Роман «Война и мир», принадлежащий перу величайшего русского писателя Л.Н.Толстого, по праву можно считать и философским, и историческим произведением, поднимающим важнейшие проблемы русского общества. Но этот роман можно рассматривать и как семейную хронику.
Это утверждение полноправно, хотя сам автор утверждал, что «в «Войне и мире»… любил мысль народную». Нельзя забывать, что Толстой задумал показать формирование будущего декабриста, а где же это происходит, как не в семье?
Пять семейств составляют основу «мысли семейной» романа: Ростовы, Болконские, Курагины, Безуховы, Друбецкие. Почему именно они интересуют и читателей, и автора произведения? Есть ли какая-либо закономерность в том, что Толстой так подробно описывает быт Ростовых, Болконских уже в первом томе романа? Пожалуй, однозначно можно сказать только, что автор любуется и Ростовыми, и Болконскими и презирает мир «светской черни», Курагиных, Друбецких. Все, что может оттолкнуть, вызвать неприязнь и даже некую гадливость: фальшь, завистливость, ложь, подлость, жадность, разврат, неестественность, лицемерие, – можно увидеть в семействе богатого сановника, князя Василия Курагина. Эти черты характеризуют любого из этого семейства, и, конечно, в полной мере наделен ими князь Василий.
Миру Курагина противопоставлен мир Ростовых и Болконских. Эти семьи ничем не похожи друг на друга. Но их объединяет то, что они любимые у Толстого. За что же их так любит автор?
Семья Ростовых привлекает теплотой, жизнерадостностью, добросердечием и гостеприимством. Открыто радуются и открыто плачут Ростовы. Они готовы принять и обласкать любого; в их семье, кроме четверых родных детей, воспитывается Соня и Борис Друбецкой. Хлебосольство Ростовых славится по всей Москве.
Совсем не похожа жизнь в доме князя Николая Андреевича Болконского в Лысых Горах. Внутренняя атмосфера здесь другая: царит дух замкнутости, спартанской сдержанности, аскетизма. В этой семье не принято откровенничать, а слова любви произносят лишь в исключительные минуты.
Возможно, именно поэтому в некоторых эпизодах романа проявляется явное противостояние этих семей. Например, князю Андрею неприятен Николай Ростов; Николай Андреевич Болконский будет противиться женитьбе сына на Наташе Ростовой. Возможно, кто-то предположит, что такое неприятие может быть объяснено только отличием в стилях жизни. Это не так. Эти семьи живут в разных системах нравственных ценностей.
Вернемся к очаровательному дому Ростовых. Граф и графиня трепетно любят друг друга; у них чудесные дети. Только вот старшая Вера почему-то отличается ото всех: «…была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный,… но… и гости, и графиня оглянулись на нее, как будто удивились…и почувствовали неловкость». А Толстой подчеркивает, что «красивая Вера, производившая на всех такое раздражающее, неприятное действие… стала… еще холоднее и спокойнее».
Да ведь это «копия» Элен Курагиной, в облике которой Толстой ничего не находит, кроме «античной красоты тела». Как же получилось, что Вера так отличается от других детей в семье? Граф Илья Ростов простодушно объясняет: «…Графинюшка мудрила с Верой…». Судя по всему, «мудрила графинюшка» и с Николаем, который во время первого боя, испугавшись, мог мысленно повторять только: «…Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне?…И зачем? Убить меня? Меня, кого так любят все?». Диссонансом в общей гармонии семьи Ростовых звучат эти эпизоды. А объясняется все просто: «графинюшка», в девичестве Натали Шиншина, была ближайшей подругой Анны Друбецкой, она воспитывалась в высшем свете, унаследовала все его черты. И вот это-то воспитание сказалось на детях графини, в особенности на старшей дочери Вере.
Даже представить невозможно подобное у Болконских. Нравственные основы в этой семье требуют прежде думать о чести, душе, а потом о жизни и благополучии. «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет…А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет…стыдно!» – напутствует отец Андрея Болконского, уходящего на войну. Старый князь Болконский не идеален, у него трудный характер, он самолюбив, горд, он не может застраховать своих детей от жизненных ошибок, полностью защитить их от окружающего мира. Но он учит их абсолютной честности перед самим собой, безусловному уважению к нравственным заповедям человечества, доминирующему чувству долга, ответственности за свои поступки.
Любимые семьи Толстого привлекательны по-своему, но их объединяет то, что они противостоят Курагиным, Друбецким, Бергам…Основа авторских убеждений: последние – люди недостойные. Толстой презирает их и «наказывает»: молодые Курагины бездетны. Так писатель показывает разумный ход природы – у таких людей не должно быть детей, так как этические принципы, которыми они руководствуются, бесчеловечны. Достаточно вспомнить: «Княгиня ничего не отвечала; ее мучила зависть к счастью своей дочери».
В эпилоге романа Толстой показывает две семьи, одна из которых, с его точки зрения, идеальная. Это семья Наташи Ростовой и Пьера Безухова. Взрослая Наташа, окруженная детьми, выглядит неопрятной, но счастливой. Она духовная опора своего мужа; именно в этом Толстой видит гармоничность этого союза. Семья Марьи Болконской и Николая Ростова, по мнению автора, менее благополучна. И дело не только в том, что Марья умнее своего мужа; она как личность неизмеримо глубже, чем он. За Николая Ростова можно быть спокойным, пока окружающий мир стабилен. Но уже в эпилоге чувствуется, что сгущается предгрозовая атмосфера: уже разделяется русское общество на будущих декабристов и тех, кто будет подавлять восстание. И автор пытается выяснить, как из одной семьи Ростовых выйдет будущая жена декабриста Наташа и уже готовый подавлять антиправительственный мятеж Николай.
Судьей в споре Ростова и Безухова о судьбе России и о долге честного гражданина автор избирает ребенка, Николеньку Болконского. На его воспитание оказывают влияние обе семьи: и Марьи, и Наташи. Отношение Николеньки к главам семьи – важнейший критерий для Толстого. И ребенок, имеющий возможность выбирать между двумя жизненными принципами, выбирает Пьера, который в его сознании ассоциируется с отцом, которого он почти не помнит, но любит и который для мальчика является образцом для подражания.
Так Толстой реализует в романе семейную концепцию.