Встреча литературного кружка «Книжный клуб», посвященная закрытию Года литературы в России

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (52 МБ)


Цели занятия:

  • показать значимость литературы;
  • вызвать у студентов интерес к чтению;
  • познакомить студентов с событиями в мире литературы;
  • познакомить студентов с биографиями и произведениями некоторых авторов.

Место проведения: учебный класс.

Оборудование: мультимедийный проектор.

Ход занятия

Слайд №2

Вступительное слово руководителя кружка.

Здравствуйте! Хочу поблагодарить вас за то, что вы сегодня здесь собрались, чтобы поговорить о литературе.

Наша сегодняшняя встреча посвящается закрытию Года Литературы в России. Вы все, наверное, знаете, что 2015 год был посвящен литературе, и в связи с этим проходили различные мероприятия.

Слайд №3

Открытие Года Литературы в России состоялось 28 января в МХТ им.Чехова. Церемония закрытия прошла 14 декабря 2015 года в Санкт-Петербурге в Мариинском театре, где с речью выступил президент России Владимир Путин. Давайте посмотрим его выступление (смотрим видео).

Вопрос студентам: О каких мероприятиях, приуроченных Году Литературы, говорил Владимир Путин?

И так, повторим. В рамках плана мероприятий Года Литературы в России прошли: международный писательский форум “Литературная Евразия”, проект “Литературная карта России”, “Библионочь 2015”, проекты “Книги в больницу” и “Лето с книгой”, “Всемирный день книги”, книжная ярмарка на Красной площади, конкурс “Литературная столица” и т.д.

Слайд №4

Завершающим мероприятием Года Литературы в России стал литературный марафон “Война и мир. Читаем роман”. С 8 по 11 декабря 2015 года в течение 60 часов в прямом эфире государственных телеканалов “Россия К”, “Россия 1”, радиостанции “Маяк”, а также в сети интернет велась прямая трансляция чтения произведения. Около 1300 человек читали роман Л.Толстого “Война и мир”. К чтению привлекли как профессионалов (актеров, режиссеров, теле и радиоведущих), так и не профессионалов (политиков, спортсменов, ученых), людей разных профессий, возрастов из всех уголков нашей страны. В трансляции принимали участие города, расположенные в разных часовых поясах (Москва, Санкт-Петербург, Н.Новгород, Смоленск, Вологда, Казань, Грозный, Владивосток, Уфа, Берлин, Вена, Вашингтон и др.). Площадки для чтений были оборудованы в различных местах: театрах, музеях, исторических зданиях (усадьба Толстого “Ясная поляна”, Эрмитаж, Государственный исторический музей и т.д.). Каждый чтец получил фрагмент, по объему равный примерно одной странице текста, что соответствует 2-3 минутам трансляции.

Грандиозный литературный марафон стал финальным аккордом Года Литературы в России. Все, что было прочитано и показано во время трансляции доступно для просмотра в видеоархиве сайта телеканала “Культура”.

Слайд №5

Говоря о литературе, надо сказать, что это такой вид искусства, который отображает повседневную жизнь людей, быт, традиции и т.д. Основным понятием литературы является образ, при помощи которого она воссоздает целые эпохи в их многообразии (античность, Возрождение, СССР и т.д.). Литература изображает не только людей (персонажей), но также время и пространство. Если во время чтения происходит узнавание (местности, здания, предметы, люди и т.д.), то такой текст становится нам еще ближе.

Основным средством литературы является слово. Посредством созданных словом образов автор пытается увлечь читателя, “включить” его в действие произведения. Такое участие необходимо для более глубокого понимания написанного, полностью погружаясь в текст, мы его лучше понимаем.

Литература ведет свою историю от устного народного творчества (песни, сказки, героического эпоса и др.). Ее можно считать самым разносторонним видом искусства, т.к. она является основой и драматического театра (пьесы), и оперного искусства (тексты арий), и кинематографа (сценарий).

Литература является сосредоточием общественно-исторического опыта и опыта личности в освоении окружающего мира. Она помогает устанавливать связь между поколениями, формировать, развивать и укреплять шкалу ценностей, способна не ограничиваться в изображении внутреннего и внешнего мира человека.

Слайд №6

Литература существует в трех разновидностях художественного текста (родах): эпос (повествование), лирика (исполняемый под звуки лиры), драма (действие). Одна разновидность текста отличается от другой способом формирования художественного образа. Драма объединяет произведения, предназначенные для исполнения на сцене. Лирика чаще всего бессюжетная, отличается высокой эмоциональностью. Эпос – последовательный рассказ о череде событий.

Для того чтобы немного заинтересовать вас литературой, я расскажу вам про четырех авторов, которых я выбрала на свой вкус, и их произведения. Т.к. биографии этих авторов – это значительный объем информации, я расскажу о них только самое интересное, чем их судьбы отличаются от судеб многих других писателей.

Слайд №7

Реймонд Дуглас Бредбери (1920-2012).

Родился в городе Уокиган, штат Иллинойс, США. Его детство и юность прошли во времена Великой депрессии, денег на образование у его семьи не было. В 12 лет Брэдбери принял решение стать писателем и упорно следовал ему, не задумываясь о другой профессии. Он продавал газеты, жил за счет жены, пока в 1950 году не было опубликовано его первое крупное произведение “Марсианские хроники”. Затем после написания в 1953 году романа “451 градус по Фаренгейту” и его публикации в журнале “Playboy” слава Брэдбери разнеслась по всему миру.

