусу, а главное – по количеству с огромным полем замечательных голубых – голубых, как она сама! – плодов. ... ведь на всем пространстве, что могли охватить глаза, не было больше никого! Ни-ко-го! Только она и восхитительная прекрасная пища. И пища эта дана ей просто так, ее не надо заработать...” (с.174)

- встреча с настоящим оленем - лосем с огромными рогами;

- “Инопланетянин - гость нашего Медвежьего” в газете “Северный Октябрь”;

- зима. Северное сияние “Сделав свое недоброе дело – унеся в небытие оленей с людьми и оставив ее одну в этом холодном неприветливом мире – хищный огонь отправился на отдых” (с.189).

- встреча с волками. “Волки пошли к своей жертве с трех сторон, сверкая клыками и утробно взрыкивая, но внезапно почти разом остановились и нерешительно затоптались на месте. Дело в том, что от небольшого и с виду безобидного существа, напоминавшего олененка или зайца, исходили, сливаясь, два могучих, пугающих запаха. Первый принадлежал огромному зверю... Второй же запах обычно сопровождал еще более страшного двуногого хищника с железной палкой, изрыгающей огонь и смерть. При встрече с любым из них волчий инстинкт и память советовали мгновенно убираться подальше, а тут присутствовали сразу два запаха” (с.190).

V. “Прости нас, Жанка! Прости! Прости нас!”

Отъезд Сурена Нодия на родину, выписка из больницы Сан Саныча.

“Прямо над ним, на ветке высохшей березы, сидела Жаннет, глядя куда-то в потолок яркими малиновыми бусинками, вставленными в мертвые глазницы. Новенькая табличка под ее лапами лаконично сообщала: “Мартышка голуболицая. Место обитания - Африка, Конго. Возраст – пять лет”.

Ученик. Мы слышим запоздалое извинение Сан Саныча, который первый приучил Жаннет к алкоголю: “Прости нас, Жанка! Прости! Прости нас!”.

VI. Заключение. Итак, познакомились с судьбой маленькой обезьянки с голубыми щечками по имени Жаннет. Смерть Жаннет заставляет задуматься над причинами ее смерти. Родители Жаннет погибли во время пожара, а ее спасли. Не будь пожар в джунглях, она бы осталась жива. Судьба сироты зависела от людей, ее приютивших. Но кем были для нее люди? Спасителями или губителями? Маленькая, смешная Жаннет погибла, потому что она оказалась ненужной им. В ее смерти виноваты люди.

Литература.

  1. Башарина З.К. Писатели Якутии.Я., 1999.
  2. Федоров В.Н. Звезда голуболикой Жаннет. Я., “Бичик”, 1993.
  3. Федоров В.Н. Небесный пилигрим. Я., “Бичик”, 2006.