Рэй Брэдбери так и не поступил в колледж, он закончил своё образование на школьном уровне. В 1971 году вышла его статья под названием “Как вместо колледжа я закончил библиотеки, или Мысли подростка, побывавшего на Луне в 1932-м”. “Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги. В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку”. (Рэй Брэдбери)

За свою жизнь Брэдбери создал более восьмисот разных литературных произведений, в том числе несколько романов и повестей, сотни рассказов, десятки пьес, ряд статей, заметок и стихотворений. Его истории легли в основу нескольких экранизаций, театральных постановок и музыкальных сочинений. Пьесы Брэдбери были хорошо приняты публикой, но его стихотворения не пользовались большим успехом.

Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не

является фантастом и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля. Тем не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики (Небьюла — 1988, Хьюго — 1954), помимо множества общелитературных премий.

Главное достижение Брэдбери заключается в том, что он сумел пробудить у читателей интерес к жанрам научной фантастики и фэнтези, которые до него были на периферии современной культуры.

В 79 лет Брэдбери перенёс инсульт, после чего все последние годы жизни был прикован к инвалидному креслу, однако сохранял присутствие духа и чувство юмора.

Брэдбери скончался после продолжительной болезни 5 июня 2012 года в Лос-Анджелесе в возрасте 91 года.

Слайд №8

“451 градус по Фаренгейту” — научно-фантастический роман-антиутопия Рэя Брэдбери, изданный в 1953 году.

В эпиграфе романа говорится, что температура воспламенения бумаги — 451 °F (233 °C).

Далее краткий пересказ романа.

Слайд №9

Владимир Владимирович Набоков (1899-1977).

Публиковался также под псевдонимом “Сирин”.

Родился 22 апреля 1899 г. в Петербурге в семье одного из самых популярных в предреволюционной России политических деятелей, члена 1-й Государственной думы от кадетской партии юриста Владимира Дмитриевича Набокова.

По семейной традиции сын получил блестящее домашнее образование. Уже в детстве он в совершенстве овладел английским языком. Свои счастливые ранние годы Владимир Владимирович вспоминал потом всю жизнь. Набоков окончил Тенишевское училище — одно из элитарных учебных заведений Петербурга.

Октябрьская революция заставила Набоковых перебраться в Крым, где к Владимиру пришёл первый литературный успех — его работы печатались в газете “Ялтинский голос” и использовались театральными труппами, спасавшимися на южном берегу Крыма от опасностей революционного времени.

В 1916 г. состоялся его литературный дебют: был издан сборник стихотворений.

Октябрьский переворот вынудил семью Набоковых покинуть Россию. В апреле 1919 года, перед захватом Крыма большевиками, семья Набоковых навсегда покинула Россию.

Владимир получил образование в Кембриджском университете, где он продолжил писать русские стихи и перевел на русский язык “Алису в Стране чудес” Льюиса Кэрролла. За границей будущий писатель изучал романские, славянские языки и литературу. Известность он приобрёл в 1926 г., когда вышел его роман “Машенька”.

Набоков вёл замкнутый образ жизни, почти не общался ни с литераторами, ни с русскими эмигрантами. Эмигрантская критика в целом восприняла Набокова как “странного писателя”. Его виртуозная проза многих отталкивала некоторой холодностью. В. Ф. Ходасевич отмечал “двоемирие” Набокова, для которого воображаемый мир более реален, чем действительная жизнь.

Скончался 12 июля 1977 г. в Монтрё (Швейцария).

Слайд №10

Защита Лужина — один из наиболее известных романов Владимира Набокова. В основе сюжета лежат события из жизни друга Набокова — Курта фон Барделебена (Curt von Bardeleben), гроссмейстера, который покончил жизнь самоубийством в 1924 году.

Далее краткий пересказ романа.

Слайд №11

Защита Лужина (англ. The Luzhin Defence) — художественный фильм 2000 года нидерландского режиссёра Марлена Горриса по мотивам одноимённого романа Владимира Набокова.

Актриса Эмили Уотсон за работу в фильме получила номинации на премии британского независимого кино и круга кинокритиков Лондона.

Слайд №12

“Я, Пелевин Виктор Олегович, родился 22 ноября 1962 года в г. Москве. В 1979 году окончил среднюю школу №31. В 1979 году поступил в МЭИ, который окончил в 1985 году. В 1987 году поступил в очную аспирантуру МЭИ, где учился до 1989 года. В 1989 году поступил в Лит. институт им. Горького. С 1989 года работал штатным корреспондентом журнала “Face to Face” в течение года. С того же времени сотрудничал с различными газетами и журналами, выходящими в г. Москве”. 1 декабря 1993 г. (автобиография, приложенная Пелевиным к заявлению о приеме в члены Союза журналистов СССР).

Виктора Пелевина называют самым известным и самым загадочным писателем. Сам автор склонен согласиться с этим утверждением. Реальность в его произведениях тесно переплетена с фантасмагорией, времена смешаны, стиль до предела динамичен, смысловая нагрузка при максимальной интеллектуальной насыщенности отнюдь не подавляет читателя. Его проза — удачное сочетание, казалось бы, несоединимых качеств: массовости и элитарности, острой современности и погружённости в реалии прошлого, всегда увиденного под весьма эксцентричным углом зрения, а также способности заглядывать в будущее. Видимо, всё это и является составляющим невероятного успеха его произведений.

Слайд №13

Омон Ра — роман Виктора Пелевина, написанный в 1991 году, представляет собой пародию на воспитательные романы советской эпохи и по жанру близок к триллеру. Характерно внимание к деталям, которые в финале складываются в одну картину.

Далее краткий пересказ романа.

Заключительное слово руководителя кружка.

Надеюсь, что я смогла хоть немного заинтересовать вас литературой, и услышанное сегодня побудит вас к прочтению очередной увлекательной книги.

До новых встреч!